Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 15:37, курсовая работа
Общепризнано, что вопрос собственности - это, пожалуй, один из самых главных вопросов, определяющих генерацию, существование и пути развития человеческого общества. Экономика - это, прежде всего хозяйство. Но там, где есть хозяйство, должен быть и хозяин. Каждый экономический объект, каждый ресурс, каждый продукт должен иметь своего хозяина. С экономической точки зрения хозяин - лицо, вовлекающее объект в экономические процессы, стремящееся использовать его лучшим образом, извлечь из него больше пользы
Введение……………………………………………………………………………...3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОБСТВЕННОСТИ 1.1 Определение понятия собственности, ее виды и формы……………………..5 1.2 Содержание отношений собственности …………………………………...…12 ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОСИИ 2.1 Приватизация государственной собственности в РФ……………..................16 2.2 Пост - приватизационный передел собственности и становление корпоративного управления …………………………………………................…22 2.3 Распределение предприятий и организаций по формам собственности в России……………………………………………………………………………….27 Заключение………………………………………………………………………….30Список используемой литературы………………………………………………...32
Официальная статистика предоставляет данные по промышленному производству, но только до 2004 г. В табл. 3 приводится классификация промышленного производства по формам собственности. Снова наблюдается снижение доли государства
Таблица 3- Доля промышленного производства по формам собственности
Показатели |
2000 |
2002 |
2004 |
2006 |
2008 |
2010 |
2013 |
|
Государственная |
19,9 |
8,2 |
8,2 |
8,1 |
8,2 |
7,9 |
6,7 |
|
Муниципальная |
1,6 |
1,2 |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,3 |
|
Смешанная государственная и частная, российская |
60,9 |
51 |
33,1 |
29,9 |
24,3 |
22,4 |
20,4 |
|
Частная, российская |
15 |
29,6 |
41,1 |
43,2 |
43,8 |
45,2 |
47,2 |
|
Общественные и религиозные организации |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
|
Иностранная и совместная российская и иностранная |
2,4 |
9,8 |
16,3 |
17,3 |
22,2 |
22,8 |
24,1 |
|
Совокупные данные о числе компаний, занятости, основных фондах, капиталовложениях и промышленном производстве демонстрируют снижающуюся роль государства в российской экономике. Этот вывод противоречит широко распространенному представлению о том, что российское правительство в последние годы занимает более активную позицию в российской экономике.
Подводя некоторые итоги, следует отметить, что сама приватизация:
- осуществлялась в радикальном варианте, как по характеру, так и масштабам, срокам и методам;
- имела своим основным направлением превращение абсолютной монополизированной государственной собственности в некоторые разновидности частной собственности;
- преследовала прежде всего политические цели, которые преобладали перед экономическим подходом (критерием);
-- привела к значительному
расслоению общества, сосредоточению
многих объектов
-- пока еще мало способствовала
созданию действительной
К сожалению, следует констатировать, что те цели и задачи, которые ставились при проведении приватизации, не оправдали надежд большинства населения страны. Можно согласиться с мнением многих экономистов, что в России пока произошла лишь смена юридической формы собственности, становление же новых форм присвоения - это процесс длительный и достаточно сложный и пока не состоявшийся.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: тотальная смена формы собственности (приватизация) без одновременной глубокой рационализации отношений владения, пользования и управления объектами собственности не решает и не может решить проблемы повышения эффективности функционирования экономической системы. Именно поэтому формальная и массовая передача титула собственности в частные руки не только не привела Россию к выходу из экономического кризиса, разразившегося еще в период господства государственной собственности, но и усугубила его.
Заключение
Подводя итог, отметим, что собственность - это отношение между людьми, классами и социальными группами общества, а также хозяйствующими субъектами по поводу присвоения ресурсов, условий производства, технического и технологического, научного и интеллектуального потенциала, произведенных в обществе материальных и духовных ценностей. Можно выделить два главных типа собственности: частную и государственную (общественную).
Частная собственность -- это отношения собственности, при которых субъект осуществляет функции распоряжения и присвоения независимо от других, а все основные правомочия находятся у него.
Государственная (общественная) собственность -- это отношения собственности, при которых различные субъекты совместно осуществляют функции распоряжения и присвоения, а также наделены определенными правомочиями собственника. В рамках общественной собственности возникают различные ее виды: 1) коллективная собственность; 2) государственная собственность. Государственная собственность в свою очередь может быть: общенародной, региональной; муниципальной.
После 1991 г. в Российской Федерации произошло отделение средств производства от рабочей силы в форме преобразования общегосударственной формы собственности в частную.
Для современной экономической ситуации в России характерно усиление контролирующих функций государства в результате административной реформы высших органов исполнительной государственной власти и присутствия государства в экономике за счет приобретения собственности путем купли, а также возврата собственности за долги государству.
После более чем десятилетнего опыта приватизации в России можно констатировать, что задача создания эффективного частного собственника как доминирующей фигуры экономики страны не нашла своего решения. Мелкий и средний бизнес не получил ни прочной правовой, ни серьезной экономической основы для цивилизованного конкурентного развития.
Перспективы развития частной собственности в стране имеются пока только у крупного и отчасти среднего бизнеса и совсем призрачны у малого частного предпринимательства.
Таким образом, российское общество и его властные структуры оказались перед сложнейшей дилеммой: приватизация, проведенная по принятой в стране схеме, стала тормозом экономического развития, но возврат в исходную точку с целью использования более эффективных приватизационных моделей является утопией.
Выход из этого тупика лежит в выработке выверенной целенаправленной политики, суть которой в афористичной форме можно выразить достаточно кратко: трансформировать не разрушая. Трансформация отношений собственности должна преследовать цель постепенного (но не размытого во времени) нахождения цивилизованного консенсуса между обществом (государством), собственником и менеджментом.
Список используемой литературы