Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 13:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении конкурентных преимуществ организации.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- теоретические изучение сущности конкурентных преимуществ;
- изучение стратегий достижения конкурентных преимуществ;
-исследование классификации конкурентных преимуществ организации;
-изучение ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе;
-управление конкурентными преимуществами в ОАО “Арнест”.
Наряду с отмеченными в табл. 1 факторами следует отметить также роль и значение социально-культурных и идеологических факторов. Сошлемся, в частности, на японские предприятия, успешно конкурирующие не только на региональных, но и на мировых рынках. Успехи японских предприятий породили в свое время многие рассуждения о «чудесах» и «парадоксах» японского управления. Сейчас опыт японского управления хорошо изучен и подтверждает важность влияния на успешную деятельность компаний особенностей психологии работников, этики, поведенческих аспектов, патриотизма по отношению к своему предприятию, порядка принятия решений и т.п. Нельзя не отметить и роль первого руководителя и его команды в той части, что в организационном поведении называется «потребностью в достижении успеха», Руководитель с большой потребностью в успехе будет ставить перед собой и коллективом крупные цели, упорно работать над их достижением и использовать для этого весь свой опыт и способности. Знания, способности, навыки руководителя и специалистов выступают сегодня как важный инструмент конкурентной борьбы.
Конкурентные преимущества имеют иерархию и могут относиться:
Конкурентные преимущества компании могут быть:
1. По времени действия:
2. По возможности имитации:
Каждое конкурентное преимущество имеет свой ресурс, поэтому рыночные позиции компании определяются количеством конкурентных преимуществ, их значимостью (доступностью конкурентам) и длительностью жизненного цикла конкурентного преимущества. Чем больше число уникальных, труднодоступных для воспроизведения конкурентных преимуществ и длительность их жизненного цикла. тем прочнее стратегические позиции компании.
Под влиянием изменчивости факторов внешней среды конкурентные преимущества компании могут уменьшаться или вовсе исчезать. Основными причинами утраты конкурентных преимуществ являются:
Современные теории конкурентных преимуществ большое внимание уделяют не только конкуренции как таковой, но и сотрудничеству компаний («соконкуренции» — сотрудничество плюс конкуренция).
В бизнес-системе ведется не только конкурентная борьба, но имеется тесная взаимосвязь и взаимозависимость компаний. Поэтому наряду со стратегиями создания односторонних преимуществ должны разрабатываться стратегии развития всей бизнес-системы, в которых выгоду получают все или многие входящие в нее компании. Например, две авиакомпании являются конкурентами на рынке, но в хозяйственных операциях с самолетостроительной компанией они должны сотрудничать, поскольку им выгоднее заказать одну и ту же модель самолета, чем две разные модели, что обойдется им дешевле. Самолетостроительная компания гоже в выигрыше в результате получения эффекта масштаба.
«Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации.[20]
В табл. 2. представлена классификация конкурентных преимуществ по ряду признаков.
Признак классификации |
Виды преимуществ |
Примеры преимуществ |
1. Отношение к системе (организации, стране и т.п.) |
1.1. Внешние (по отношению к системе) |
Благоприятный климат страны. Качественная инфраструктура региона, в котором расположена организация. Стабильная политическая система страны. Современная информационная сеть страны. |
1.2. Внутренние (в системе) |
Модульная автоматизированная технология. Квалифицированные кадры организации | |
2. Сфера возникновения преимуществ |
2.1. Природно-клима- тические |
Страна, богатая природными ресурсами. Экономически выгодное географическое положение страны. Стабильность политической ситуации в стране. |
2.2. Социально-политические |
Низкий уровень общей преступности в стране. | |
2.3. Технологические |
Высокий удельный вес прогрессивного оборудования в организации, отрасли, стране. Высокий уровень автоматизации и управления. Низкий уровень износа основных производственных фондов. Высокий уровень новых информационных технологий на основе электронизации. | |
2.4. Культурные |
Высокая организационная культура. Наличие в стране культурных ценностей мирового масштаба. | |
2.5. Экономические |
Устойчивая налоговая система. Наличие в организациях отлаженной системы менеджмента. Достаточное финансирование НИОКР и образования. Качественная кредитно-финансовая система страны. Высокая квалификация кадров | |
3. Содержание фактора преимущества |
3.1. Качество товара (услуги) |
Известная в мире торговая марка. Высокая надежность объекта. Красивый и современный дизайн, комфортность. |
3.2. Цена товара |
Низкие издержки производства за счет использования эффекта масштаба. Высокий уровень унификации. Безотходная технология | |
3. Содержание фактора преимущества |
3.3. Затраты у потребителя товара |
Меньший по сравнению с конкурентами удельный расход ресурсов на эксплуатацию товара. Высокая ремонтопригодность товара. |
3.4. Качество сервиса товара |
Гарантии в сопроводительной документации. Наличие гарантийного обслуживания товара. Качественная упаковка товара | |
4. Метод или средство получения преимущества |
4.1. По наследству (объективно) |
Природные ресурсы страны. Известная торговая марка товара. |
4.2. Обучение |
Квалифицированные специалисты по отдельным направлениям и отраслям науки и практики. | |
4.3. Внедрение новшеств (инноваций) |
Создание товаров на основе патентов. Внедрение патентованной новой технологии. Внедрение ноу-хау в области менеджмента. | |
4.4. Перемещение |
Переезд индивидуума в район (город) с развитой инфраструктурой. Перемещение организации в район с хорошим климатом и дешевыми ресурсами | |
5. Место реализации преимущества |
5.1. Рабочее место |
Система «канбан» (точно в срок. Научная организация труда. Автоматизированное рабочее место. |
5.2. Организация |
Система менеджмента, ориентированная на достижение конкурентоспособности. | |
5.3. Регион |
Качественная производственная инфраструктура региона. Зкологичность региона. Устойчивая кредитно-финансовая система в регионе. | |
5.4. Отрасль |
Наличие отраслевого центра научно-технической информации. | |
5.5. Страна |
Действие государственной программы повышения конкурентоспособное™ страны. Наличие стратегических (на 15-20 лет) программ развития отдельных сфер и страны в целом | |
6. Время (продолжительность) реализации преимущества |
6.1. Стратегические факторы преимущества |
Повышение квалификации кадров. Развитие НИОКР. |
6.2. Тактические факторы преимущества |
Современная система рекламы. Эффективная система мотивации труда. Соблюдение графика ремонта оборудования | |
7. Вид получаемого эффекта от реализации преимущества |
7.1. Научно-технический прогресс |
Получения патента. Увеличение удельного веса прогрессивных технологических процессов 5-го уклада. Освоение новых информационных технологий. |
7.2. Экологический |
Уменьшение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов. Уменьшение отходов производства. Улучшение экологичности выпускаемых товаров. | |
7.3. Социальный |
Улучшение условий труда и отдыха. Увеличение продолжительности жизни работников. Повышение уровня образованности работников. | |
7.4. Экономический |
Прирост объема продаж. Прирост удельной прибыли. Сокращение срока окупаемости инвестиций и др. |
Внешний фактор конкурентного преимущества организации |
Что необходимо сделать для достижения и использования конкурентною преимущества в условиях России |
Уровень конкурентоспособности страны |
Открыть организацию в стране с высоким уровнем конкурентоспособности либо повышать конкурентоспособность своей страны |
Уровень конкурентоспособности отрасли |
Принять меры по повышению конкурентоспособности отрасли либо уйти из нее в другую, более конкурентоспособную отрасль |
Уровень конкурентоспособности региона |
Принять меры по повышению конкурентоспособности региона либо уйти из него в другой, более конкурентоспособный регион |
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране и регионах |
Переработать законодательную базу по малому и среднему бизнесу, ориентировав ее на эффективное и законопослушное веление бизнеса |
Правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов |
Переработать законодательную базу функционирования экономики как систему кодексов и прав (конкурентное, антимонопольное, административное, трудовое и др.) |
Открытость общества и рынков |
Развитие международного сотрудничества и интеграции, международной свободной конкуренции |
Научный уровень управления экономикой страны, отрасли, региона и т. д., применяемость инструментов новой экономики |
Применение рассмотренных в темах 2—5 экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации в статике и динамике, 20 научных подходов к управлению и специфических принципов управления различными объектами, методов управления на всех уровнях иерархии. Если руководитель не владеет научными методами, едва ли ими будет владеть исполнитель |
Национальная система стандартизации и сертификации |
Активизация работ в этой области, усиление контроля соблюдения международных стандартов и соглашений, правовое обеспечение гармонизации с международной системой |
Государственная поддержка развития человека |
Увеличить в десятки раз в российском бюджете расходы на образование, здравоохранение и социальную сферу |
Государственная поддержка науки и инновационной деятельности |
Совершенствовать систему трансферта (разработка новшеств, их инновация и диффузия), увеличить в десятки раз расходы из бюджета на науку |
Качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии |
Создание единых национальных информационных центров по сферам или отраслям народного хозяйства, отвечающих последнему слову науки и техники |
Уровень интеграции внутри страны и в рамках мировою сообщества |
Вступление России в международные организации и развитие по международным законам |
Налоговые ставки в стране и регионах |
Пересмотреть налоговую систему, по возможности состыковать и унифицировать ставки |
Процентные ставки в стране и регионах |
Пересмотреть систему процентных ставок на всех уровнях управления и направлениях инвестирования |
Наличие доступных и дешевых природных ресурсов |
Увеличить удельный вес добываемых и» недр земли ресурсов, находящихся в государственной собственности, не менее чем до 50%. Отладить государственный контроль за расходованием ресурсов |
Система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране |
Поступление международных, государственных и спонсорских инвестиций в данную сферу и их расходование должны находиться под государственным контролем и давать конкретный результат |
Климатические условия и географическое положение страны или региона |
Охранять окружающую природную среду, повышать качество среды обитания и развивать конкурентные преимуществ в этой сфере |
Уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране |
Комплексно формировать и реализовывать рыночные отношения |
Ж.Ж. Ламбен сгруппировал конкурентные
преимущества фирмы в зависимости от различных
факторов в две категории, которые могут
быть внутренними и внешними. Конкурентное преимущество называется внешни
Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, а точнее сказать — менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.
Внутренние конкурентные преимущества организации включают шесть групп:
1. Структурные:
2. Ресурсные:
3. Технические:
4. Управленческие:
5. Рыночные:
6. Эффективность
Внешние факторы конкурентного преимущества товара включают: уровень конкурентоспособности страны; уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товар; силу конкуренции на выходе системы среди ее конкурентов; силу конкуренции на входе системы среди поставщиков сырья, материалов и комплектующих: силу конкуренции среди товаров-заменителей; появление новых потребителей; уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров; активность контактных аудиторий.
Информация о работе Теоретические основы конкурентных преимуществ предприятия