Сущность банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 11:13, реферат

Описание работы

При слове "банкротство" мы автоматически представляем себе печальные картины распродажи имущества с торгов, толпы уволенных сотрудников, всеобщее отчаяние и разорение. На самом же деле банкротство не означает ликвидацию предприятия. При правильном подходе к делу именно банкротство служит средством, которое заставляет предприятие встать на ноги.
Целью моего исследования является изучение процедур банкротства.

Содержание работы

Введение 3
1. Наблюдение 5
2. Финансовое оздоровление 6
3. Внешнее управление 8
4. Мировое соглашение 11
5. Конкурсное производство 12
Заключение 17
Список используемой литературы 19

Файлы: 1 файл

хозяйчтвенное право.банкротство.docx

— 33.84 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение                    3              

  1. Наблюдение                  5
  2. Финансовое оздоровление                6
  3. Внешнее управление                 8
  4. Мировое соглашение                11
  5. Конкурсное производство               12

Заключение                  17

Список используемой литературы               19

 

Введение

     В настоящее время для развивающейся  рыночной экономики России одним  из самых актуальных институтов стал институт несостоятельности (банкротства).

     Эффективный режим несостоятельности является важнейшим фактором надежного экономического развития, гарантией возвратности долгов и укрепления коммерческих отношений. Как обоснованно отмечено Марком Хоуманом, «несостоятельность представляет собой не правовую, а коммерческую проблему, но коммерческую проблему, которую  надо решать в правовых рамках. Для  успешного решения ее нормативные  положения должны применяться с  учетом возникшей коммерческой ситуации».

     Я выбрала эту тему так как, на сегодняшний день институт банкротства наиболее динамично обновляющийся правовой институт в экономической сфере России: частый пересмотр правовых норм, непрерывный поиск компромисса интересов несостоятельных должников, кредиторов, общества и государства.

     Первым  этапом регулирования конкурсных отношений  в постсоветской России считают  принятие Верховным Советом РФ 19 ноября 1992 г. Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", введенного в действие с 1 марта 1993 г. (далее - Закон 1992 года). Этот правовой акт не был  совершенным и не соответствовал уровню развития рыночных отношений. Но его роль в развитии современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) очень важна, т.к. этот Закон послужил началом для совершенствования  правового регулирования конкурсных отношений и возрождения института  банкротства в России.

     При слове "банкротство" мы автоматически  представляем себе печальные картины  распродажи имущества с торгов, толпы  уволенных сотрудников, всеобщее отчаяние и разорение. На самом же деле банкротство не означает ликвидацию предприятия. При правильном подходе к делу именно банкротство служит средством, которое заставляет предприятие встать на ноги.

     Целью моего исследования является изучение процедур банкротства.

 

Наблюдение

     Процедура наблюдения впервые была предусмотрена  Законом о банкротстве 1998 г.

     Данная  процедура осуществляется в целях  обеспечения сохранности имущества  должника, проведения анализа его  финансового состояния, составления  реестра требований кредиторов и  проведения первого собрания кредиторов. Несомненно, введение данной процедуры  принципиально изменило ситуацию в  плане последовательной защиты прав должника, с одной стороны, и прав кредиторов - с другой.

     Не  все государства используют наблюдение в качестве процедуры банкротства. Американской системой такая процедура  не предусмотрена, поскольку в отношении  должника в соответствии с американским законодательством сразу могут  быть открыты либо процедура ликвидации, либо – реорганизации. 

     Наблюдение — это первая из возможных процедур банкротства действующего предприятия. Наблюдение вводится арбитражным судом по заявлению должника или после признания требований заявителя (кредитора или уполномоченного органа) обоснованными.  
Ведение наблюдения означает, что исполнительные действия приостанавливаются, снимаются все аресты и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника. Требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только после проверки арбитражным судом их обоснованности. Руководитель должника и иные органы управления должника не отстраняются, они продолжают осуществлять свои полномочия, но уже с ограничениями, установленными ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения, а также сделки, связанные с получением и выдачей займов, выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника, могут быть совершены только с согласия временного управляющего. Задача временного управляющего — в срок не более чем семь месяцев изучить финансовое состояние должника. Для этого временный управляющий выявляет кредиторов должника, выясняет размер их требований, проводит инвентаризацию имущественного комплекса должника, анализирует информацию и документы, касающиеся деятельности должника, принимает меры по сохранности имущества. По итогам своей работы временный управляющий подготавливает анализ финансового состояния должника, на основе которого первое собрание кредиторов должника принимает решение о целесообразности введения следующей реабилитационной процедуры банкротства или о невозможности восстановления платежеспособности должника и открытие конкурсного производства.
 

Финансовое  оздоровление

     Следующая процедура банкротства — это  финансовое оздоровление. Финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Максимальный срок финансового оздоровления составляет два года. Данная процедура применяется по инициативе лица (лиц), имеющих достаточные средства и твердую уверенность в реальную возможность реабилитации предприятия. Суть финансового оздоровления состоит в том, что либо учредитель должника, либо третье лицо (третьи лица) обращаются к собранию кредиторов с графиком погашения задолженности должника и сведениями о предлагаемом ими обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с этим графиком погашения задолженности. В случае если должник не исполнит график погашения задолженности, лицо, предоставившее обеспечение, обязано будет исполнить неисполненные обязательства должника, в том числе и из предоставленного им обеспечения. После этого лицо, предоставившее обеспечение, становится кредитором должника наравне с другими имеющимися кредиторами.

     Другие  последствия введения финансового  оздоровления. Также как и в  предыдущей процедуре приостанавливается исполнение исполнительных документов, отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, требования кредиторов к должнику могут  быть предъявлены только после проверки арбитражным судом их обоснованности. Руководитель должника и иные органы управления должника также не отстраняются, но могут осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".Ряд  сделок, уменьшающих или могущих  привести к уменьшению имущества  должника, могут быть совершены исключительно  с согласия административного управляющего или собрания кредиторов (комитета кредиторов).

     При любом результате финансового оздоровления должник обязан подготовить отчет об итогах выполнения графика погашения задолженности.

   На  основе этого отчета арбитражный  суд может принять один из следующих  судебных актов:

  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве (если непогашенная задолженность отсутствует)
  • определение о введении внешнего управления (при наличии возможности восстановить платежеспособность должника)
  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (при отсутствии оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства)

   По  общему правилу финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два  года (п. 6 ст. 80 Закона о банкротстве 2002 г.). Некоторые ученые отмечают, что в сложных ситуациях, когда финансовое оздоровление связано с осуществлением крупномасштабных мероприятий, этот срок может быть нереальным.

   Вместе  с тем законодатель устанавливает  и общий срок процедур судебной санации (финансового оздоровления и внешнего управления) - не более двух лет. Стоит  согласиться с М.В. Телюкиной, что "кредиторы, решая вопрос о введении оздоровительных процедур, по сути стоят перед выбором между финансовым оздоровлением и внешним управлением, поскольку исходя из сути экономических отношений введение любой из этих процедур на короткий срок неэффективно. 

Внешнее управление

     Внешнее управление — это реабилитационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия и назначаемая арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов и осуществляемая на основании передачи функции по управлению предприятием внешнему управляющему. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Основанием для введения внешнего управления является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность должника для продолжения его деятельности путем исполнения плана внешнего управления.

     Внешнее управление (судебная санация) представляет собой процедуру банкротства, применяемую  к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей  полномочий по управлению должником  внешнему управляющему.

     Данная  правовая категория имеет свои исторические корни в российском законодательстве о несостоятельности. Своеобразным прообразом института внешнего управления в дореволюционном российском законодательстве являлась администрация по делам  торговым. Анализируя причины ее возникновения, Г.Ф. Шершеневич отмечал, что "полное расстройство частного хозяйства, к которому приводит открытие над ним конкурсного производства, возбуждает стремление предотвратить эти печальные последствия, дать ему возможность оправиться и выйти из критического положении”. В связи с этим основная цель администрации по делам торговым определялась выдающимся цивилистом как "восстановление дел должника, приведение торгового предприятия в такое положение, которое давало бы возможность удовлетворить вполне всех кредиторов" 

     План  внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

   План  внешнего управления может предусматривать такие меры по восстановлению платежеспособности должника как:

  • перепрофилирование производства
  • закрытие нерентабельных производств
  • взыскание дебиторской задолженности
  • продажа части имущества должника
  • уступка прав требования должника
  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами
  • увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц
  • размещение дополнительных обыкновенных акций должника
  • продажа предприятия должника
  • замещение активов должника и другие

   С даты введения внешнего управления отменяются ранее принятые меры по обеспечению  требований кредиторов. Аресты на имущество  должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим  ему имуществом налагаются исключительно  в рамках процесса о банкротстве. Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

   Органами, осуществляющими внешнее управление, являются внешний управляющий и  собрание кредиторов. Полномочия руководителя должника прекращаются, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. К числу дополнительных прав внешнего управляющего относятся право на отказ от исполнения договоров должника и право на предъявление в арбитражный  суд требования о признании недействительными  сделок и решений, а также о  применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или  исполненных должником с нарушением требований ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

   По  результатам своей деятельности внешний управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов отчет. По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из решений:

  • об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами
  • об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи судовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов
  • об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства
  • о заключении мирового соглашения

Информация о работе Сущность банкротства