Сущность аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:42, реферат

Описание работы

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ так определяет понятие аудиторской деятельности: «Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 37.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Сущность аудита 
Сущность, цели и задачи аудита.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»  от 07.08.01 № 119-ФЗ так определяет понятие  аудиторской деятельности: «Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская  деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций  и индивидуальных предпринимателей».

На макроэкономическом уровне аудит является элементом  рыночной инфраструктуры, необходимость  функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

  1. бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными в ней пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;
  2. бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;
  3. степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Комитет по аудиторской практике предложил  простое определение аудита: аудит — это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом.

Аудитом занимается аудитор — частное лицо или фирма, проводящие аудит предприятия, — и партнеры такого частного лица или такой фирмы. В необходимых случаях понятие «аудитор» включает в себя и аудиторский персонал, действующий на основании делегирования полномочий.

Аудит – это процесс защиты интересов собственников против злоупотребления администрации. В результате аудита понижается уровень информационного шума в отчётности. Уменьшение ошибок. Аудит опирается на использование нетрдоёмких технологий, проверяют только то, что важно для акционеров. Аудит – это независимая проверка финн и бух отчётности аудируемых лиц.

Цель – выражение мнения независимого аудитора о достоверности финн и бух отчётности

Цель  аудиторской деятельности — конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора; она определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

Целью собственно аудита согласно закону об аудиторской  деятельности в Российской Федерации  является выражение мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Согласно  Федеральному правилу (стандарту) № 1 аудитор  выражает свое мнение о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

В ходе аудиторской  проверки устанавливаются правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность пояснений  к ним.

При этом устанавливают:

  • все ли активы и пассивы отражены в отчете;
  • все ли документы использованы в отчете;
  • насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

Отчет о  прибылях и убытках аудитор проверяет  для установления правильности расчета  общей (бухгалтерской) и налогооблагаемой прибыли.

Задачи:

1.Подтвердить соблюдение  требований норматив. Актов при  ведении бух. учёта

2.Подтвердить законность  совершения операций (лицензии)

3.Подтвердить непрерывность  деятельности аудир лица

4.Разработать рекомендации  по устранению выявленных нарушений.  Реализуется созидательная сущность  аудита. Аудит не подменяет другие  формы финн контроля.

В РФ ауд.деят.и профессия аудитора в современном виде появилась сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране.

Становление и развитие аудита в  России прошло несколько этапов.

1эт. (1987-1993гг. – 1987г. Была создана 1 аудит.орг-я «Интераудит». Начали зарождаться аудиторские организации, но не было узаконено, не было методик, стандартов, неупорядочена выдача сертификатов.

2эт. 1933-2001гг. – 1993г. Были приняты  временные правила, были утверждены  Указом Президента. Была организованна  комиссия по аудиторской деятельности. Проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию деятельности.

За период 1994-2001г. Центральной аттестационной - лицензионной аудиторской комиссией  было выдано 23600 лицензий. Выдано 36500 квалификационных аттестатов. Было разработано и одобрено 37 правил аудиторской деятельности.

3эт. 07.08.2001г. – был принят ФЗ  № 119 «Об аудит.деят.» Что закрепило окончательное становление аудит.деят.

Продолжается работа над стандартами.

 

  1. Аудит расчетов по налогам с бюджетом и внебюджетным платежам.

Объектами аудита являются расчеты с бюджетом по следующим налогам: налог на прибыль, НДС, налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог на недра, налог на добычу полезных ископаемых, налог на землю, единый налог на вмененный доход, единый социальный налог, налог на рекламу  и др. Кроме налогов в ходе аудита налогообложения получает подтверждение достоверность расчетов по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды (ПФР и ФСС РФ).

Задолженность по налогам является обязательством юридических лиц перед бюджетом и обычно имеет определенную дату уплаты.

Часто меняющееся налоговое законодательство и противоречия некоторых положений нормативных  актов обусловливают возможность  случайных ошибок в расчетах по налогам. При проведении детальной проверки задолженности по налогам могут  выявиться следующие ошибки:

- неправильное  использование принципов бухгалтерского  учета, законодательных актов  и инструкций при расчете налогов;

- применение  неверной ставки налога;

- неправильное  определение налогооблагаемой базы;

- неточный  учет пеней и штрафов.

Источниками информации для проверки расчетов с  бюджетом и внебюджетными фондами  являются:

- расчетные  ведомости по начислению заработной  платы, журналы учета полученных  и выставленных счетов-фактур, книга  покупок, книга продаж, учетные  регистры по счетам 19, 68, 69, 70, 76, 90, 91, 99 и др. Главная книга, «Бухгалтерский  баланс», «Отчет о прибылях  и убытках», декларации по налогам  и платежам. Положение об Учетной  политике предприятия.

По каждому  уплачиваемому предприятием в бюджет и внебюджетные фонды налогу необходимо проверить:

- правильность  определения налогооблагаемой базы;

- правомерность  применения налоговых ставок

- правомерность  применения льгот при расчете  и уплате налогов

- правильность  начисления, полноту и своевременность  перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности.

На начальном  этапе целесообразно выяснить, по каким налогам и платежам предприятие  ведет расчеты с бюджетом и  внебюджетными фондами. Следует  также ознакомиться с результатами предыдущих аудиторских и налоговых  проверок. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в  предыдущем периоде и наметить объекты для углубленного контроля.

В процессе подтверждения правильности исчисления отдельных налогов, необходимо выполнить  расчет налогооблагаемой базы и сравнить полученные показатели с данными  предприятия. Правильность применения на предприятии ставок по различным  налогам и сборам устанавливается  путем сравнения фактических  ставок с их значениями, регламентированными  нормативными документами для соответствующих  условий. Результаты произведенных  расчетов сравниваются с фактическими льготами и выявляются отклонения.

Выясняя правильность исчисления, полноту и  своевременность перечисления налоговых  платежей, аудиторы должны изучить  записи в учетных регистрах по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам»  и 69 «Расчеты по социальному страхованию  и обеспечению». Аналитический учет организуется по каждому налогу, сбору  и платежу на соответствующих  субсчетах указанных счетов. Особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов  на соответствующие источники их уплаты: за счет выручки, себестоимости, валовой прибыли или прибыли, остающейся в распоряжении предприятия  после налогообложения, заработной платы предприятия. При этом могут  использоваться такие приемы контроля, как прослеживание, проверка платежных  документов, налоговых расчетов, сверка данных различных регистров учета  и др.

Оценивая  правильность составления налоговой  отчетности, аудиторы проверяют наличие  в ней всех установленных форм, полноту их заполнения, производят пересчет отдельных показателей, осуществляют взаимную сверку показателей, отраженных в регистрах бухгалтерского учета  и в формах отчетности. Кроме того, необходимо установить соответствие данных аналитического учета по счетам 68 ««Расчеты  по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и  обеспечению» данным синтетического учета  в Главной книге и показателям  отчетности.

Проверка  исчисления и уплаты налога на прибыль

Аудиторская проверка расчетов по налогу на прибыль, как правило, включает:

- анализ  ежеквартальных авансовых платежей  на основе расчета налога за  квартал;

- проверку  расчета налога на прибыль  за отчетный период;

- анализ  задолженности по налогу на  прибыль на основе результатов  деятельности за отчетный период.

Предприятия уплачивают в бюджет в течение  квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за отчетный период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль  должна производиться не позднее 28-го числа каждого месяца равными  долями в размере 1/3 квартальной  суммы указанного налога.

В то же время предприятия могут (а некоторые  и должны ) уплачивать ежемесячные авансовые платежи в бюджет.

Есть  два способа уплаты ежемесячных  авансовых платежей. Первый – исходя из суммы налога за 1 квартал, второй – из фактической прибыли за месяц. При первом варианте фирма должна не позднее 28-го числа каждого месяца перечислять авансы в размере 1/3 суммы налога, уплаченной за предшествующий квартал. По истечении трех месяцев бухгалтеру нужно сравнить фактически внесенную в бюджет сумму с налогом, рассчитанным исходя из полученной за квартал прибыли. Если этот налог будет больше перечисленных авансов, то недостающую сумму необходимо доплатить до 28-го числа месяца, следующего за прошедшим кварталом. Если меньше - подайте в налоговую инспекцию заявление с просьбой вернуть деньги или зачесть переплату в счет предстоящих платежей.

Второй  способ позволяет рассчитывать сумму  авансовых платежей исходя из фактической  прибыли, полученной за прошедший месяц. Срок уплаты при этом будет –  до 28 числа текущего месяца.

Предприятие может само выбрать способ уплаты авансов. Только использовать его необходимо в течении всего года. Для того, чтобы применять порядок, связанный с расчетом платежей исходя из фактической прибыли, необходимо уведомить налоговую инспекцию не позднее 31 декабря текущего года.

В ходе проверки аудитор должен осуществить следующие  процедуры:

- сопоставление  остатка по счету учета налога  на прибыль с данными Главной  книги;

- подготовку  расчета по остаткам задолженности  по налогу на прибыль и выверку  остатков;

- анализ  расчета налога на прибыль,  сделанного клиентом, и всех значительных  расхождений между фактической  и расчетной суммами налога  на прибыль;

- обсуждение  с клиентом факторов, повлиявших  на расчет налога. Причина различий  между расчетной и фактической  суммой налога должна быть  объяснена и отражена в документах;

- пересчет  и проверку правильности подсчетов;

- сверку  авансов по налогу на прибыль  по предварительной и окончательной  сумме налога.

Анализ  квартальных авансовых платежей, подготовленных на расчетах за отчетный период, должен основываться на выверке  квартальных платежей по выпискам банка, документации по предварительным расчетам налога и анализе своевременности  авансовых платежей во избежание  последующих штрафов и пеней.

Проверка  фактической задолженности по налогу на прибыль на основе результатов  операций будет включать:

Информация о работе Сущность аудита