Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 22:29, доклад
Анализ персонала организации - один из основных разделов анализа работы организации. Достаточная обеспеченность организации трудовыми ресурсами, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов производства. Исходя из изложенного, основные задачи анализа персонала организации могут быть сведены к следующему:
1) Обеспеченность организации трудовыми ресурсами, укомплектованности штатов продавцов, кассиров, контролеров, других работников и эффективности использование рабочего времени.
1. Сущность и значение показателей оценки эффективности использования трудовых ресурсов
Анализ персонала организации
- один из основных разделов анализа
работы организации. Достаточная обеспеченность
организации трудовыми
1) Обеспеченность организации
трудовыми ресурсами,
2) Изучение качественного
состава кадров (обеспеченность
специалистами с высшим и
3) Изучение движения рабочей силы и текучести кадров.
4) Выявление путей и
возможностей эффективности
5) Разработка оптимальных
управленческих решений по
Персонал организации
и его изменения имеют
¾ среднесписочная численность работников организации и (или) его внутренних подразделений за определенный период;
¾ удельный вес работников отдельных подразделений (групп, категорий) в общей численности работников организации;
¾ темпы роста (прироста) численности работников организации за определенный период
¾ удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное образование в общей численности служащих и (или) работников организации;
¾ средний стаж работы по специальности руководителей и специалистов организации;
¾ списочная и явочная численность работников организации и (или) его внутренних подразделений, отдельных категорий групп на определенную дату;
¾ текучесть кадров;
¾ фондовооруженность труда работников и (или) рабочих в организации.
Как известно, понятие оценки «эффективности труда» более широкое, чем производительность, и предполагает не только соизмерение полученного экономического эффекта с затратами живого труда, но и оценку социального эффекта.
Социальный эффект в оценке
труда выражается в степени удовлетворения
спроса населения на товары и качестве
обслуживания, в сокращении издержек
потребления. Повышение эффективности
труда в розничной торговле ведет
к достижению наилучших результатов
в труде, выражающихся в наиболее
полном и качественном удовлетворении
спроса населения на товары при минимуме
издержек обращения и потребления.[15,c.
Обеспеченность предприятий рабочей силой – важнейшее условие эффективного его функционирования. Это связано с серьезными изменениями в экономической, политической, социальной сферах, что сказывается на формировании и использовании рынка рабочей силы [12, c.245].
Правильная оценка обеспеченности
предприятия рабочей силой дает
возможность осуществления
Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической – как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной – как наиболее полное соответствие интересам человека труда.[25,c.41]
В экономической литературе дискутируется вопрос о том, производительным или непроизводительным является труд работников торговли. Торговля относится к производственным отраслям на том основании, что в ней совершаются операции производственного характера, например, фасовка, упаковка, выкладка товара. В то же время в отрасли выполняются операции, при осуществлении которых не производится новая стоимость, вследствие чего труд работников, совершающих эти операции нельзя признать производительным.
Таким образом, суть дискуссии сводится к выяснению вопроса о результате и характере труда работников торговли.
Труд работников торговли имеет характерные черты, отличающие его от труда в других отраслях народного хозяйства. В связи с выполняемыми трудовыми функциями различают труд работников торговли, связанный с продолжением процесса производства в сфере обращения, и труд работников торговли, вызванный необходимостью превращения одной формы собственности в другую.
Все трудовые процессы, выполняемые работниками торговых предприятий, разделены на два различных по своей природе и содержанию вида:
- связанные со сменой форм стоимости товара;
- связанные с продолжением
процессов производства в
Первый вид труда обеспечивает смену форм стоимости и включает в себя процессы купли-продажи, обслуживание покупателей, ведения учета и отчетности, организацию рекламы и др.
Второй вид труда включает
в себя такие трудовые процессы,
как транспортировка, фасовка, хранение,
подсортировка, погрузка, выгрузка товаров
и др. Оба вида взаимосвязаны и
составляют основу организации торгово-
Второй особенностью является то, что труд, связанный с продолжением процессов производства в сфере обращения, занимает большой удельный вес в общей сумме всего трудового процесса - в основном из-за низкой оснащенности торговых предприятий техникой. Как правило, большинство процессов, связанных с преобразованием промышленного ассортимента в торговый, фасовкой, подсортировкой, то есть с предпродажной обработкой товаров, производится вручную. Наличие больших затрат живого труда является негативным фактором (тем более, что около 80% занятых в торговле - женщины).
Третьей особенностью является
то, что труд, связанный со сменой
форм собственности, довольно однообразен
и вместе с тем требует большого
нервного и физического напряжения.
Это обусловлено, во-первых, тем, что
организация торгово-
Четвертая особенность труда
на торговых предприятиях - значительное
влияние вероятностных
Пятой особенностью труда в торговых предприятиях является то, что конечный результат труда - не продукт, а услуга.
На труд в торговле влияет
множество вероятностных
Таким образом, труд в торговле, как и в других отраслях народного хозяйства имеет большое значение для экономики страны и является производительным. Поэтому для повышения его эффективности требуется совершенствование организации торгового процесса, а также улучшение организации и обслуживания рабочих мест.
2.Особенности
оценки эффективности
Исследование персонала можно разделить на две взаимосвязанные группы:
исследование собственно рабочей силы, т е. количественный и качественный анализ состава персонала организации;
рассмотрение рабочего времени, т.е. анализ общего объема располагаемого и фактически затраченного времени, а также использование рабочего времени.
В целом схема анализа трудовых ресурсов и эффективности их использования может быть более сложной и включать все множество факторов.
Эффективность труда как комплексная и неоднородная категория характеризуется системой показателей. В торговле к ним относятся:
- производительность труда;
- уровень затрат труда
на единицу товарооборота (
- прибыль на одного работника;
- уровень расходов на оплату труда в товарообороте;
- сокращение издержек потребления;
- высокое качество торгового обслуживания;
- оптимальное использование рабочего времени.
Решающую роль в повышении эффективности труда в торговле играет производительность труда. [4 , с.252]
Измерение производительности
труда на отдельных предприятиях,
в особенности торговых, является
еще нерешенной до конца проблемой.
Традиционно показатель производительности
в торговле определяется как отношение
розничного товарооборота к
ПТ=Т/Ч,
где ПТ — производительность труда торговых работников рассчитанная на основе товарооборота;
Т — розничный товарооборот;
Ч— среднесписочная численность торговых работников
Главное требование, которое предъявляется к развитию данного показателя, — это более быстрый рост производительности труда в сравнении с ростом средней заработной платы.
Если рост оплаты труда будет превышать рост его производительности, увеличится расход зарплаты на единицу товарооборота, и на эту же величину уменьшится сумма прибыли получаемой предприятием. Реализация товаров станет менее рентабельной, а, может быть, и убыточной.
Следует отметить, что данный показатель не в полной мере отражает производительности труда работников торговли, так как при его расчете не учитываются изменения цен на товары, трудоемкость товарооборота, структурные сдвиги и другие факторы. В связи с этим С.Н. Лебедева, Л.В. Мисникова предлагают использовать и другие показатели производительности труда.[10,c.5]
Один из них — это чистая продукция в расчете на одного работника. Чистая продукция, с точки зрения ее образования, — разность между валовыми доходами и расходами без расходов на оплату труда:
ЧП = ВД-Р,
где ЧП—чистая продукция;
ВД— валовой доход;
Р — расходы без затрат на оплату труда.
С точки зрения использования чистая продукция распадается на прибыль и заработную плату работников предприятия:
ЧП = П + ЗП,
где П— прибыль;
ЗП — расходы на оплату труда. [10,c.6]
Отношение чистой продукции
к среднесписочной численности
работников является показателем производительности
труда, т.к. труд в торговле будет
производительным, то есть плодотворным,
не только, когда принесет рост объемного
показателя — товарооборота, но и
когда будет способствовать росту
материального интереса работника
и предприятия. Этот двусторонний материальный
интерес и заключается в
ПТчп = ЧП:Ч,
где ПТчп — производительность труда, рассчитанная на основе чистой продукции.
Развитие этого показателя также должно идти более быстрыми темпами, чем рост средней заработной платы.
Третий показатель производительности труда определяется на основе показателя прибыли, полученной предприятием, по формуле
ПТп=П:Ч,
где ПТп — производительность труда, рассчитанная на основе показателя прибыли.
Этот расчет производительности
труда правомерен, так как отражает
цель деятельности каждого предприятия.
Производительность труда по прибыли
также должна расти быстрее, чем
увеличивается средняя
Есть еще одно соотношение, которое каждое предприятие, выходящее на рынок и желающее быть конкурентоспособным, должно выдерживать. Это соотношение требует более быстрого роста производительности труда в сравнении с ростом фондовооруженности. В противном случае все затраты на развитие материально-технической базы не будут эффективными. Только первое время после закупки оборудования нарушение этого соотношения может быть оправдано. [10,c.7]
Один и тот же объем товарооборота, сумма чистой продукции и прибыли в расчете на одного работника могут быть получены в разных условиях. Поэтому для оценки деятельности торговых предприятий надо полученный эффект (результат) соизмерять не только с количеством занятых в отрасли работников, но и учитывать качество обслуживания населения, экономию издержек потребления.
Если относительно высокий показатель товарооборота на одного работника или его рост являются следствием неудовлетворительной обеспеченности торговой сетью, неукомплектованности продавцами и низкой культуры торговли, то это не свидетельствует о росте эффективности труда работников.
Таким образом, основным показателем
экономической эффективности
Эффективность труда работников торговли в целом может быть определена по формуле
Эт=ПТхК,
где Эт — эффективность использования живого труда;
ПТ — производительность труда торговых работников, рассчитанная по одному из предлагаемых выше показателей;
К — обобщающий показатель качества торгового обслуживания.