Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:08, реферат
Целью реферата является ознакомление с теориями и исследованиями экономической шведской школы, ее представителей: К.Викселля, Г.Мюрдаля, Г.Касселя, Э.Линдаля. Также, рассмотрение проблем, которые дали толчок представителям шведской школы к их решению, таких как: торгово-промышленного цикла, реализации ожиданий, динамики цен, нагромождение капитала, экономические колебания и кризисы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 СТОКГОЛЬМСКАЯ ШКОЛА. ВКЛАД ШВЕДСКИХ
ЭКОНОМИСТОВ………………………………………………………………............4
2 ЛИНДАЛЬ. ВКЛАД В МОНЕТАРНУЮ ПОЛИТИКУ……………………..7
3 ТЕОРИИ К. ВИКСЕЛЛЯ……………………………………………………8
4 МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И
СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ Г. МЮРДАЛЯ…………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..14
В теории Викселля важное место принадлежит концепции кумулятивного процесса (тенденции к ускорению какого-то процесса). Причина кумулятивного изменения цен заключается в движении заимообразного процента (т.е. процент за кредит - это плата, которую получает кредитор от заемщика за предоставленные в ссуду деньги или материальные ценности), в несовпадении «денежной» и «реальной» процентных ставок. «Денежная» ставка отвечает ставке на рынке заимообразного капитала (капитал, который приносит доход в виде процента). «Реальная» - отбивает прибыльность капиталу, который реально функционирует. Равновесие достигается, как считал шведский экономист, лишь в случае равенства «денежной» и «реальной» ставок. Главная проблема заключается в том, что нарушение равновесия между ставками может влечь изменение уровня цен.
Викселль утверждал, что любое изменение цен предопределяет изменение условий, которые определяют масштабы и характер инвестирования. Скорректировать их можно методами банковской политики. Согласно концепции кумулятивного процесса с нарушением равновесия, то есть возникновением неравенства между инвестициями и сбережениями выявляется тенденция к увеличению уровня цен.
Анализ кумулятивных процессов и исследование проблем нарушения равновесия привели Викселля к созданию теории экономического цикла. Основную причину кризисов он искал в «реальных факторах» экономики, хотя и не отрицал значения движения цен. Механизм циклического развития хозяйственной конъюнктуры он соединял с процессом нагромождения капитала.
Шведский экономист предложил трактовку капитала как совокупность всех единиц сэкономленного труда и сэкономленной земли, умноженных на длительность периода сбережений. То есть процесс нагромождения капитала рассматривался как нагромождение все большего количества инвестиционных благ определенного вида, в результате отказа от текущего потребления факторов производства.
Викселль впервые ввел в теорию понятие «ожидания» участников хозяйственного процесса. Анализ неравновесных ситуаций сделал возможным формулирование условий, необходимых для равновесного развития экономики: равенство между «денежной» и «природной» ставками, равенство инвестиций и сбережений, стабильность цен.
Характеризуя процесс нагромождения капитала, Викссель показал, что в периоды подъема нагромождения («высота») капитала поддерживается низким уровнем процентных ставок (сумма, указанная в процентном выражении к сумме кредита). Мерой нагромождения капитала начинает проявляться тенденция к снижению его предельной полезности. Относительная доля капитала в совокупном продукте уменьшается с увеличением ее в абсолютном выражении. В то же время происходит постепенное поглощение реальных сбережений текущим потреблением. Этот процесс в экономической литературе получил название «эффект Виксселя». «Эффект Викселля» и рост «высоты» капитала влияют на движение процентных ставок, препятствуя их снижению, что, в свою очередь, тормозит нагромождение капитала. Возможность выхода из депрессии Викссель видел в потреблении накопленного капитала. Исследования экономического цикла дали возможность выделить острые проблемы нагромождения капитала, проанализировать его влияние на производство, распределение доходов, сбережения, проследить связь между инвестициями и деньгами.
Викселль видел необходимость вмешательства государства в механизм равновесия, хотя на то время идея государственной макрорегуляции была еще достаточно туманной. Эту идею, как и теория цен, процентов, и инвестиций была проработана позже. Он ввел в практику анализ кумулятивных изменений, в частности последствий несовпадений "реальной" и "денежной" процентных ставок. Нарушения в денежной и кредитной сферах взаимоусиливаются, нарастают. По сути, в своих работах он предвосхитил идеи и положения, нашедшие впоследствии более детальную разработку в теоретической концепции Кейнса.
На основе обстоятельного анализа реальных процессов, происходящих в странах Южной и Юго-Восточной Азии, Мюрдаль пришел к выводу, что проблемы и трудности индустриализации связаны не с недостатком капитала, а с социальными противоречиями, архаичной отсталостью всех сфер общественной жизни. Люди не могут найти применения своему труду, а рабочих рук для индустриального развития не хватает. При устарелой структуре и низком уровне образования сельское хозяйство оказывается неспособным «отдать» промышленности и городу свободные рабочие руки.
Инструменты рыночной экономики в странах «третьего мира» «работают» не по привычным схемам ортодоксальной теории. Здесь действуют иные стимулы, сохраняются иные традиции и подходы. «Цены не реагируют на спрос и предложение; факторы производства, включая предпринимательскую деятельность, более специфичны и слабо, если вообще реагируют на экономические стимулы. Несовершенство рынка, невежество и иррациональность являются правилом».
Согласно концепции Мюрдаля в основе преобразований должен лежать не рыночный автоматизм, а реализация эффективной государственной политики на основе всестороннего учета местных условий и особенностей. Важны не только источники инвестиций, но и соответствующий уровень потребления, стимулирование внутреннего спроса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идеи стокгольмской школы в момент возникновения не оказали большого влияния на экономическую теорию. Возможно, это было связано с тем, что для развития школы необходима определенная критическая масса активных исследователей и сторонников. Большинство же ее членов оставили научную работу в рамках проблематики школы. Мюрдаль занялся проблемами международной экономической политики. Затем, занявшись практической деятельностью, стал министром торговли, а впоследствии был исполнительным секретарем Европейской экономической комиссии ООН. Даг Хаммаршельд стал Генеральным секретарем ООН. Лундберг и Свеннильсон заняли административные посты в конъюнктурном институте.
Работы этой группы экономистов в первую очередь адресовались шведской публике. Большинство публикаций выходило на шведском языке, и не было известно в англоязычных странах. Появление теории Кейнса еще более уменьшило шанс шведских экономистов на достойное признание, хотя во многих вопросах они опередили Кейнса. Как ни парадоксально, но практические рекомендации, разработанные шведскими экономистами, не были оценены современниками в полной мере, хотя и подготовили общественное мнение к восприятию государственного регулирования экономики.
Основной вклад стокгольмской школы заключается в развитии «чистой» экономической теории. Понятия ex-ante и ex-post прочно вошли в научный оборот и во многие учебники по экономической теории. Творчество Линдаля оказало большое влияние на Хикса.
И сегодня многие экономисты пытаются построить макроэкономическую теорию, опираясь на микроэкономический анализ Лундберга.
Исследование факторов ожиданий и неопределенности в дальнейшем нашли отражение в работах английских экономистов Дж. Шекла и Дж. М. Кейнса. Значительный вклад в сближение шведской школы и кейнсианской теории сделал А. Лейонхувуд. Многие же положения и выводы стокгольмской школы требуют дальнейшего изучения с позиций современного состояния экономической науки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антюшина Н. Шведская модель экономической реформы МЭ и МО, 2009.
2. Платонова И. Н. Современные модели социально - экономического развития. Деньги и кредит. - 2008.
3. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.: Прогресс, 2008.
4. А.Г. Худокормова. История экономических учений: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 2009.
5. В.Н. Черковец. Всемирная история экономической мысли. - М.: Мысль, 2008. - Т. 4, гл. 32.
6. Эклунд К. Эффективная экономика: Шведская модель. - М.: Экономика, 2009.