Себестоимость продукции в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – разработка путей снижения себестоимости продукции на примере ООО «ПО «Орника».
Исходя из поставленной цели, определим задачи:
рассмотреть сущность и виды себестоимости выпускаемой продукции;
определить состав затрат, включаемых в себестоимость продукции и охарактеризовать их классификацию;
раскрыть факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии;

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 86.89 Кб (Скачать файл)

Юридический адрес: 462420, Оренбургская область, город Орск, улица Ленинского Комсомола, дом 43.

Вся продукция предприятия  имеет сертификаты соответствия. Специальная одежда изготавливается  в соответствии с требованиями НТД - костюмы женские и мужские  для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий  ГОСТ 27574-87, ГОСТ 27575-87; женские и мужские  для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий  ГОСТ 12.4.131-84, ГОСТ 12.4.132.-83.

На данный момент основными  крупнейшими заказчиками являются Министерство Обороны, Министерство Внутренних Дел, Управления Роспотребнадзора, Федеральная Таможенная служба и Федеральная Налоговая служба. ООО «ПО «Орника» - предприятие со значительными производственными мощностями и высококвалифицированными кадрами. Шесть лет на предприятии осуществляется программа, утвержденная администрацией Оренбургской области по обеспечению школьной одеждой учащихся 1-9 классов. Ежегодно готовится обширная коллекция моделей школьной одежды с учетом возраста мальчиков. В коллекции школьных костюмов 2012 года учтена новая типология мальчиков. На сегодняшний день предприятие имеет возможность шить около 10 тысяч единиц детских костюмов в месяц.

Выпускаемая продукция конкурентоспособна. Предприятие стало дипломантом  конкурса «100 Лучших товаров России»  и удостоено Серебряной эмблемы, а также имеет множество дипломов и грамот. Продвижению товара на рынке способствует ежегодное участие в проводимых Федеральных и региональных ярмарках.

На основе ПБУ 1/2008 «Учетная политика», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. №106н, учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем. В ООО «ПО «Орника» бухгалтерский и налоговый учет осуществляется бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером. Согласно учетной политике организация ведет бухгалтерский учет с использованием Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н (ред. От 18.09.2006г.). На предприятии учет ведется с использованием компьютерной техники и бухгалтерской программы «1С: Предприятие 7.7».

В бухгалтерском и налоговом  учете ООО «ПО «Орника» амортизация основных средств начисляется линейным методом в зависимости от срока полезного использования. Отпуск материально-производственных запасов в производство осуществляется по средней себестоимости. Приобретение и заготовление материалов в бухгалтерском учете организации отражается с применением счета 10 «Материалы», на котором формируется фактическая себестоимость материалов и отражается их движение. В бухгалтерском и налоговом учете при отпуске материально производственных запасов в производство и ином их выбытии используют метод оценки – по средней себестоимости.

Согласно учетной политике ООО «ПО «Орника» списание затрат на производство производит в том отчетном периоде, в котором они возникли. Для определения размера материальных расходов при списании их в производство, применяется метод средней стоимости.

Бухгалтерский учет выпуска  готовой продукции осуществляется с применением счета 40 «Выпуск  продукции (работ, услуг)». Готовая продукция  отражается в бухгалтерском балансе  предприятия по фактической производственной себестоимости.

ООО «ПО «Орника» находится на общем режиме налогообложения и является плательщиком налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество и страховых взносов во внебюджетные фонды. Налоговый учет ведется на основе бухгалтерских регистров, дополняемых по мере необходимости. Отчетным периодом по налогу на прибыль является первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Авансовые платежи по налогу уплачиваются ежемесячно в размере 1/3 налога на прибыль прошлого квартала. Налог, который следует уплатить по итогам отчетного квартала, определяется исходя из фактической прибыли за отчетный период. При расчете налога на прибыль применяется ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль».

Доходы и расходы признаются методом начисления, при этом доходы и расходы, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, распределяются ежемесячно.

Одним из приложений к учетной политики предприятия является рабочий план счетов. Согласно рабочему плану счетов формирование расходов по обычным видам деятельности осуществляется без использования счетов 30-39, а расходы по элементам затрат учитывают на счетах 10, 70, 69, 02, 05 и других.

Предприятие не создает резервы  по сомнительным долгам.

Динамика технико-экономических  показателей деятельности ООО «ПО Орника» за исследуемый период представлена в таблице А.1 (см. Приложение А). Из таблицы видно, что 2012 год был непростым для предприятия. В результате задержек поставок сырья в течение года предприятие почти четыре месяца из двенадцати находилось в вынужденном простое. Результатом нестабильности работы стала задержка выплат заработной платы, что также стало причиной текучести кадров (уволилось сорок человек). Вынужденный просто также стал причиной снижения не только заработной платы, она снизилась в среднем на 349 рублей, также уменьшился объем выпуска товарной продукции (на 14430,73 тысяч рублей). Удельный вес материалов в себестоимости изготовляемой продукции на ООО «ПО «Орника» составляет около 60%. Поэтому даже незначительное изменение стоимости сырья сильно сказывается на изменении цены продукции. Так удорожание ткани на 10% в 2012 году привело к увеличению цены на готовые изделия. Только в третьем квартале ситуация нормализовалась и предприятие заработало на полную мощность. За счет открытия дополнительных торговых точек по всем районам области предприятие смогло увеличить объем реализации детского и мужского костюмного ассортимента. По итогам 2012 года выручка от реализации продукции выросла на 54 989 рублей, и предприятие смогло рассчитаться со своими работниками по долгам, выплатив задолженность по заработной плате.

 

2.2 Анализ системы планирования на предприятии

 

Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости – основополагающего признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость – один из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.

Анализ состава и структуры  себестоимости начинается с изучения отдельных элементов затрат и  общей суммы затрат с помощью  горизонтального и вертикального  анализа.

Группировка затрат по элементам является единой и обязательной и определяется Положением о составе затрат. Группировка  по экономическим эл1ементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов в общей сумме расходов. При этом по элементам материальных затрат отражаются только покупные материалы, изделия, топливо и энергию. Оплата труда и отчисления на социальные нужды отражаются только применительно к персоналу основной деятельности.

Рассчитанные поэлементно затраты  всех материальных и топливно-энергетических ресурсов используются для определения  планового уровня материальных затрат и оценки его соблюдения. Анализ поэлементного состава (см. Приложение Б) и структуры затрат на производство дает возможность наметить главные направления поиска резервов в зависимости от уровня материалоемкости, трудоемкости и фондоемкости производства. Данные таблицы свидетельствуют о том, что в отчетном году, равно как и в прошлом, наибольший удельный вес занимают материальные затраты (42 %), что говорит о материалоемком характере производства. Следовательно, важнейшим направлением снижения затрат на производство будет поиск резервов по сокращению этих расходов. Как известно, главным источником экономии материалов является их рациональное использование.

За рассматриваемый период удельный вес заработной платы производственных рабочих снизился на 2 %, соответственно и отчисления - на 2,6 %. Это сокращение связано со снижением трудоемкости на базе внедрения нового оборудования, совершенствованием технологии, а также с заменой деталей и узлов собственного производства покупными изделиями и полуфабрикатами.

Доля элемента «Прочие  затраты» по сравнению с планом возросла на 7,6% в основном из-за снижения расходов по остальным элементам.

В настоящее время на предприятии  постоянно происходит обновление отдельных  видов изделий. Поэтому необходимо анализировать вклад каждого  изделия в общее изменение  сводного показателя затрат на 1 рубль  товарной продукции. Показатель затрат на рубль товарной продукции является одним из наиболее распространенных в хозяйственной практике показателей  себестоимости, исчисляемый как  отношение полной, коммерческой себестоимости  товарной продукции к ее стоимости  в оптовых ценах предприятия. На его уровень оказывают влияние  как объективные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы (см. Приложение В). Величина затрат на 1 рубль товарной продукции рассчитывается по формуле:

 

Затраты на 1 рубль = Полная себестоимость/Стоимость  продукции                     (2.1)

 

Влияние факторов первого  уровня на изменение затрат на рубль  товарной продукции рассчитывается способом цепных подстановок.

Анализ затрат на 1 рубль  проводится по следующей схеме:

  • фактические затраты сопоставляются с базисными;
  • определяется влияние факторов на изменение данного показателя;
  • выявляются причины отклонения.

Данные для анализа  представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 - Исходные данные для анализа затрат на 1 рубль  товарной продукции ООО «ПО «Орника» за 2012 г.

Вид 
продукции

2011 г.

2012 г.

Кол-во, 
шт.

Цена, 
руб.

Себестои-

мость, руб.

Кол-во, 
шт.

Цена, 
руб.

Себестои-мость, руб.

1 Костюм школьный

6500

1100,0

980,0

6000

1350,0

1200,0

2 Костюм мужской

5000

1500,0

1300,0

3500

1650,0

1400,0

3 Костюм рабочий

3500

2480,0

2104,0

3000

2840,0

2450,0

Итого:

15000

   

12500

   

 

Из таблицы 2.3 видно, что  за 2012 год количество костюмов по сравнению  с 2011 годом снизилось на 2500 штук, а цена и себестоимость за каждый товар по сравнению с 2011 годом  увеличилась в зависимости от вида костюма.

На основе данных рассчитана стоимость и себестоимость товарной продукции. Расчеты произведены в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 - Расчет стоимости  и себестоимости товарной продукции ООО «ПО «Орника» за 2011 - 2012 гг.

Вид 
продукции

2011 г.

2012 г.

Товарная продукция 2012 г.

Стои-мость

Себестои-мость

Стои-мость

Себестои-мость

по ценам 
2011 г.

по себестои-мости 2011 г.

1 Костюм школьный

7150,0

6370,0

8100,0

7200,0

   6600,0

5880,0

2 Костюм мужской

7500,0

6500,0

5775,0

4900,0

5250,0

4550,0

3 Костюм рабочий

8680,0

7364,0

8520,0

7350,0

7440,0

6312,0

Итого:

23330,0

20234,0

22395,0

19450,0

19290,0

16742,0


 

Данная таблица показывает, что стоимость и себестоимость товарной продукции за 2012 год снизилась по сравнению с 2011 годом.

На основе таблиц определены затраты на 1 рубль продукции и занесены данные в таблицу 2.5.

 

Таблица 2.5 - Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции ООО «ПО «Орника» за 2012 г.

Показатели

Выпуск продукции по с/с 2011 г.

Выпуск продукции 2012 г.

Выпуск продукции 2012 г. по с/с 2011 г.

1 Полная себестоимость,  тыс. руб.

20234,0

19450,0

16742,0

2 Стоимость продукции,  тыс. руб.

23330,0

22395,0

19290,0

3 Затраты на 1 руб.

0,8673

0,8685

0,8679


 

Анализируя данную таблицу  следует отметить, что общее изменение затрат на 1 рубль товарной продукции составило: 0,0012 тыс. руб. (0,8685 - 0,8673).

Рост себестоимости отдельных  изделий является интенсивным фактором увеличения уровня затрат на 1 рубль товарной продукции. Размер влияния этого фактора определяется путем сопоставления фактических затрат на 1 рубль продукции в ценах прошлого года с затратами на 1 рубль фактически выпущенной продукции исходя из ее фактического выпуска и себестоимости прошлого года. То есть:

 

Затраты на 1 рубль = 0,7176 – 0,8679 = -0,1503                                (2.2)

 

Таким образом, уровень затрат на единицу продукции увеличился на 0,364 рубля за счет увеличения себестоимости. На весь фактический выпуск по всем затратам перерасход составил:

 

Перерасход =                                            (2.3)

 

Влияние фактора изменения  цены на готовую продукцию определяется путем сопоставления затрат на 1 рубль фактически выпущенной продукции в действующих ценах с затратами на 1 рубль той же продукции в ценах прошлого года. То есть, на данном предприятии за счет фактора цен на продукцию уровень затрат на 1 рубль товарной продукции увеличился на 0,1509 рублей (0,8685 – 0,7176).

Фактор изменения структуры  и ассортимента продукции оказывает  различное влияние на себестоимость  продукции, вызывает как снижение так  и повышение уровня затрат на 1 рубль. На анализируемом предприятии вследствие изменения структуры выпуска  продукции затраты на 1 рубль увеличились  на 0,0006 рубля (0,8679 – 0,8673). Таким образом, полученный результат позволяет  судить об увеличении в общем выпуске  доли изделий, по которым предприятие  получает относительно меньшую экономию. Иначе говоря, по этим изделиям затраты  на единицу продукции при фактической  структуре выше затрат на 1 рубль, чем при плановой структуре. Общая сумма увеличения издержек по этой причине составила:

Информация о работе Себестоимость продукции в организации