Сущность, назначение и классификация нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 18:02, реферат

Описание работы

Наличие обособленного имущества обеспечивает материально-технические возможности функционирования предприятия. Главной составляющей для большинства предприятий в имуществе являются внеоборотные активы, которые состоят из нематериальных активов, основных средств, долгосрочных финансовых вложений и др1.
Термин «нематериальные активы» является относительно новым для российских предприятий. Правовая природа нематериальных объектов определена в части четвертой Гражданского кодекса РФ, практика применения которой в настоящее время только начинает складываться.

Файлы: 1 файл

Сущность, назначение и классификация нематериальных активов.docx

— 31.45 Кб (Скачать файл)

Важнейшим признаком организации является наличие у него обособленного имущества, которое может принадлежать ей на праве собственности либо владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных собственником.

Наличие обособленного имущества обеспечивает материально-технические возможности функционирования предприятия. Главной составляющей для большинства предприятий в имуществе являются внеоборотные активы, которые состоят из нематериальных активов, основных средств, долгосрочных финансовых вложений и др1.

Термин «нематериальные активы» является относительно новым для российских предприятий. Правовая природа нематериальных объектов определена в части четвертой Гражданского кодекса РФ, практика применения которой в настоящее время только начинает складываться.

Нематериальные активы – часть внеоборотных активов организации, которые не имеют материально-вещественной структуры, принадлежат организации и используются ею в производственных целях в течение длительного периода, они как и остальное имущество приносят доход и оформлены согласно требованиям законодательства2.

Согласно НК РФ (ст. 257) нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени.

Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака)3.

К нематериальным активам относятся:

1) исключительное право  патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

2) исключительное право  автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных;

3) исключительное право  автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;

4) исключительное право  на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения  товаров и фирменное наименование;

5) исключительное право  патентообладателя на селекционные достижения;

6) владение "ноу-хау", секретной  формулой или процессом, информацией  в отношении промышленного, коммерческого  или научного опыта;

7) исключительное право  на аудиовизуальные произведения.

Патентом удостоверяется приоритет изобретения, полезной модели, промышленного образца, селекционного достижения, авторство и исключительное право на них.

Свидетельство удостоверяет приоритет объекта интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания, полезной модели и др.) и исключительное право на них.

Объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения и достоинств, а также способа их выражения. Государственная регистрация объектов авторского права, как правило, не осуществляется, и права на них возникают непосредственно по факту создания произведений4.

К нематериальным активам не относятся:

1) не давшие положительного  результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические  работы;

2) интеллектуальные и деловые  качества работников организации, их квалификация и способность  к труду5.

Согласно положению по бухгалтерскому учету 14/2007 в 
составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация фирмы (ее цена).

Деловая репутация фирмы возникает в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).

Деловая репутация организации в целях бухгалтерского учета представляет разницу между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью всех активов и обязательств организации по бухгалтерскому балансу на дату приобретения6.

Объектом учета деловая репутация становится только при продаже предприятия как имущественного комплекса в целом. Гудвилл – это преимущества, которые получает покупатель при приобретении действующей компании по сравнению с созданием новой фирмы. Стоимость этого нематериального актива рассчитывается в виде разницы между покупной ценой предприятия и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех активов и обязательств7.

Определение расходаов на приобретение объектов нематериальных активов, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на их покупку. При этом в состав фактических затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта нематериальных активов, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, государственные и таможенные пошлины, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций, иначе говоря, расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериального актива8.

Инвестиции в нематериальные активы окупаются в течение определенного периода за счет дополнительной прибыли, получаемой хозяйствующим субъектом в результате их применения, и за счет амортизационных отчислений.

Наличие нематериальных активов в составе имущества 
хозяйствующего субъекта характеризует выбранную хозяйствующим субъектом стратегию как инновационную.

Нематериальные активы относятся к амортизируемому имуществу фирмы. Срок полезного использования нематериальных активов определяется организацией самостоятельно, если он не установлен в договоре, патенте, свидетельстве. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, амортизация не начисляется9.

На сегодняшний день в экономической литературе нет четкой классификации нематериальных активов. Каждый автор сам выделяет те или иные важные на его взгляд характеристики.

По своей сущности нематериальные активы могут быть разбиты на две категории:

  • нематериальные активы, возникающие из прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • нематериальные активы, являющиеся капитализированными затратами (отложенные затраты).

По источникам поступления нематериальные активы делятся на:

  • приобретенные за определенную плату;
  • приобретенные в обмен на другое имущество;
  • полученные безвозмездно от юридических и физических лиц;
  • внесенные учредителями;
  • полученные в виде субсидий от государства.

Нематериальные активы оцениваются в зависимости от источника приобретения, вида активов, их роли в хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта:

  • внесенные учредителями в счет их вкладов в уставный капитал – по цене договоренности сторон;
  • приобретенные за плату у других организаций и физических лиц – исходя из практических затрат на приобретение и приведение в состояние, в котором они пригодны для использования в запланированном виде;
  • полученные от других предприятий и лиц безвозмездно – по цене оприходования, устанавливаемой экспертным путем.

Нематериальные активы по степени своей правовой защищенности делятся на активы:

  • защищенные патентами,
  • защищенные лицензиями и авторскими правами,
  • активы без соответствующей защиты.

Также нематериальные активы можно разделить по срокам их полезного использования.

Выбытие нематериальных активов осуществляется в результате:

  • их списания по истечении срока службы и если они 
    полностью амортизированы;
  • их списания ранее установленного срока службы;
  • их продажи (уступки исключительных прав);
  • их безвозмездной передачи.

По степени ликвидности и степени риска инвестиций 
нематериальные активы делятся на три группы:

  • высоколиквидные,
  • среднеликвидные,
  • низколиквидные.

К сожалению, в настоящее время, нематериальными активы зачастую пренебрегают при построении инвестиционной политики, учете или выявлении резервов организации. Возможно, это связано с тем, что доход от использования этих активов трудно определить или выделить из общего дохода, их правовая основа неизвестна, а зачастую неправильно истолковывается.

Несмотря на это, стратегия управления нематериальными активами должна найти свое отражение в развитии организации и стать одной из главных составляющих маркетинговой политики любых предприятий. Предприятие – это двигатель современной экономики, а конкурентная борьба для ее представителей, в том числе за счет создания собственных нематериальных активов, всегда актуальна10.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
  2. Алексейчева Е. Ю. Экономика организации (предприятия): учебник: / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин, 2013. - 290 с.
  3. Белозерова Т.Г. Нематериальные активы как объекты бухгалтерского и налогового учета // Все для бухгалтера. 2007. № 22. С. 12-15.
  4. Коршунов, Владимир Владимирович. Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров / В. В. Коршунов, 2013. - 433 с.
  5. Сафронов, Николай Александрович. Экономика организации (предприятия): учебник для среднего проф. образования / Н. А. Сафронов, 2014. – 253 с
  6. Чечевицына Л. Н. Экономика организации: [учебное пособие: соответствует Федеральному государственному стандарту третьего поколения] / Л. Н. Чечевицына, Е. В. Чечевицына, 2013. - 382 с.
  7. Юдина Л.Н. Нематериальные активы организации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008. № 11. С. 6-14.
  8. Хотинская А.В. Нематериальные активы как маркетинговый ресурс компании // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 8. С. 2-11.

 

 

 

1 Чечевицына Л. Н. Экономика организации: [учебное пособие: соответствует Федеральному государственному стандарту третьего поколения] / Л. Н. Чечевицына, Е. В. Чечевицына, 2013. - 382 с.

2 Сафронов, Николай Александрович. Экономика организации (предприятия): учебник для среднего проф. образования / Н. А. Сафронов, 2014. – 253 с.

3 Алексейчева Е. Ю. Экономика организации (предприятия): учебник: / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин, 2013. - 290 с.

4 Юдина Л.Н. Нематериальные активы организации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008. № 11. С. 6-14.

5 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013)

6 Белозерова Т.Г. Нематериальные активы как объекты бухгалтерского и налогового учета 
// Все для бухгалтера. 2007. № 22. С. 12-15.

7 Коршунов, Владимир Владимирович. Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров / В. В. Коршунов, 2013. - 433 с.

8 Алексейчева Е. Ю. Экономика организации (предприятия): учебник: / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин, 2013. - 290 с.

9 Коршунов, Владимир Владимирович. Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров / В. В. Коршунов, 2013. - 433 с.

10 Хотинская А.В. Нематериальные активы как маркетинговый ресурс компании //  
Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 8. С. 2-11.


Информация о работе Сущность, назначение и классификация нематериальных активов