Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 01:34, реферат
Стимул – основа мотивации. Мотив – это внутреннее желание человека удовлетворить свои потребности.
Под мотивацией понимают силы, существующие внутри и вне человека, которые возбуждают в нем энтузиазм и упорство в выполнении определенных действий. Мотивация работников влияет на их производительность и направлена на достижение поставленных целей.
Стимул – основа мотивации. Мотив – это внутреннее желание человека удовлетворить свои потребности.
Под мотивацией понимают силы, существующие внутри и вне человека, которые возбуждают в нем энтузиазм и упорство в выполнении определенных действий. Мотивация работников влияет на их производительность и направлена на достижение поставленных целей.
Стимул – это возможность получения средств удовлетворения своих потребностей в обмен на выполнение определенных действий. Стимулирование труда – это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Вместе с тем оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работающему реализовать себя как личность и работника одновременно.
Стимулирование труда
как способ управления предполагает
использование всего
Социальные стимулы связаны с потребностями работников в самоутверждении, а также с их стремлением занимать определенное общественное положение, следовательно, с потребностями в определенном объеме власти. Эти стимулы выражаются в возможностях участвовать в управлении производством, трудом и коллективом, принимать решения, в перспективах продвижения по социально-профессиональной лестнице, в возможностях заниматься престижными на сегодня видами труда. Моральные стимулы являются существенной особенностью социалистических побудительных сил трудовой деятельности. Их содержание определяется всем характером общественного строя. Моральные стимулы к труду связаны с потребностями человека в уважении со стороны коллектива, в признании его как работника, как нравственно одобряемой личности. Моральные стимулы проявляются в самых разнообразных формах. Это устная похвала, вынесение благодарности, награждение грамотами, медалями, орденами, помещение фотографии на Доску (занесение в книгу) почета, присвоение различных званий, благодарственные письма в семьи работников, формирование высокого общественного мнения по поводу достижений в труде.
Социально-психологические стимулы вытекают из той особой роли, которую играет общение в жизни человека. Оно является коренной потребностью и условием нормальной жизнедеятельности человека. Трудовая деятельность в общественном производстве, с одной стороны, дает возможность общения, а с другой — самореализуется только через общение. Для некоторых социальных групп (например, одинокие люди, вышедшие на пенсию) общение подчас становится едва ли не главным стимулом участия в труде, общественном производстве. Причастность к делам трудового коллектива, принадлежность к нему способствуют удовлетворению потребностей человека в стабильности и устойчивости своего существования. Такова характеристика стимулов труда в зависимости от тех личных потребностей работников, на удовлетворение которых они направлены и удовлетворение которых возможно в сфере труда.
Теорию стимулирования труда
можно свести к решению двух взаимосвязанных
задач:
а)нахождению
границ, в которых заработная плата, исходя
из ее экономических законов, вообще может
являться средством стимулирования, подчиняться
целям стимулирования и управляться с
точки зрения этих целей;
б)определению
тех конкретных принципов и методов организации
оплаты труда, которые были бы наиболее
эффективны в стимулировании трудовой
деятельности индивидуального и совокупного
работников и при этом не противоречили
бы экономическим законам.
Трудовая деятельность, как
и всякая активность, характеризуется
целым рядом ценностных аспектов,
которые и выступают
Суть недифференцированного
эффекта в том, что под воздействием
одного стимула (например, оплаты труда)
достигаются одновременно все цели, приводятся
в норму все показатели трудовой деятельности.
В случае же дифференцированного эффекта
стимулирования цели относительно независимы,
самостоятельны, в частности это проявляется
в том, что один и тот же стимул воздействует
на многие аспекты труда, но в разной мере
и с разными результатами. В рамках теории
стимулирования очень важен вопрос о его
классификации. Возможно, выделение достаточно
большого количества видов стимулирования.
Обратим внимание на некоторые наиболее
общие из них.
1. Пропорциональное,
прогрессивное и регрессивное стимулирование.
При пропорциональном виде стимулирования
трудовая активность основывается на
постоянной мере стимула, которая изначально
определена и принята как нормальная,
удовлетворяющая; О прогрессивном стимулировании
можно говорить, если трудовая активность
основывается на возрастающей мере стимула;
В случае регрессивного стимулирования
трудовая активность основывается на
убывающей мере стимула, поскольку во
времени происходит адаптация к самой
трудовой активности.
2. Жесткое
и либеральное стимулирование. Жесткое
стимулирование основано преимущественно
на принуждении человека к затратам усилий.
Механизмом принуждения является ориентация
на некий ценностный минимум. Либеральное
стимулирование основано преимущественно
на привлечении человека к затратам усилий.
Механизмом привлечения является ориентация
человека на некий ценностный максимум.
3. Актуальное и
перспективное стимулирование. Если актуальное
стимулирование связано со значением
оплаты труда как источника повседневного
существования, то перспективное направлено
на удовлетворение более глубоких инстинктов
собственности, власти, социального продвижения
и стабильности. Важная проблема теории
и практики — соотношение стимулирования
труда и такого механизма регуляции поведения
людей, как социальный контроль. Социальный
контроль — элемент социальных институтов,
который обеспечивает следование социальным
нормам, правилам деятельности, соблюдение
нормативных требований и ограничений
в поведении. Он необходим для обеспечения
позитивных изменений в поведении людей.
Существуют представления, согласно которым
контроль и стимулирование — противоположные
факторы трудовой деятельности. Контроль
является своеобразным насилием, принуждением,
а стимулирование — это добровольная
активность, основанная на личной экономической
заинтересованности. В действительности,
соотношение несколько иное. Необходимость
контроля — это недостаток материально-экономического
стимулирования труда по сравнению с социальными
и моральными мотивами к труду. Если работнику
свойственно творческое и ответственное
отношение к работе, о необходим лишь фрагментарный
контроль ради поддержания работоспособности
и настроения. В жизни контроль обязателен
и необходим в рамках материального стимулирования.
Он является стимулом к труду, воспитывает
правильное к нему отношение, если осуществляется
правильно и справедливо.
Более обстоятельное выявление места и роли стимулирования в общем, механизме регуляции трудового поведения требует определить его функции по отношению к этому поведению. Можно выделить экономическую, социальную, социально-психологическую и нравственную, воспитательную функции стимулирования труда. Экономическая функция заключается в том, чтобы содействовать повышению эффективности производства, решению тех конкретных задач, которые на каждом историческом этапе стоят перед экономикой. Эта функция служит предметом экономической науки. Экономическая функция предполагает совершенствование распределительных отношений. Одна из актуальных проблем более полной реализации этой функции — дифференциация заработной платы в зависимости от реальных различий в труде, в его результатах.
Смысл социальной функции стимулирования труда состоит в том, что социально-экономическое положение работников в значительной степени определяется комплексом тех экономических и социальных благ, которыми располагает человек, занимая ту или иную позицию в системе общественного разделения труда. Стимулирование труда через дифференциацию доходов оказывает влияние на социальную структуру общества и производственно-хозяйственных комплексов. Кроме того, используя широкий набор материальных, духовных и социальных благ, оно служит основой удовлетворения разнообразных потребностей работника, развития его личности, его способностей.
Социально-психологическая функция стимулирования заключается в том воздействии, которое оказывает вся организация системы стимулирования на формирование внутреннего мира работника: его потребностей, ценностей, ориентации, установок, мотивации труда, на формирование того или иного типа отношения к труду, восприятия его как важнейшей социальной ценности. Социально-психологическая функция тесно связана, переплетается с нравственной, воспитательной функцией стимулирования, отражающей «вклад» стимулирования в формирование нравственных качеств работника, в формирование трудовой морали. Реализация этих функций на современном этапе предопределяет новый подход к принципу «от каждого - по способностям, каждому — по труду». Совершенствование распределительных отношений направлено на более полное утверждение социальной справедливости. Когда механизм распределения деформирован, не обязательно больше получает и лучше живет тот, кто лучше работает. Труд в этом случае не является основным источником благосостояния и не воспринимается как социальная ценность. Повышается значимость иных, в том числе и нетрудовых, источников доходов, работники ориентируются подчас не на труд в общественном производстве, и их экономическое положение не определяется этим трудом, подрывается вера в социальную справедливость, расшатывается трудовая мораль. На упрочнение социальной справедливости, трудового образа жизни и направлена активная социальная и экономическая политика государства.
Каждая компания в настоящее время использует собственную систему оплаты труда, исходя из специфики бизнеса, целей компании и управленческой стратегии.
Система косвенной материальной мотивации - это так называемый компенсационный пакет (соцпакет), предоставляемый сотруднику. Компенсационный пакет (соцпакет) – это бенефиты, предоставляемые работнику в зависимости от уровня его должности, профессионализма, авторитета и т.п. Традиционно в систему бенефитов многие современные компании включают:
Обязательные бенефиты (регламентируются трудовым законодательством):
Добровольные бенефиты (не регламентируются государством и используются работодателями на добровольной основе):