Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:58, реферат
Нематериальные активы (НМА) – это приобретаемые за плату нематериальные объекты, которые используются в течение длительного периода времени и приносят доход. За каждым элементом нематериальных активов стоит материальный носитель, который является собственностью другого предприятия, частного лица, сам материальный носитель не продаётся, а продаётся только право пользования. К нематериальным активам относятся объекты производства и интеллектуальной собственности, деловая репутация организации, организационные расходы.
|
Реферат |
По дисциплине: Экономика организации. На тему: Сущность, назначение и классификация не материальных активов. |
Выполнила студентка:
Дудкина П.В.
Группы 12-КЭ-1 |
Нематериальные активы (НМА) – это приобретаемые за плату нематериальные объекты, которые используются в течение длительного периода времени и приносят доход. За каждым элементом нематериальных активов стоит материальный носитель, который является собственностью другого предприятия, частного лица, сам материальный носитель не продаётся, а продаётся только право пользования.
К нематериальным активам относятся объекты производства и интеллектуальной собственности, деловая репутация организации, организационные расходы.
- права пользования землей, недрами, имуществом;
- изобретения, патенты, лицензии, программный продукт, ноу-хау;
- торговые знаки, торговые марки;
- брокерские места;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-изыскательские разработки и т.п.
К нематериальным активам относится всё, что не имеет денежного выражения. Им присущи следующие параметры:
Длительное использование (больше года);
От их применения предприятие получает доход;
Дальнейшая перепродажа не предусмотрена;
Наличие подтверждающей документации на предмет владения и использования.
Учитывая сложность рассматриваемого понятия, естественным представляется то, что существуют множество подходов к классификации нематериальных активов.
Можно выделить 6 наиболее распространённых современных подходов к классификации нематериальных активов:
Во-первых, нематериальные активы можно классифицировать по срокам полезного использования. В соответствии с этим подходом выделяют функционирующие (работающие) и нефункционирующие (неработающие) нематериальные активы. Работающими называют объекты нематериальных активов, использование которых приносит предприятию доход в настоящий период, в то время как неработающими - те, которые не используются в настоящее время по каким-либо причинам, но могут использоваться в будущем. Этот подход применяется при планировании на фирме, когда необходимо спрогнозировать возможные будущие доходы.
Во-вторых, исходя из различий в оборачиваемости, различают текущие и долгосрочные нематериальные активы. Текущими считаются те, которые используются в деятельности предприятия не более года. Они быстро теряют свою потребительскую стоимость и, соответственно, включаются в текущие затраты предприятия. В свою очередь, долгосрочные нематериальные активы используются предприятием более года. Их стоимость переносится на стоимость производимого с их помощью продукта по частям (амортизируется). Данная классификация применяется, в основном, при составлении отчётности на фирме.
Третья классификация основана на различиях в степени отчуждаемости. Те нематериальные активы, которые обладают способностью полностью передаваться при их продаже (передаче, аренде), называются отчуждаемыми, а те, которые остаются в собственности предприятия-владельца при частичной передаче прав на их использование, носят название неотчуждаемых. К примеру, неотчуждаемой признаётся деловая репутация юридического лица, хотя в особых случаях она может приобретать имущественное содержание и передаваться посредством сделки (по договору коммерческой концессии или по договору простого товарищества). Этот подход применяется при слияниях, поглощениях (реорганизации компании), а также, естественно, и при продаже нематериальных активов.
Классификации, основными критериями в которых являются степень влияния на финансовые результаты предприятия, степень правовой защищенности и источник приобретения. В первом случае выделяют объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счет внедрения их в эксплуатацию, а также те, которые влияют на финансовые результаты деятельности фирмы опосредованно. По степени правовой защищенности имеются соответственно нематериальные активы, защищаемые охранными документами (например, авторскими правами), и не защищенные ими.
В зависимости от источника приобретения можно говорить о собственных, паевых и приобретённых со стороны нематериальных активах. К собственным относятся все активы, разработанные лично работниками или учредителями предприятия; к паевым – разработанные совместно с другими физическими или юридическими лицами на долевых условиях; приобретенные со стороны нематериальные активы получены от других физических или юридических лиц, за плату или безвозмездно.
Оперируя понятием «интеллектуальный капитал» и таким образом немного расширяя категорию нематериальных активов, можно привести ещё одну классификацию, выделяющую в составе нематериальных активов рыночные активы, интеллектуальную собственность, человеческие активы и инфраструктурные активы. Рассмотрим последовательно каждый элемент.
Интеллектуальная собственность по сути своей является юридическим гарантом защиты прав, относящихся к интеллектуальной деятельности, и включает ноу-хау, патенты, торговые секреты, авторские права, торговые марки товаров и услуг. Изобретения защищаются лицензиями, новые продукты – патентами, оригинальное имя – торговой маркой товара или услуги, торговые секреты – договорами о неразглашении.
Права интеллектуальной собственности иногда относят и к так называемому «структурному капиталу», куда также включаются информационные ресурсы, инструкции и методики работы и т.п. Однако в этом ключе правомерно и более оправданно говорить о понятии «инфраструктурных активов». Оно объединяет в себе технологии, методы и процессы, которые обеспечивают работу предприятия. Это, безусловно, одна из самых разнородных частей интеллектуального капитала, так как он объединяет в себе корпоративную культуру компании, методы управления, применяемые в фирме, финансовую структуру, базы данных по рынку и покупателям, методы оценки риска, коммуникационные системы, - другими словами, всё, на чём основана работа предприятия. При этом важно подчеркнуть, что особое значение имеет не непосредственная материальная стоимость предметов (компьютеров, стоимость подключения к Интернету, и т.д.), а характер, методы их использования в организации, умения и навыки, позволяющие считать всё вышеперечисленное активами.
Что касается навыков и умений, они также относятся к человеческому капиталу (или «человеческим активам»). Под человеческим капиталом (активами), понимается вся совокупность знаний, умений и способностей, личных и профессиональных качеств работников фирмы. Сюда относятся и «подразумеваемые» или «молчаливые» знания (от англ. «tacit knowledge»), и ноу-хау, неотделимые от конкретного человека, то есть предполагающие как знания, так и умения. В соответствии с расширительной трактовкой понятия «человеческий капитал», к нему относятся собранная вместе и обученная рабочая сила, хороший менеджмент, контракты с выдающими специалистами в сфере специализации фирмы. Человеческий капитал не отражается в составе активов фирмы, так как не принадлежит ей, однако может существенно повлиять на эффективность работы компании.
Наконец, рыночные активы связывают компанию непосредственно с рынком. Это марки, бренды, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, приверженность (loyalty) покупателей, каналы распределения, различные контракты и соглашения, деловая репутация компании, наличие своих людей (insiders) в организациях-партнёрах и т.д. Рыночные активы обеспечивают компании конкурентное преимущество во внешней среде. Например, отработанные каналы распределения гарантируют обслуживание всех потенциальных клиентов и, следовательно, получение максимальной прибыли от продажи товаров или оказания услуг. При работе с рыночными активами огромное значение имеет разработка эффективных стратегий по позиционированию компании на рынке, так как осведомлённость потребителей о предприятии и его товаре – залог процветания компании. Поскольку рыночные активы – одно из самых важных составляющих интеллектуального капитала, на них следует остановиться подробнее.
Информация о работе Сущность, назначение и классификация не материальных активов