Целью создания СЭЗ
"Находка" является расширение
торгово-экономического и научно-технического
сотрудничества с зарубежными
странами для обеспечения социально-экономического
развития Дальнего Востока, комплексного
освоения его природных богатств,
увеличения экспортных возможностей
района и страны в целом,
а также для развития трансконтинентального
транзита.
Территория СЭЗ "Находка"
располагается в административных
границах г. Находки и Партизанского
района Приморского края. Город
Находка имеет выгодное географическое
положение и развитую транспортную
сеть, расположен вблизи крупнейших
экономических центров Азиатско-Тихоокеанского
региона. Это конечный пункт
Транссибирской магистрали, а также
главный внешнеторговый порт
Дальнего Востока. Через Находку
идет основной поток внешнеторговых
перевозок между Россией и
странами Азиатско-Тихоокеанского
региона и весь трансконтинентальный
железнодорожный транзит. В настоящее
время здесь созданы 470 совместных
предприятий. В пределах зоны действуют
льготные налоговый и таможенный режимы
и упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных
операций, иностранные инвестиции пользуются
правовой защитой. Разрешается создание
предприятий с иностранными инвестициями
в банковской и страховой сферах, а также
предприятий, полностью принадлежащих
иностранным инвесторам. Все предприятия
и организации СЭЗ "Находка" имеют
право на внешнеэкономическую деятельность.
Вывоз производимых в зоне товаров освобождается
от квот и лицензий, кроме товаров, вывоз
которых ограничивается законом. Предприятиям,
работающим в СЭЗ "Находка", предоставлено
право за счет образующихся у них валютных
фондов выплачивать заработную плату
рабочим в иностранной валюте. Создан
единый орган административного управления
- административный комитет.
СЭЗ "Находка"
будет специализироваться на
рыбной промышленности, судостроении
и ремонте судов, производстве
холодильного оборудования для
морского и наземного транспорта,
на производстве продукции электронной,
приборостроительной, легкой промышленности,
продукции медико-фармакологического
производства, производстве продукции
на базе биоресурсов океана
и местной флоры, стройиндустрии,
международном туризме, а также
развитии транспортно-складского
хозяйства и отраслей агропромышленного
комплекса.
Для обеспечения функционирования
СЭЗ предусматривается проведение
мероприятий по развитию строительной
индустрии, жилищно-коммунального
хозяйства и объектов социальной
сферы, созданию дополнительных
мощностей энерго- и теплоснабжения,
реконструкции и увеличению пропускной
способности грузовых железнодорожных
станций Находка и Находка-Восточная.
Необходимо решить вопрос о передаче военного
аэродрома в районе г. Находки для гражданского
использования. Предполагается создание
в Находке валютной биржи, центра международной
торговли, представительства МИД, биржи
труда. Намечено строительство крупных
складов, которые будут сдаваться в аренду
иностранным фирмам для временного хранения
товаров и поставок их в третьи страны.
Свободной экономической
зоной "Сахалин" является
территория в административных
границах Сахалинской области
вместе с включенными в нее
районами континентального шельфа.
В рамках СЭЗ предполагается
создание субзоны, или мини-зоны, "Курилы",
которая включает территорию в административных
границах Северо-Курильского, Южно-Курильского
и Курильского районов.
В настоящее время
в рамках СЭЗ "Сахалин"
действуют льготный налоговый
таможенный режим, упрощенный
порядок осуществления экспортно-импортных
операций, специальный государственный
орган управления - администрация
СЭЗ "Сахалин". В целях рационального
хозяйственного использования природных
ресурсов в СЭЗ действует Государственная
инвестиционная корпорация по
освоению природных ресурсов, которая
предоставляет в установленном
порядке лимиты, квоты и лицензии
на использование природных ресурсов.
Для расширения банковского обслуживания
и финансовой поддержки свободного
предпринимательства, содействия
развитию малого бизнеса, а
также крестьянских фермерских
хозяйств в СЭЗ создается специальный
коммерческий банк регионального
развития (Банк развития Сахалина)
с привлечением иностранных акционеров.
Разведка и разработка на территории
зоны нефти и газа, драгоценных
металлов и других природных
ресурсов регулируются администрацией
СЭЗ "Сахалин".
В пределах зоны
могут создаваться предприятия,
осуществляющие в соответствии
с законодательством России любые
виды деятельности. Разрешается
создание предприятий с иностранными
инвестициями в банковской и
страховой сферах. Хозяйственная
деятельность, связанная с использованием
месторождений топливно-энергетических
и минерально-сырьевых ресурсов
на территории зоны, осуществляется
на основе лицензий. Местные органы
власти Сахалинской области в
соответствии с действующим законодательством
разрешают предприятиям с иностранными
инвестициями долгосрочную (на срок
до 50 лет) аренду земли, рыбопромысловых
угодий и других природных
объектов, а также зданий и
сооружений.
Свободная экономическая
зона "Сахалин" должна специализироваться
на рыбном промысле, переработке
рыбы и море-продуктов, газохимии,
отечественном и иностранном туризме,
гостиничном хозяйстве.
В субзоне "Курилы"
Сахалинской области предприятиям и организациям
предоставлено право самостоятельно использовать
производимую ими продукцию, в том числе
для поставки на экспорт, а также распределять
полученные лимиты на добычу рыбы и морепродуктов
в Курильском промысловом районе. Они
освобождены от обязательной продажи
на внутреннем-валютном рынке валютной
выручки от реализации товаров (работ,
услуг), произведенных на территории соответствующих
районов Курильских островов. Здесь предусматривается
строительство и реконструкция аэропортов,
автомобильных дорог, объектов энергетики,
развитие морских перевозок, средств связи,
портового хозяйства и портовых сооружений.
Специализация субзоны "Курилы" -
рыбный промысел и переработка рыбы и
морепродуктов.
Важнейшие направления
экономического и социального
развития Северо-Западного экономического
района в условиях перехода
к рынку в значительной мере
определяются решением таких
приоритетных задач, как конверсия
предприятий оборонного комплекса,
развитие отечественного и международного
туризма, увеличение пропускной
способности транспорта, в первую
очередь морского, создание современной
инфраструктуры связи. Расширению
внешнеэкономических связей района
и привлечению инвесторов в
разнообразные отрасли хозяйства
будет способствовать организация
в районе зон свободного предпринимательства.
Предполагается формирование 3 свободных
экономических зон - в Санкт-Петербурге,
Выборге и Новгороде.
Зона свободного предпринимательства
"Санкт-Петербург" формируется
в целях эффективной структурной
перестройки района на основе
его интеллектуального и производственного
потенциала, привлечения иностранного
капитала, развития производительных
сил района и освоения современных
технологических процессов, создания
современной производственной и
социальной инфраструктуры, эффективного
вовлечения экономики Северо-Западного
района и России в целом
в международное разделение труда.
Зона будет специализироваться
на производстве машин и оборудования,
транспортных средств, химической
продукции и товаров народного
потребления, на развитии международного
туризма и экспорта непроизводственных
услуг. Трудности формирования
свободной экономической зоны
связаны с объективными и субъективными
факторами. Так, нельзя не учитывать,
что примерно 80% промышленности города
относится к военно-промышленному
комплексу и ее включение в
международное разделение труда
затруднено. Кроме того, мировая
практика вообще не имеет аналогов
создания зон в столь крупном
регионе. Для Санкт-Петербургской
зоны эффективным является организация
субзон, или мини-зон, различной специализации,
из которых в итоге может сформироваться
крупная комплексная зона. Перспективно
создание в Санкт-Петербурге таких известных
в мире типов зон, как научные парки, технополисы
на основе значительного накопленного
научного потенциала, а также экспортно-производственных
зон, которые могут образовываться на
базе предприятий, перепрофилирующихся
в процессе конверсии, туристско-рекреационных
зон в живописных окрестностях города.
Возможна организация крупнейшего банковского
центра.
Свободная экономическая
зона "Выборг" (г. Выборг Ленинградской
области) формируется на территории
одноименного административного
региона. Она создается с целью
внедрения в производство отечественных
и зарубежных научно-технических
разработок и изобретений с
последующей передачей их результатов
для широкого использования в
стране и на внешнем рынке.
Зона будет специализироваться
на производстве наукоемкой продукции
на основе научных достижений
Санкт-Петербурга и передовых
зарубежных технологий, а также
на развитии туризма. Активное
участие в формировании зоны
принимает Финляндия. В пределах
зоны предполагается создание
технологического центра (технологической
деревни) для ускоренного внедрения
достижений научно-технического
прогресса в производственную
деятельность. Основными областями деятельности
центра должны стать такие высокотехнологичные
и экологически чистые производства, как
вычислительная техника, электроника,
биотехнология, производство новых материалов
и др. Географическое положение Выборга
(от него до ближайшего пункта Финляндии
- Иматра всего 7 км, до Санкт-Петербурга
по железной дороге - 126 км, а по автомобильной
-156 км) дало возможность российским и финским
специалистам разработать проект по созданию
в зоне первого технологического парка
в России.
Разнообразие природных
условий, а также богатое историко-культурное
наследие делают зону привлекательным
международным туристическим центром.
Соседство с западноевропейским
рынком и близость такого промышленного
и научного центра, как Санкт-Петербург,
позволяют зоне стать крупным
центром международной торговли,
обеспечивающим расширение вывоза
товаров на западный рынок.
Общая стратегия развития
зоны ориентируется на реконструкцию
и техническое перевооружение
имеющихся предприятий, организацию
производства импортозамещающей
продукции, всемирное использование
научно-технического потенциала. Предусматривается
также развитие туризма на
базе использования рекреационных
возможностей территорий, развития
банковского и страхового дела,
строительства порта в Выборге.
В Новгородской области
планируется создание СЭЗ "Садко".
Она должна стать научно-производственной
зоной, технополисом, формирующимся
вокруг высших учебных заведений, научно-исследовательских
институтов, научно-продовольственных
объединений, имеющихся в области. СЭЗ
"Садко" будет специализироваться
на развитии наукоемких отраслей, в первую
очередь на производстве видеотехники
и бытовой радиотехники, на производстве
продукции деревообрабатывающей промышленности
и международном туризме.
В Центральном экономическом
районе наиболее эффективной
формой территориальной научно-технической
интеграции могут стать технополисы,
технопарки или научно-технические зоны.
В пределах района в административных
границах г. Зеленограда формируется СЭЗ
"Технополис Зеленоград" с целью
создания благоприятных условий для социально-экономического
развития города, расширения и диверсификации
производства наукоемкой и высокотехнологичной
продукции, в том числе производимой на
основе конверсии с привлечением иностранного
капитала, а также увеличения экспортного
потенциала предприятий г. Зеленограда
и России в целом.
Приоритетными направлениями
деятельности данной СЭЗ являются
разработка высоких технологий,
направленных на развитие микроэлектроники,
информатики и связи, создание
материалов электронной техники,
молекулярных и биотехнологических
материалов, промышленной и бытовой
радиоэлектронной аппаратуры и
специального технологического
оборудования. Для формирования
и функционирования СЭЗ создан
административный комитет,, а для сосредоточения
необходимых финансовых ресурсов, формирования
и развития инфраструктуры - некоммерческий
фонд развития.
Свободная экономическая
зона "Янтарь" создается в административных
границах Калининградской области
с прилегающими к ней районами
континентального шельфа. Зона будет
специализироваться на развитии
радиоэлектроники и электронной
промышленности, судостроении, производстве
оборудования для пищевой и
целлюлозно-бумажной промышленности,
глубокой переработке рыбы и
других морепродуктов, а также
на производстве товаров народного
потребления и международном
туризме.
По своему географическому
положению она больше других
регионов России подходит для
создания СЭЗ (государственная
граница, отделяющая ее от других
территорий страны, выход в международные
воды). Положительным фактором в пользу
создания здесь СЭЗ служат и природные
богатства области - на ее территории сконцентрировано
90% мировых запасов янтаря, его добыча
не имеет равных в мире, добываются и другие
полезные ископаемые; хорошо развиты целлюлозно-бумажная
и рыбная отрасли промышленности.