Теоретические основы конкурентных преимуществ предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении конкурентных преимуществ организации.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- теоретические изучение сущности конкурентных преимуществ;
- изучение стратегий достижения конкурентных преимуществ;
-исследование классификации конкурентных преимуществ организации;
-изучение ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе;
-управление конкурентными преимуществами в ОАО “Арнест”.

Файлы: 1 файл

Введение учр.docx

— 161.10 Кб (Скачать файл)

Наряду с отмеченными в табл. 1 факторами следует отметить также роль и значение социально-культурных и идеологических факторов. Сошлемся, в частности, на японские предприятия, успешно конкурирующие не только на региональных, но и на мировых рынках. Успехи японских предприятий породили в свое время многие рассуждения о «чудесах» и «парадоксах» японского управления. Сейчас опыт японского управления хорошо изучен и подтверждает важность влияния на успешную деятельность компаний особенностей психологии работников, этики, поведенческих аспектов, патриотизма по отношению к своему предприятию, порядка принятия решений и т.п. Нельзя не отметить и роль первого руководителя и его команды в той части, что в организационном поведении называется «потребностью в достижении успеха», Руководитель с большой потребностью в успехе будет ставить перед собой и коллективом крупные цели, упорно работать над их достижением и использовать для этого весь свой опыт и способности. Знания, способности, навыки руководителя и специалистов выступают сегодня как важный инструмент конкурентной борьбы.

Конкурентные преимущества имеют иерархию и могут относиться:

  • к товару;

  • к функциональной сфере деятельности (исследованиям, производству. менеджменту и др.);

  • к предприятию, отрасли, экономике страны, обществу в целом.

 

Конкурентные преимущества компании могут быть:

1. По времени действия:

  • краткосрочные;

  • долгосрочные.

2. По возможности имитации:

  • имитируемые;

  • уникальные.

Каждое конкурентное преимущество имеет свой ресурс, поэтому рыночные позиции компании определяются количеством конкурентных преимуществ, их значимостью (доступностью конкурентам) и длительностью жизненного цикла конкурентного преимущества. Чем больше число уникальных, труднодоступных для воспроизведения конкурентных преимуществ и длительность их жизненного цикла. тем прочнее стратегические позиции компании.

Под влиянием изменчивости факторов внешней среды конкурентные преимущества компании могут уменьшаться или вовсе исчезать. Основными причинами утраты конкурентных преимуществ являются:

  • Ухудшение факторных условий (увеличение издержек производства, снижение образовательного и квалификационного уровня кадров и др.).

  • Снижение инвестиционной привлекательности компании и ее инновационного потенциала (вследствие откладывания организационных изменений из-за нежелания сокращать текущие доходы и вкладывать средства «в свое будущее»).

  • Снижение способности к адаптации (бюрократизация, использование морально устаревшего оборудования, длительные сроки создания новой продукции и др.).

  • Ослабление конкуренции на рынке (вследствие усиления монополизма, действий правительства по введению высоких пошлин на ввозимые товары и др.).

  • Низкие доходы основных групп населения страны, приводящие к снижению требовательности к качеству покупаемых товаров и их разнообразию (ассортименту).

Современные теории конкурентных преимуществ большое внимание уделяют не только конкуренции как таковой, но и сотрудничеству компаний («соконкуренции» — сотрудничество плюс конкуренция).

В бизнес-системе ведется не только конкурентная борьба, но имеется тесная взаимосвязь и взаимозависимость компаний. Поэтому наряду со стратегиями создания односторонних преимуществ должны разрабатываться стратегии развития всей бизнес-системы, в которых выгоду получают все или многие входящие в нее компании. Например, две авиакомпании являются конкурентами на рынке, но в хозяйственных операциях с самолетостроительной компанией они должны сотрудничать, поскольку им выгоднее заказать одну и ту же модель самолета, чем две разные модели, что обойдется им дешевле. Самолетостроительная компания гоже в выигрыше в результате получения эффекта масштаба.

 

 

1.2 Классификация конкурентных преимуществ организации

 

 

Управление конкурентными преимуществами предприятия осуществляется по тем же функциям управления (менеджмента), что и управление другими объектами.

«Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации.[20]

 

 

 

 

 

 

 

В табл. 2. представлена классификация конкурентных преимуществ по ряду признаков.

 

Таблица 2. Классификация конкурентных преимуществ объектов

 

Признак классификации

Виды преимуществ

Примеры преимуществ

1. Отношение к системе (организации, стране и т.п.)

1.1. Внешние (по отношению  к системе)

Благоприятный климат страны. Качественная инфраструктура региона, в котором расположена организация. Стабильная политическая система страны. Современная информационная сеть страны.

 

1.2. Внутренние (в системе)

Модульная автоматизированная технология. Квалифицированные кадры организации

2. Сфера возникновения  преимуществ

2.1. Природно-клима- тические

Страна, богатая природными ресурсами. Экономически выгодное географическое положение страны.

Стабильность политической ситуации в стране.

 

2.2. Социально-политические

Низкий уровень общей преступности в стране.

 

2.3. Технологические

Высокий удельный вес прогрессивного оборудования в организации, отрасли, стране. Высокий уровень автоматизации и управления. Низкий уровень износа основных производственных фондов.

Высокий уровень новых информационных технологий на основе электронизации.

 

2.4. Культурные

Высокая организационная культура. Наличие в стране культурных ценностей мирового масштаба.

 

2.5. Экономические

Устойчивая налоговая система.

Наличие в организациях отлаженной системы

менеджмента.

Достаточное финансирование НИОКР и образования.

Качественная кредитно-финансовая система страны.

Высокая квалификация кадров

3. Содержание фактора  преимущества

3.1. Качество товара (услуги)

Известная в мире торговая марка. Высокая надежность объекта. Красивый и современный дизайн, комфортность.

 

3.2. Цена товара

Низкие издержки производства за счет использования эффекта масштаба. Высокий уровень унификации. Безотходная технология

3. Содержание фактора  преимущества

3.3. Затраты у потребителя  товара

Меньший по сравнению с конкурентами удельный расход ресурсов на эксплуатацию товара. Высокая ремонтопригодность товара.

 

3.4. Качество сервиса товара

Гарантии в сопроводительной документации. Наличие гарантийного обслуживания товара. Качественная упаковка товара

4. Метод или средство  получения преимущества

4.1. По наследству (объективно)

Природные ресурсы страны. Известная торговая марка товара.

4.2. Обучение

Квалифицированные специалисты по отдельным направлениям и отраслям науки и практики.

 

4.3. Внедрение новшеств (инноваций)

Создание товаров на основе патентов. Внедрение патентованной новой технологии. Внедрение ноу-хау в области менеджмента.

 

4.4. Перемещение

Переезд индивидуума в район (город) с развитой инфраструктурой.

Перемещение организации в район с хорошим климатом и дешевыми ресурсами

5. Место реализации преимущества

5.1. Рабочее место

Система «канбан» (точно в срок. Научная организация труда. Автоматизированное рабочее место.

 

5.2. Организация

Система менеджмента, ориентированная на достижение конкурентоспособности.

 

5.3. Регион

Качественная производственная инфраструктура региона.

Зкологичность региона.

Устойчивая кредитно-финансовая система

в регионе.

 

5.4. Отрасль

Наличие отраслевого центра научно-технической информации.

 

5.5. Страна

Действие государственной программы повышения конкурентоспособное™ страны. Наличие стратегических (на 15-20 лет) программ развития отдельных сфер и страны в целом

6. Время (продолжительность) реализации преимущества

6.1. Стратегические факторы  преимущества

Повышение квалификации кадров. Развитие НИОКР.

 

6.2. Тактические факторы  преимущества

Современная система рекламы. Эффективная система мотивации труда. Соблюдение графика ремонта оборудования

7. Вид получаемого эффекта  от реализации преимущества

7.1. Научно-технический прогресс

Получения патента.

Увеличение удельного веса прогрессивных технологических процессов 5-го уклада. Освоение новых информационных технологий.

 

7.2. Экологический

Уменьшение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов. Уменьшение отходов производства. Улучшение экологичности выпускаемых товаров.

 

7.3. Социальный

Улучшение условий труда и отдыха. Увеличение продолжительности жизни работников.

Повышение уровня образованности работников.

 

7.4. Экономический

Прирост объема продаж.

Прирост удельной прибыли.

Сокращение срока окупаемости инвестиций и др.


 

 

Далее будут приведены конкурентные преимущества, характерные для организаций. В табл. 1.1 приведен перечень внешних факторов конкурентного преимущества организации.

 

Таблица 1.1 Перечень внешних факторов конкурентного преимущества организации

 

Внешний фактор конкурентного преимущества организации

Что необходимо сделать для достижения и использования конкурентною преимущества в условиях России

Уровень конкурентоспособности страны

Открыть организацию в стране с высоким уровнем конкурентоспособности либо повышать конкурентоспособность своей страны

Уровень конкурентоспособности отрасли

Принять меры по повышению конкурентоспособности отрасли либо уйти из нее в другую, более конкурентоспособную отрасль

Уровень конкурентоспособности региона

Принять меры по повышению конкурентоспособности региона либо уйти из него в другой, более конкурентоспособный регион

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране и регионах

Переработать законодательную базу по малому и среднему бизнесу, ориентировав ее на эффективное и законопослушное веление бизнеса

Правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов

Переработать законодательную базу функционирования экономики как систему кодексов и прав (конкурентное, антимонопольное, административное, трудовое и др.)

Открытость общества и рынков

Развитие международного сотрудничества и интеграции, международной свободной конкуренции

Научный уровень управления экономикой страны, отрасли, региона и т. д., применяемость инструментов новой экономики

Применение рассмотренных в темах 2—5 экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации в статике и динамике, 20 научных подходов к управлению и специфических принципов управления различными объектами, методов управления на всех уровнях иерархии. Если руководитель не владеет научными методами, едва ли ими будет владеть исполнитель

Национальная система стандартизации и сертификации

Активизация работ в этой области, усиление контроля соблюдения международных стандартов и соглашений, правовое обеспечение гармонизации с международной системой

Государственная поддержка развития человека

Увеличить в десятки раз в российском бюджете расходы на образование, здравоохранение и социальную сферу

Государственная поддержка науки и инновационной деятельности

Совершенствовать систему трансферта (разработка новшеств, их инновация и диффузия), увеличить в десятки раз расходы из бюджета на науку

Качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии

Создание единых национальных информационных центров по сферам или отраслям народного хозяйства, отвечающих последнему слову науки и техники

Уровень интеграции внутри страны и в рамках мировою сообщества

Вступление России в международные организации и развитие по международным законам

Налоговые ставки в стране и регионах

Пересмотреть налоговую систему, по возможности состыковать и унифицировать ставки

Процентные ставки в стране и регионах

Пересмотреть систему процентных ставок на всех уровнях управления и направлениях инвестирования

Наличие доступных и дешевых природных ресурсов

Увеличить удельный вес добываемых и» недр земли ресурсов, находящихся в государственной собственности, не менее чем до 50%. Отладить государственный контроль за расходованием ресурсов

Система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране

Поступление международных, государственных и спонсорских инвестиций в данную сферу и их расходование должны находиться под государственным контролем и давать конкретный результат

Климатические условия и географическое положение страны или региона

Охранять окружающую природную среду, повышать качество среды обитания и развивать конкурентные преимуществ в этой сфере

Уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране

Комплексно формировать и реализовывать рыночные отношения


 

 

Ж.Ж. Ламбен сгруппировал конкурентные преимущества фирмы в зависимости от различных факторов в две категории, которые могут быть внутренними и внешними. Конкурентное преимущество называется внешним, если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо повышения эффективности. Конкурентное преимущество является внутренним, если оно базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой или товаром, которое создает ценность для изготовителя, позволяя добиться себестоимости меньшей, чем у конкурента. Эти два типа конкурентного преимущества часто являются несовместимыми, так как имеют разное происхождение и различную природу и при этом требуют различающихся навыков и культуры.

Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, а точнее сказать — менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.

Внутренние конкурентные преимущества организации включают шесть групп:

1. Структурные:

  • Производственная структура организации.

  • Миссия организации.

  • Организационная структура организации.

  • Специализация и концентрация производства.

  • Уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции и составных частей производства.

  • Учет и регулирование производственных процессов.

  • Персонал.

  • Информационная и нормативно-методическая база управления.

  • Сила конкуренции на выходе и входе системы.

2. Ресурсные:

  • Поставщики.

  • Доступ к качественному и дешевому сырью и другим ресурсам.

  • Учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов организации.

  • Функционально-стоимостный анализ выпускаемой продукции и элементов производства.

  • Оптимизация эффективности использования ресурсов.

3. Технические:

  • Патентованный товар.

  • Патентованная технология.

  • Оборудование.

  • Качество изготовления товаров.

4. Управленческие:

  • Менеджеры.

  • Организация поставки сырья, материалов, комплектующих изделий по принципу «точно в срок».

  • Функционирование системы менеджмента (конкурентоспособности) организации.

  • Функционирование системы управления качеством в организации.

  • Проведение внутренней и внешней сертификации продукции и систем.

5. Рыночные:

  • Доступ к рынку ресурсов, необходимых организации.

  • Доступ к рынку новых технологий.

  • Лидирующее положение на рынке товаров.

  • Эксклюзивность товара организации.

  • Эксклюзивность каналов распределения.

  • Эксклюзивность рекламы товаров организации.

  • Эффективная система стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания.

  • Прогнозирование политики ценообразования и рыночной инфраструктуры.

6. Эффективность функционирования  организации:

  • Показатели доходности (по показателям рентабельности продукции. производства, капитала, продаж).

  • Интенсивность использования капитала (по коэффициентам оборачиваемости видов ресурсов или капитала).

  • Финансовая устойчивость функционирования организации.

  • Доля экспорта наукоемких товаров.

 

Внешние факторы конкурентного преимущества товара включают: уровень конкурентоспособности страны; уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товар; силу конкуренции на выходе системы среди ее конкурентов; силу конкуренции на входе системы среди поставщиков сырья, материалов и комплектующих: силу конкуренции среди товаров-заменителей; появление новых потребителей; уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров; активность контактных аудиторий.

Информация о работе Теоретические основы конкурентных преимуществ предприятия