Система внутреннего контроля в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:20, реферат

Описание работы

Система внутреннего контроля организуется руководством предпри¬ятия. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих видов контроля.
Внутренний контроль — это система мер, организованных руковод¬ством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.

Файлы: 1 файл

УУ.docx

— 44.54 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Система внутреннего  контроля в организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутренний контроль, его цели, задачи, предмет, методы и  объекты исследования.

 

Система внутреннего  контроля организуется руководством предприятия. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих видов контроля.

Внутренний  контроль — это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.

Целями  организации системы внутреннего  контроля на предприятии являются:

1) осуществление  упорядоченной и эффективной  деятельности предприятия;

2) обеспечение  соблюдения политики руководства  каждым работником предприятия;

3) обеспечение  сохранности имущества предприятия.

Для достижения вышеперечисленных целей необходимым  условием является согласованность системы бухгалтерского учета (более широко — Учета) и системы внутреннего контроля, так как система двойной записи, лежащая в основе любой системы бухгалтерского учета (в том числе автоматизированных систем бухгалтерского учета), определяет порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает надлежащий контроль.

Для достижения целей организации системы внутреннего  контроля необходимо решение отдельных задач. Руководство предприятия обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннею контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:

*  в бухгалтерскую  (финансовую) отчетность было включено  все, что должно быть в нее  включено, и не включено ничего  из того, что не должно быть в нее включено, а то, что включено в отчетность, было бы правильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;

* бухгалтерская  (финансовая) отчетность давала верное  и объективное представление о предприятии в целом;

* компьютерные  программы, контролирующие функционирование  учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфальсифицированы;

* средства предприятия  не могли быть незаконно присвоены  или неэффективно использованы;

* все отклонения  от планов своевременно выявлялись, анализировались, а виновные несли ответственность;

* внутренняя  отчетность оперативно передавалась  лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования.

Из перечисленных  выше задач руководства предприятия  по организации внутреннего контроля видна неразрывная связь системы внутреннего контроля с двумя видами бухгалтерского учета; бухгалтерским финансовым и бухгалтерским управленческим учетом.

Первые три  задачи обеспечиваются связью системы  внутреннего контроля с системой бухгалтерского финансового учета, а три последние с системой бухгалтерского управленческого учета.

Именно поэтому  в дальнейшем мы будем различать  две системы:

*   систему  внутреннего финансового контроля;

*   систему  внутреннего управленческого контроля.

Как видно из содержания поставленных задач, создание системы внутреннего контроля — это достаточно сложный процесс, а сама система внутреннего контроля — это очень сложный и тонкий организм, неотъемлемыми частями которого являются абсолютно все подразделения предприятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника-предприятия. Система внутреннего контроля — это своеобразная организация внутри организации (предприятия).

Степень сложности  внутреннего контроля должна соответствовать  организационной структуре предприятия, численности персонала, разветвленности сети филиалов и подразделений, степени централизации бухгалтерского учета и другим характеристикам предприятия в целом.

Объектами внутреннего контроля являются циклы деятельности организации — циклы снабжения, производства и реализации.

Важнейшей функцией внутреннего контроля является обеспечение соблюдения работниками предприятия своих должностных обязанностей,

Методы, используемые при осуществлении внутреннего контроля, весьма разнообразны и включают элементы таких методов, как:

* бухгалтерский  финансовый учет (счета и двойная  запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение);

* бухгалтерский  управленческий учет (выделение  центров ответственности, нормирование издержек);

* ревизия, контроль, аудит (проверка документов, проверка  арифметических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание);

*   теория  управления.

Все вышеперечисленные  методы интегрируются в единую систему  и используются в целях управления предприятием.

В современных  условиях в жизнь предприятий  постепенно входит новое понятие, называемое “эккаунтингом” (accounting). Это чрезвычайно емкое экономическое понятие, в основе которого лежит счетоводство - ведение бухгалтерского учета в соответствии с общепринятыми нормами. Однако счетоводство — это лишь основополагающий элемент эккаунтинга. Посредством счетоводства создается информационная база, необходимая для управления предприятием. Профессиональная деятельность, связанная с формированием этой информационной базы, и называется эккаунтингом.

В это понятие  входит работа:

*   плановая;

*   по составлению  отчетности;

*   контрольная;

*   аналитическая.

Таким образом, контроль является неотъемлемой частью эккаунтинга.

 

Внутренний контроль обязателен для каждого предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, величины и отраслевой принадлежности, На крупных предприятиях могут быть организованы специальные подразделения внутреннего контроля — отделы внутреннего аудита.

Цель внутреннего  контроля — обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации. Цель внутреннего контроля во времени непрерывна, перманентна и достигается только на короткое время,

Внутренний контроль организуется исходя из целей и задач управления предприятием. Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля — порядок проведения инвентаризации, правила организации документооборота, рекомендации по организации аналитического учета, определение должностных обязанностей управленческого персонала и некоторые другие. Кроме того, государство регламентирует организацию внутреннего аудита в некоторых областях хозяйственной жизни, в частности в банковской сфере.

При осуществлении  внутреннего контроля объектами  организации контроля и, соответственно, объектами проверки являются циклы деятельности предприятия:

• снабжения  — совокупность хозяйственных операций, предполагающих осуществление закупок товарно-материальных ценностей и платежей по ним, а также проведение соответствующих мероприятий и процедур контроля, действие которых распространяется на такие хозяйственные операции, как направление заказа на закупку, получение товарно-материальных ценностей, оплата заказанных и полученных материальных ценностей;

• производства — совокупность хозяйственных операций, предполагающих производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, а также наличие соответствующих мероприятий и процедур контроля, результаты которых распространяются на такие хозяйственные операции,

как поддержание  уровня запасов, передача товарно-материальных ценностей в производство, начисление и выплата заработной платы и др.;

* реализации (сбыта)  или получения дохода совокупность  хозяйственных операций, предполагающих получение предприятием доходов, а также наличие соответствующих мероприятий и процедур контроля, результаты которых распространяются на такие хозяйственные операции, как получение заказов на продажу продукции предприятия, отгрузка продукции и получение выручки.

Внутренний контроль осуществляется непрерывно. Отдельные  контрольные мероприятия проводятся по мере надобности. Руководство предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность контрольных процедур. Главный принцип организации внутреннего контроля — целесообразность и экономичность. Все документы внутреннего контроля носят сугубо конфиденциальный характер.

Внутренний контроль зачастую не связан с операциями на счетах бухгалтерского учета. Руководство предприятия заинтересовано в предотвращении случаев мошенничества на своем предприятии (хищений, злоупотреблений служебным положением и проч.), однако атмосфера всеобщей подозрительности, тотального надзора за каждым сотрудником не должна быть целью работы предприятия. Таким образом, внутренним контролем используются приблизительные, но оперативные оценки.

В то же время  для внутреннего контроля важна  каждая деталь. Своевременно незамеченный симптом может привести к существенным нарушениям, мошенничеству.

Внутренний контроль призван организовать структуру  контроля, а также поддерживать ее в таком состоянии, чтобы в каждый момент времени она соответствовала целям предприятия. Если предприятие имеет только один вид деятельности и реализует свою продукцию только по договору поставки, ему соответствует одна структура внутреннего контроля, если это же предприятие организует реализацию своей продукции в розницу через торговый павильон, структура внутреннего контроля должна быть изменена. Таким образом/основной целью внутреннего контроля является ведение деятельности в соответствии с установленными правилами.

 

Классификация процедуд и методов внутреннего контроля

 

Методы и процедуры  контроля являются важной составляющей системы контроля. Предпринимателю, действующему без образования юридического лица и являющемуся единственным работником на своем предприятии, особые процедуры контроля просто не нужны  — он вряд ли захочет обманывать самого себя и подводить заказчиков. Что касается предприятий, насчитывающих  большое число наемных работников, таких как ООО “Транссервис ЛТД” то в их распоряжении должны быть такие  методы и процедуры контроля, которые  побуждали бы персонал действовать  в соответствии с целями руководителей  или владельцев этих предприятий. Кроме  того, при наличии подобных методов  резко сокращаются возможности  для совершения и/или  сокрытия мошенничества. Несмотря на множество видов деятельности предприятий, существует только пять типов методов контроля (таблица ниже). В отличие от мероприятий и процедур, являющихся частью контрольной среды и системы бухгалтерского учета и относящихся ко всем операциям, проводимым предприятием, специальные процедуры внутреннего контроля обычно устанавливаются для крупных или рискованных операций. На состав процедур контроля влияют объем, степень сложности и особенности видов деятельности предприятия, а также специфика контрольной среды и системы бухгалтерского учета. Так, на крупном предприятии со сложными условиями обработки данных необходимо подготовить:

• перечень продавцов или  потребителей;

• условия отгрузки продукции;

• процедуры проверки качества защиты компьютерных данных.

На небольших предприятиях с относительно простыми условиями  обработки данных такие процедуры  контроля не всегда обязательны.

рисунок 1.1. Состав методов внутреннего контроля

 



Предприятия достигают целей  контроля путем разработки и внедрения  процедур контроля на разных уровнях  организации и на разных уровнях  обработки данных.

Некоторые процедуры контроля применимы непосредственно к  хозяйственным операциям, файлам данных, записям и активам. Эффективность  таких процедур контроля увеличивается, если проводится их регулярная проверка и если распределение функций  способствует защите активов и исключению или обнаружению ошибок в финансовых документах. В компьютеризированных системах существуют процедуры контроля, обычно называемые общими, не имеющие  отношения к отдельным  хозяйственным операциям или файлам, но оказывающие значительное влияние на весь цикл хозяйственных операций, на несколько циклов или на работу предприятия в целом.

При отсутствии компьютерной обработки данных (КОД) все процедуры  контроля, естественно, выполняются  вручную. При наличии КОД некоторые  процедуры контроля осуществляются с использованием компьютерных программ. Такие процедуры контроля получили название “программируемые”. Одной из программируемых процедур контроля является сравнение при помощи компьютера счетов-фактур на приобретение ТМЦ с файлами записей по полученным товарам. Процедуры контроля должны охватывать всю систему обработки данных, начиная с первоначальной регистрации информации по хозяйственным операциям и заканчивая последними записями по ее хранению, занесенными в бухгалтерские регистры или сведенными в файлы. При наличии компьютера необходимо сочетать программируемые процедуры контроля, позволяющие составлять отчеты, и выполнение вручную операций, имеющих отношение к таким отчетам. Например, перед оплатой счета продавца, которая происходит в определенные сроки, компьютерная программа может обеспечить проверку всех неоплаченных счетов-фактур на указанную дату с использованием соответствующего файла. Если соответствие имеется, счета-фактуры и отчеты по полученным счетам-фактурам переходят в файл оплаченных счетов-фактур, после чего для продавца распечатывается платежное поручение. Если соответствия нет либо из-за отсутствия информации по получению счетов-фактур, либо из-за расхождений в данных, указанных в перечне и счете-фактуре, компьютер не производит распечатки платежного поручения, а вместо этого выдает ответ: “соответствия нет”.

Информация о работе Система внутреннего контроля в организации