Стандартизация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 07:43, реферат

Описание работы

Целью и задачами настоящего исследования является рассмотрение и изучение деятельности по установлению норм, выявление целей стандартизации, основных задач государственного стандарта, изучение ГСС, функций Госстандарта России, контроля и надзора за соблюдением принятых требований.

Содержание работы

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ……………………………..………....3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..….…4-5
1. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ…………………………………………………………6-10
2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ…………………………………………………….….11-25
2.1.1.Закон «О стандартизации»
2.1.2. Государственная система стандартизации
2.1.3. Нормативные документы по стандартизации
2.1.4. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований стандартов
2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….........26
3. Список использованных источников и литературы ……………….....27

Файлы: 1 файл

Стандартизация в России.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Положения и  требования Закона распространяются на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг (работ), проектные, конструкторские, транспортные и другие организации и предприятия.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей (отдельных граждан и производственных потребителей), а также государства в целом, посредством применения нормативных документов по стандартизации, устанавливающих оптимальные требования к объектам стандартизации-продукции, работам (производственным процессам) и услугам (услугам населению и производственным услугам), порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.

В соответствии с Законом (статья 1) стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

  • безопасности продукции (работ, услуг) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
  • безопасности хозяйственных объектов, с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  • единства измерений;
  • качества продукции (работ, услуг) в соответствии с уровнем развития наук, техники и технологии;
  • экономии всех видов ресурсов;
  • обороноспособности и мобилизации готовности страны.

Объектами стандартизации являются продукция, работа, процесс, услуги подлежащие стандартизации, т. е. для которых разрабатываются те или иные требования, характеристики, параметры или правила.

Цели стандартизации в соответствии с законом это, с одной стороны, установление обязательных требований по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции; с другой - разработка рекомендаций по потребительским показателям продукции (работ, услуг), направленных на повышение ее качества и экономии ресурсов. При этом соблюдение требований по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости всегда являются обязательными для субъектов хозяйственной деятельности, а соблюдение иных требований к продукции (работам, услугам) становится обязательным, если на это указывается в договоре или технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг.

Цели, установленные  данным законом, полностью гармонизированы с аналогичными целями стандартизации, принятыми в развитых зарубежных странах, а также в документах международных организаций по стандартизации.

Законодательство  РФ регулирует отношения в области  стандартизации. К нему относятся  законы РФ, содержащие те или иные требования к объектам стандартизации:

  • постановления Совета Министров-Правительства РФ, регулирующие организационно-правовые вопросы стандартизации в стране;
  • ведомственные нормативные акты.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержаться в законодательстве Российской Федерации о стандартизации, то применяются правила международного договора (статья 3).

Приоритет международно-правовых норм перед национальными является общепризнанным правилом международного права.

Закон закрепляет правовой статус Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации по осуществлению  государственного управления стандартизацией  в Российской Федерации, включая  координацию деятельности органов государственного управления, взаимодействия с органами власти субъектов Федерации, общественными объединениями, в т. ч. с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности. Другими словами, органом государственного управления стандартизацией в Российской Федерации является Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

В соответствии с Законом Госстандарт России осуществляет следующие функции  в области стандартизации:

  • формирует и реализует государственную политику в области стандартизации;
  • осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
  • представляет Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по стандартизации и участвует в их работе;
  • организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации;
  • устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории РФ.

Конкретные  задачи и функции Госстандарта России сформулированы в положении об этом Комитете, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 №1020. На него также возложено: установление порядка и правил проведения работ по стандартизации; методическое руководство и координация деятельности технических комитетов по стандартизации; государственная регистрация нормативных документов по стандартизации. Госстандарт России утверждает все государственные стандарты, кроме стандартов в области строительства и строительных материалов, которые находятся в ведении Госстроя России. Госстандарт России наделен правом установления в государственных стандартах ГСС РФ общих, т. е. единых для всей страны организационно-технических правил проведения всех видов работ по стандартизации в любых сферах деятельности и на всех уровнях управления, а также форм и методов взаимодействия при этом субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами государственного управления. Свои функции Госстандарт может непосредственно осуществляет и через созданные им органы и организации (научно-исследовательские институты, территориальные центры стандартизации, метрологии и сертификации - ЦСМ, службы стандартизации, технические комитеты по стандартизации).

2.1.2. Государственная система стандартизации (ГСС).

Особое место в правовом регулировании стандартизации занимают государственные стандарты Государственной системы стандартизации (ГСС). Система представляет собой совокупность основополагающих государственных стандартов, определяющих практические правила и порядок разработки, построения, изложения, применения стандартов различных категорий и видов.

Впервые в РФ стандарты ГСС были утверждены постановлением Госстандарта России от 15 июня 1992 №7.

ГСС содержала  пять стандартов:

  1. ГОСТ Р 1.0-92 "Основные положения"
  2. ГОСТ Р 1.2-92 "Порядок разработки государственных стандартов"
  3. ГОСТ Р 1.3-93 "Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений"
  4. ГОСТ Р 1.4-92 "Стандарты предприятия. Общие положения" ГОСТ Р 1.5-92 " Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов"

С принятием  в 1993г. Закона "О стандартизации" в стандарты ГСС были внесены  изменения и дополнения на основе постановления Госстандарта от 15 декабря 1993 №21 (табл.3.2). Дополнения и изменения полностью реализовали в них нормы Закона Российской Федерации "О стандартизации".

Таблица 3.1. Стандарты ГСС 

Стандарты ГСС (постановление Госстандарта от 1 июля 1992 №7)

Изменения и дополнения (постановление Госстандарта от 15 декабря 1993 № 21) введены в действие с 1.04.94

ГОСТ Р 1.0-92 "Основные положения"

Сохранена общая  схема разделов и их содержания, но стандарт оснащен цитатами из Закона в тех случаях, когда старый текст  не соответствует его требованиям.

ГОСТ Р 1.2-92 "Порядок разработки государственных стандартов"

Изменения и  уточнения не принципиального характера

ГОСТ Р 1.3-93 "Стандарты  отраслей, стандарты предприятий, стандарты  научно-технических, инженерных обществ  и других общественных объединений"

Стандарт изъят из системы с 1.04.94.; связано с исключением ТУ из числа нормативных документов по стандартизации.

   

ГОСТ Р 1.4-92 "Стандарты  предприятия. Общие положения".

ГОСТ Р 1.4-92 "Стандарты  предприятия" полностью заменен  новым стандартом ГОСТ Р 1.4-93 "Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных и других общественных объединений"

ГОСТ Р 1.5-92 " Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов"

Изменения и  уточнения не принципиального характера


 

* Содержание  этого стандарта в части основных, принципиальных положений практически  текстуально перешло в новый  документ, утвержденный Госстандартом  России одновременно с новыми стандартами ГСС - ПР 50.1.001-93"Правила по стандартизации", "Правила согласования и утверждения ТУ".

В настоящее  время в ГСС входят еще три  стандарта:

ГОСТ Р 1.8-95 "Порядок  разработки и применения межгосударственных стандартов". Во многом повторяет  ГОСТ Р 1.2 -только по отношению к международным  стандартам.

ГОСТ Р 1.9-95 "Порядок маркировки продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам". В стандарте содержатся общие требования маркирования продукции и услуг знаком соответствия ГОСТ Р или ГОСТ, применяемым на территории РФ, а также порядок выдачи субъектам хозяйственной деятельности лицензий на маркирование продукции или услуг этим знаком.

Маркироваться может продукция, на которую имеются:

  • государственные стандарты вида общих технических условий;
  • государственные стандарты, устанавливающие общие технические требования и методы их контроля.

ГОСТ Р 1.10- 95 "Порядок разработки, принятия и  регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации и информации о них".

2.1.3. Нормативные документы по стандартизации.

В результате, разрабатываемые к объектам стандартизации нормы, требования, правила и характеристики оформляются в виде нормативного документа.

В Законе "О  стандартизации" определен перечень основных нормативных документов (НД) по стандартизации. К ним относятся:

  • государственные стандарты Российской Федерации - ГОСТ Р;
  • общероссийские классификаторы технико-экономической информации - ОКТЭИ;
  • стандарты отраслей - ОСТ;
  • стандарты предприятий - СТП;
  • стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений - СТО.

К нормативным  документам отнесены также применяемые  в установленном порядке международные (региональные международные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации.

Международные стандарты применяются в двух случаях:

  • принятие в форме следующего отечественного нормативного документа по стандартизации аутентичного текста международного (регионального международного) стандарта без каких либо дополнений;
  • принятие в форме следующего отечественного нормативного документа по стандартизации аутентичного текста международного (регионального международного) стандарта с дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей России.

Нормативные документы  по стандартизации на продукцию и  услуги, подлежащие обязательной сертификации, содержат требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.

Перечень нормативных  документов может быть изменен только в соответствии с Законом РФ. Иные документы по стандартизации, применяемые  государственными органами и предприятиями, не могут относиться к нормативным  документам. Другие документы, устанавливающие обязательные требования к продукции и др. объектам, не являются документами по стандартизации.

"Государственные  стандарты разрабатываются на  продукцию, работу и услуги, имеющие  межотраслевое значение, и не  должны противоречить законодательству РФ" ( статья 7 п.1 Закона)

Государственные стандарты должны содержать:

  • требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования к технике безопасности и по производственной санитарии;
  • требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
  • основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;
  • правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании, продукции, выполнении работ и оказании услуг. В том числе правил оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.

Основное значение государственного стандарта как юридического нормативного акта заключается в том, что он определяет обязательные требования к качеству продукции. Однако не все требования, содержащиеся в ГОСТ, носят обязательный характер.

Обязательными являются требования к продукции, работам и услугам, устанавливаемые государственного стандартом для обеспечения безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества. Полный перечень требований, обязательных для выполнения всеми государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности, указан в п.2 ст. 7 Закона. Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам не являются обязательными.

Информация о работе Стандартизация в России