Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 18:31, контрольная работа
Необходимость осуществления защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан обусловливает важно значение предусмотренной законом возможности установления в судебном порядке фактов, имеющих юридическое значение. Возникновение субъективных личных и имущественных прав граждан, их изменение или прекращение закон всегда связывает с определенными обстоятельствами, влекущими за собой правовые последствия, то есть юридическими фактами. Для того, чтобы граждане могли осуществлять свои субъективные права и исполнять возложенные на них обязанности, закон предусматривает определенный порядок удостоверения и регистрации юридически значимых фактов.
ВВЕДЕНИЕ
особое производство недееспособность ус
Необходимость осуществления защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан обусловливает важно значение предусмотренной законом возможности установления в судебном порядке фактов, имеющих юридическое значение. Возникновение субъективных личных и имущественных прав граждан, их изменение или прекращение закон всегда связывает с определенными обстоятельствами, влекущими за собой правовые последствия, то есть юридическими фактами. Для того, чтобы граждане могли осуществлять свои субъективные права и исполнять возложенные на них обязанности, закон предусматривает определенный порядок удостоверения и регистрации юридически значимых фактов. Целью контрольно-курсовой работы является: определение сущности, задач и признаков особого производства, рассмотреть дела, решаемые в порядке особого производства. Задачей работы является: установление фактов, имеющих юридическое значение, характеристика усыновления (удочерения) ребенка, признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим, ограничения дееспособности гражданина, признания гражданина недееспособным, эмансипации, признания движимой вещи бесхозной и признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, восстановления прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам, принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование, рассмотрения дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении, восстановления утраченного судебного производства.
Глава 1. Сущность и задачи особого производства
Особое производство в гражданском процессе защищает права и охраняемые законом интересы граждан и организаций не по причине того, что они нарушены, а вследствие неопределенности самого их существования. Главная особенность этой категории дел — отсутствие материально-правового спора между заинтересованными лицами. Особое производство служит, прежде всего, для установления юридических фактов, а также определения правового положения гражданина или его имущества. В случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства. Отсутствие спора о праве предопределяет и отсутствие сторон с противоположными интересами. Лицо, возбудившее дело в порядке особого производства, называется заявителем. Заявление, в отличие от иска, не направлено против каких-либо конкретных лиц, ибо защиты нарушенного субъективного права не требуется. Если решение по делу может отразиться на правах иных организаций или граждан, они участвуют в процессе в качестве заинтересованных лиц. Отсутствие правового спора и сторон в особом производстве делает невозможным предъявление встречного иска, заключение мирового соглашения, обращение в третейский суд и т.д. В то же время не исключаются обращения нескольких лиц, связанных общностью интересов (соучастие).Особое производство выделяется в качестве самостоятельного производства, т.к.: 1. Имеет свою особую материально-правовую природу дел. 2. Имеет свои специфические цели. 3. Имеет свои способы, посредством которых осуществляется правосудие в данном виде судопроизводства. Материально-правовая природа дел особого производства. Здесь основное то, что в делах особого производств отсутствует спор о праве. Предметом судебной деятельности является защита судом охраняемых законом интересов граждан. Материально-правовая природа дела влияет на цели особого судопроизводства: она состоит в выявлении и констатации тех или иных обстоятельств, с которыми закон связывает правовые последствия (возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей). Юридические факты, устанавливаемые судом, подразделяются на: действия, события, состояния лица или имущества. Пример установления факта действия — установление факта развода, заключения брака. Установление факта события — установление факта смерти лица в определенном месте в определенное время. Факт юридического состояния лица — установление факта родственных отношений или признание лица недееспособным. Причем в рамках особого производства необходимо четко разграничивать, что мы устанавливаем — действия, события, состояния, т. к. потом будут разные последствия. Например, сам по себе факт смерти — это событие, если суд признает гражданина умершим, в данном случае он установил факт состояния. Если суд устанавливает факт регистрации смерти, то это факт действия. Способы осуществления правосудия здесь также специфичны. Суд здесь видит основной задачей охрану интересов граждан, т. е. сделать это путем установления наличия (отсутствия) юридических фактов, не высказывая при этом своего отношения к фактам, которые возникнут после установления юридического факта. Например, если суд устанавливает, что гражданин является безвестно отсутствующим, то на этом судебная компетенция заканчивается, остальное уже вне рамок особого производства. Если в ходе особого производства будет установлено, что имеется спор о праве, то заявление оставляют без рассмотрения. Но при этом суд объявляет сторонам, что они могут рассмотреть спор в рамках искового производства.
В порядке особого производства суд рассматривает дела: 1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение; 2) об усыновлении (удочерении) ребенка; 3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; 4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; 5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации); 6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; 7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство); 8) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; 9) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния; 10) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; 11) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства. Федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.
1.1 Признаки особого производства
Дела особого производства рассматриваются по общим правилам, но с определенными изменениями и дополнениями.
Общие правила:
1. Действуют те же принципы судопроизводства. 2. Дела особого производства проходят те же стадии, что и дела искового производства (три инстанции). 3. На дела особого производства полностью распространяются правила о представлении доказательств, доказательственной деятельности. 4. Действуют общие правила вынесения решения и их дальнейшего обжалования. Особенности: 1) Состав лиц, участвующих в делах особого производства. Здесь нет спора о праве, а, следовательно, нет истца и ответчика. Дело особого производства возбуждается заявителем. В особом производстве не будет таких участников как третьи лица (поскольку они связаны с предметом спора). Дела особого производства суд рассматривает с участием заинтересованных лиц. 2) Вопросы подведомственности и подсудности. Подведомственность дел особого производства практически каждый раз и практически для каждого вида дел определяется индивидуально. Во многих случаях требуется соблюдение различных досудебных процедур. Например, если суд устанавливает факт принадлежности правоустанавливающего документа, то гражданин должен до обращения в суд обратиться в орган, который ему этот документ выдал. 3) Отсутствие иска как правовой категории в данных делах. Следовательно, не будет тех институтов и правовых действий, которые связаны с иском. Так, невозможны такие действия как отказ (признание) иска, изменение его размеров, не допускается мировое соглашение, обеспечение иска. 4) Порядок возбуждения дела. По большинству дел особого производства в заявлении требуется указать цель возбуждения данного дела. Большинство дел особого производства могут быть возбуждены определенным кругом лиц, граждан или организаций. Например, ограничение дееспособности, заявителями могут быть члены семьи, которых человек ставит в трудное материальное положение, либо определенные организации, например, психиатрические больницы, если человек состоит на учете. 5) Судебное разбирательство и вынесение решения. В основном дела особого производства рассматриваются единолично судьей, за исключением дел о признании гражданина недееспособным и об ограничении дееспособности. Отсутствие спора о праве отражается на доказательственной обязанности и здесь эта обязанность возлагается на заявителя. Предметом доказывания будут те обстоятельства, с которыми закон связывает установление необходимого факта. Предмет доказывания определяется судьей в зависимости от того, с какой нормой материального права дело должно быть разрешено. Например, если гражданин должен быть объявлен ограниченно дееспособным, в ГК указываются условия признания и какие доказательства должен предъявить заявитель. 6) Обжалование решений по делам особого производства проходит по общим правилам. 7) Вступившее в законную силу решение является основанием для регистрации фактов, установленных судом в соответствующих органах.
1.2 Установление фактов, имеющих юридическое значение
Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд рассматривает дела об установлении:
1) родственных отношений;
2) факта нахождения на иждивении;
3) факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти;
4) факта признания отцовства;
5) факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении;
6) факта владения и пользования недвижимым имуществом;
7) факта несчастного случая;
8) факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти;
9) факта принятия наследства и места открытия наследства;
10) других имеющих юридическое значение фактов.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.
В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.
1.3 Усыновление (удочерение) ребенка
Заявление об усыновлении или удочерении (далее - усыновление) подается гражданами Российской Федерации, желающими усыновить ребенка, в районный суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.
Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подают заявление об усыновлении соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка. В заявлении об усыновлении должны быть указаны: фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства; фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства или место нахождения, сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличии у него братьев и сестер;- обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства; просьба об изменении фамилии, имени, отчества, места рождения усыновляемого ребенка, а также даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), о записи усыновителей (усыновителя) родителями (родителем) в записи акта о рождении.
К заявлению об усыновлении должны быть приложены:
1) копия свидетельства о рождении усыновителя - при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;
2) копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) - при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;
3) при усыновлении ребенка одним из супругов - согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;
4) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);
5) справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;
6) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;
7) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители.
К заявлению граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства об усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, помимо вышеуказанных документов прилагается заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства. К заявлению граждан Российской Федерации об усыновлении ребенка, являющегося иностранным гражданином, прилагаются вышеуказанные документы, а также требуются согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является, и, если это требуется в соответствии с нормами права такого государства и (или) международным договором Российской Федерации, согласие самого ребенка на усыновление.
Документы усыновителей - иностранных граждан должны быть легализованы в установленном порядке. После легализации они должны быть переведены на русский язык и перевод должен быть нотариально удостоверен. Все документы представляются в двух экземплярах.
Заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет.
Суд, рассмотрев заявление об усыновлении, принимает решение, которым удовлетворяет просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка или отказывает в ее удовлетворении. При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении суда все данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния.
Суд, удовлетворив заявление об усыновлении, может отказать в части удовлетворения просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в качестве родителей (родителя) ребенка в записи акта о его рождении, а также об изменении даты и места рождения ребенка.
При удовлетворении заявления об усыновлении права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления решения суда в законную силу об усыновлении ребенка.
Копия решения суда об усыновлении ребенка направляется судом в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган записи актов гражданского состояния по месту принятия решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка. Рассмотрение и разрешение дел об отмене усыновления осуществляются по правилам искового производства.
1.4 Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим.
Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица. В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.После принятия заявления судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.Такие дела рассматриваются с участием прокурора.Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Новое решение суда является соответственно основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.