Теоретические основы формирования и использования капитала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ и оценка эффективности применения собственного капитала на предприятии.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
раскрыть теоретические основы собственного капитала предприятия, его формирования и использования;
проанализировать использование собственного капитала на ОАО «Аэропорт Ульяновск».

Содержание работы

Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования и использования капитала предприятия 7
1.1 Понятие собственного капитала, его основные элементы и 7
источники его формирования 7
1.2 Цена собственного капитала и способы ее определения 8
1.3 Задачи и функции управления собственным капиталом организации 12
Глава 2 Анализ использования собственного капитала ОАО «Аэропорт Ульяновск» 19
2.1 Общая характеристика ОАО «Аэропорт Ульяновск» 19
2.2 Анализ структуры собственного капитала ОАО «Аэропорт Ульяновск» 27
2.3 Расчет цены собственного капитала ОАО «Аэропорт Ульяновск» 29
2.4 Оценка собственного капитала ОАО «Аэропорт Ульяновск» 34
Заключение 38
Список использованных источников 39
Приложение 41

Файлы: 1 файл

курсовая ЭП.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

– электросветотехническое обеспечение;

– радиотехническое обеспечение  и авиационная электросвязь;

– авиатопливообеспечение воздушных перевозок;

– осуществление контроля качества авиационных горюче-смазочных  материалов;

– штурманское обеспечение;

– участие в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов и иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте;

– противопожарное обеспечение  полетов воздушных судов и  объектов инфраструктуры Общества;

 – поисковое и  аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов;

– оказание медицинских  услуг (предполетный и послеполетный  медицинский контроль летного состава  и бортпроводников, предсменный  и послесменный медицинский контроль водителей автотранспорта и других работников, прочие медицинские услуги);

 – гостиничные  услуги;

– услуги цеха бортового  питания и ресторанные услуги;

– услуги по складированию  и хранению грузов;

– услуги по транспортировке  энергоносителей;

– рекламная деятельность.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления лицензии на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то Общество в течение срока действия лицензии не вправе осуществлять другие виды деятельности, за исключением тех, которые предусмотрены лицензией и сопутствуют им.

 Общество вправе  осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Аэропорт расположен в 3 км западнее г. Ульяновска. Код IATA – ULV. Внутренний – УЛК. AFTN – УВЛЛ. Категория аэропорта – 1. Класс аэродрома – А. Превышение - 140,6 м КТА.

Взлетно-посадочная полоса:

Класс ВПП: 1;

Размеры: 3826 x 60;

Магн. курс посадки: 21/202;

Покрытие ВПП: цементобетон 20 см./армобетон 30 см.

Среднесуточный объем  пассажирских воздушных перевозок  в аэропорту - 198 чел/сутки; среднесуточный объем грузовых перевозок в аэропорту - 315,6 кг/сутки. Пропускная способность аэровокзального комплекса - 120 пассажиров в час.

В настоящее время  аэропорт в состоянии принимать  следующие типы воздушных судов: Boeing 737-500, Airbus A320, Ан-12, -22, -24, -26, -30, - 32, -72, -74, -124, -140, Ил-18, -62, -76, -86, -96, -114, Як-40, -42, Ту-134, -154, -204, -214 и кл. ниже, МД-81, -82, -83, -87, -88, -90, -95, ДС-9, М-101Т.

ОАО «Аэропорт Ульяновск» признано монополистом на рынке предоставляемых  услуг в Ульяновской области  в соответствии со сферой своей деятельности.

2011 год характерен для Общества наметившимися тенденциями, в целом для отрасли и для Общества в частности, изменения количественных показателей, связанных с перевозкой пассажиров, грузов и обслуживания воздушных судов авиаперевозчиков в аэропорту.

За 2011 год в аэропорту Ульяновск:

- обслужено ВС (взлет  - посадка):

1073, увеличение на 18 % к  уровню 2010 года;

- обслужено пассажиров:

71 990 человек, увеличение  на 34% к уровню 2010 года, в том числе:

- отправлено 34 494 человека, увеличение на 35% к уровню 2010 года;

- прибыло 37 222 человек,  увеличение на 33% к уровню 2010 года;

- транзит 274 человека.

- обработано груза,  багажа и почты:

115 223 кг, увеличение на 112 % к уровню 2010 года, в том числе:

- отправлено 54 075 кг, увеличение  на 209 % к уровню 2010 года;

- прибыло 61 148 кг, увеличение  на 66 % к уровню 2010 года.

- суммарная максимальная  взлетная масса ВС составила:

33658 тонн, увеличение на 51 % к уровню 2010 года.

Востребованности авиаперевозок  в 2011 году способствовали факторы улучшения качества обслуживания пассажиров, грузовой клиентуры, усиления мер авиационной безопасности, проведения комплекса работ в аэропорту по поддержанию основных производственных фондов в эксплуатационном состоянии, выражающихся в своевременном проведении ремонтных работ на аэродроме, в аэровокзале, создании благоприятных условий для обеспечения обслуживания воздушных судов эксплуатантов, установления приемлемых  тарифов на услуги, оказываемые аэропортом, авиаперевозчикам, пассажирам и грузовой клиентуре.

В 2011 году удалось значительно увеличить количество пассажиров, обслуженных в аэропорту. Уровень увеличения пассажиропотока по сравнению с 2010 годом составил 34%, что значительно выше уровня увеличения пассажиропотока в целом по отрасли. Самый значительный показатель увеличения пассажиропотока наблюдался в январе 2011 года, в течение года показатель увеличения по сравнению с 2010 годом снижался (от 69% в январе до 3% в ноябре). В декабре 2011 г. уровень пассажиропотока по сравнению с декабрем 2010 года уменьшился на 13%. Уменьшение пассажиропотока в ноябре-декабре 2011 года обусловлено прекращением полетов авиакомпанией «Регион-Авиа». Рост основных показателей работы аэропорта в 2011 году обусловлен не только оживлением экономики, но и повышением уровня обслуживания пассажиров, воздушных судов в аэропорту, усилением мер обеспечивающих безопасность людей на воздушном транспорте, получением сертификата соответствия на техническое обслуживание воздушных судов и осуществление данных работ собственной службой ОАО «Аэропорт Ульяновск».

Одной из основных задач  ОАО «Аэропорт Ульяновск» является привлечение новых известных  и крупных авиаперевозчиков, работа по открытию новых маршрутов, увеличение частоты движения на существующих направлениях.

За 2011 год аэропорт оказал услуги по наземному, техническому и коммерческому обслуживанию воздушных судов более 20 авиакомпаниям, из них полеты на регулярной основе выполнялись 3 авиаперевозчиками.

Приоритетным остается московское направление. Общий объем  перевозок в этом направлении в 2011 году составил более 97% объема пассажирских перевозок. В 2011 году на этой линии во все аэропорты московского аэроузла выполнялись перевозки на регулярной основе 3 авиаперевозчиками – ОАО «АК ЮТэйр», ООО АП «Газпром авиа», ООО «АК «Регион-Авиа». В день выполнялось по 2-3 рейса.

С июня по сентябрь 2011 года выполнялись регулярные полеты ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» на комфортабельном воздушном судне Як-42 по маршруту Сочи-Ульяновск-Сочи.

Анализ показывает, что  основное направление перевозок  пассажиров остается московское направление. Рост объема пассажирских перевозок в 2011 году в аэропорту Ульяновск намного опережает средний рост по отрасли. Следовательно, основное направление деятельности Общества (по сохранению главного количественного показателя деятельности аэропортов – обслуживание вылетающих и прилетающих пассажиров) должно быть направлено для сохранения этой тенденции, для чего Обществом необходимо принятие срочных мер по расширению зон обслуживания пассажиров, повышения качества обслуживания пассажиров с предоставлением дополнительных услуг, привлечения новых авиаперевозчиков.

Основные показатели деятельности ОАО «Аэропорт Ульяновск» за 2009 – 2011 гг. представлены в Приложении 2.

Из Приложения 2 следует, что выручка от реализации услуг в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 110 368 тыс. руб. или на 198,66%. В 2011 году рост выручки от реализации составил по сравнению с 2010 годом 241 187 тыс. руб. или 145,36%.

Себестоимость проданных  работ, услуг ОАО «Аэропорт Ульяновск» в 2009 году составила 49 046 тыс. руб., в 2010 году – 152 372 тыс. руб., в 2011 году – 367 656 тыс. руб., то есть, наблюдается увеличение себестоимости на 103 326 тыс. руб. или 210,67% в 2010 году по сравнению с 2009 годом, на 215 284 тыс. руб. или 141,29% в 2011 году по сравнению с 2010 годом.

Динамика показателей  выручки и себестоимости не преминула  отразиться на динамике показателя прибыли. Так, прибыль от реализации ОАО «Аэропорт Ульяновск» в 2010 году возросла по сравнению с 2009 годом на 7 022 тыс. руб. или на 108,15%, а в 2011 году увеличилась по сравнению с 2010 годом на 25 903 тыс. руб. или на 191,12%.

Таким образом, в целом  за период 2009 – 2011 гг. наблюдается тенденция основных показателей деятельности к росту.

На основании данных Таблицы 2 можно рассчитать показатель рентабельности продаж. Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

 

Рп = ПП / ВР х100,                                                 (2)

где ПП – прибыль от реализации;

ВР – выручка предприятия.

Рентабельность продаж показывает, сколько получено прибыли  на 1 рубль выручки предприятия.

Рассчитаем рентабельность продаж для ОАО «Аэропорт Ульяновск»:

Рп2009 = (6 511 тыс. руб. / 55 557 тыс. руб.) * 100% = 11,72%

Рп2010 = (13 553 тыс. руб. / 165 925 тыс. руб.) * 100% = 8,17%

Рп2011 = (39 456 тыс. руб. / 407 112 тыс. руб.) * 100% = 9,69%

Как показывают произведенные  расчеты рентабельность продаж ОАО «Аэропорт Ульяновск» наибольшего своего значения достигала в 2009 году – 11,72%. В 2010 году рентабельность продаж снизилась на 3,55%. Это связано с недолгим сроком существования фирмы на рынке и еще неоптимизированной структурой поставщиков.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом рентабельность продаж ОАО «Аэропорт Ульяновск» возросла на 1,52%.

 

 

 

2.2 Анализ структуры  собственного капитала ОАО «Аэропорт Ульяновск»

В процессе анализа структуры капитала особое внимание следует уделить анализу показателей, характеризующих рыночную устойчивость предприятия. Они дают представление о степени зависимости предприятия от его кредиторов и займодавцев. Для анализа показателей структуры пассивов составляется аналитическая Таблица 1.

Таблица 1 - Структура пассивов ОАО «Аэропорт Ульяновск» в 2011 году

Показатель

На начало года

На конец года

Изменение

(+,-)

Удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса,%

53,79

54,54

+0,75

Удельный вес заемного капитала в общей валюте баланса,%

46,21

45,46

-0,75

Плечо финансового рычага (коэффициент финансового риска)

0,84

0,83

-0,01


 

По данным таблицы 1 видно, что предприятие повысило свою финансовую устойчивость. Удельный вес собственного капитала к концу года увеличился на 0,75 процентных пункта (с 53,79 до 54,54%). Одновременно на ту же величину снизился удельный вес заемного капитала. Плечо финансового рычага также сократилось, тем самым, увеличивая привлекательность предприятия для кредиторов.

Далее в процессе анализа  собственного капитала предприятия  необходимо подробно рассмотреть источники  образования средств

Источниками формирования собственных средств предприятия ОАО «Аэропорт Ульяновск» выступают: уставной капитал, резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенная прибыль.

Динамика источников собственных средств предприятия  представлена в Таблице 2.

Данные таблицы 2 показывают, что за последние годы наблюдается увеличение источников формирования собственных средств за счет увеличения уставного капитала (+50%) и добавочного капитала (+25%).

Таблица 2 - Динамика источников формирования собственных средств ОАО «Аэропорт Ульяновск» за период с 2009 по 2011 гг.

Источники формирования:

2009 г.

2010 г.

2011 г.

% 2011 к 2010

Уставный капитал

10000,00

10000,00

15000,00

+50

Добавочный капитал

5000,00

28000,00

35000,00

+25

Резервный капитал

22500,00

44000,00

50000,00

+14

Фонды накопления

0

0

0

0

Целевые финансирования и поступления

0

0

0

0

Нераспределенная прибыль

1560,00

2690,00

3000,00

+12

Итого:

39060,00

84690,00

103000,00

+22


 

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что наибольшим удельным весом в структуре собственного капитала ОАО «Аэропорт Ульяновск» 2010 года обладает резервный капитал – более половины всего собственного капитала – 52% приходится на резервный капитал. На втором месте по удельному весу находится добавочный капитал – 33%. 12% в структуре собственного капитала 2010 года занимает уставной капитал и только 3% - нераспределенная прибыль.

Данные таблицы 2 свидетельствуют также о том, что наибольшим удельным весом в структуре собственного капитала ОАО «Аэропорт Ульяновск» 2011 года обладает резервный капитал – 48%. На втором месте по удельному весу находится добавочный капитал – 34%. 15% в структуре собственного капитала 2011 года занимает уставной капитал и только 3% - нераспределенная прибыль.

По сравнению с 2010 годом в структуре собственного капитала ОАО «Аэропорт Ульяновск» произошли следующие изменения:

  • На 4% снизилась доля резервного капитала;
  • На 2% увеличилась доля добавочного капитала;
  • На 2% увеличилась доля уставного капитала;
  • Доля нераспределенной прибыли осталась без изменений на уровне 3%.

По соотношению составляющих собственных средств можно в  самом общем виде сделать выводы относительно эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия. Если две последние составляющие, а именно, фонды и резервы и нераспределенная прибыль растут более высокими темпами, чем первая – уставной фонд, то предприятие развивается устойчиво.

В нашем случае наблюдается ситуация, при которой темпы роста уставного капитала, такие же, как темпы роста добавочного капитала, выше темпов роста нераспределенной прибыли и резервного капитала. Что заставляет задуматься об оптимальности действующей на предприятии структуры собственного капитала.

Информация о работе Теоретические основы формирования и использования капитала предприятия