Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 13:15, курсовая работа
Возникшая проблема разгосударствления и приватизации (перехода от государственной к негосударственной форме собственности) большинства предприятий России, сложности, вытекающие из сложившейся ситуации, требует тщательного рассмотрения таких предметов, как:
-структура собственности и ее особенности;
-мировой опыт дифференциации форм собственности (национализация и денационализация, антимонопольная политика, приватизация и прочее);
-национальные особенности экономики России.
Эти категории правомочий закреплены и в Законе «О приватизации жилищного фонда»: ст. 3 « Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению…»
В обществе с государственно-правовой надстройкой экономические отношения собственности неизбежно получают юридическое закрепление. Это выражается не только в системе правовых норм, регулирующих указанные отношения и образующих институт права собственности, но и в закреплении определенной меры юридической власти за конкретным лицом, являющемся собственником.
Итак, содержание права собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению вещью.
Определение каждого из этих правомочий необходимо для раскрытая полного содержания права собственности:
Владение в переводе с английского языка означает «фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействие на вещь»8
Пользование – одно из основных правомочий собственника, заключающегося в праве потребления вещи в зависимости от ее назначения (эксплуатация квартиры)9 - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе личного потребления.
Распоряжение - юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении вещи.
Новое гражданское законодательство ограничивается перечислением принадлежащих собственнику правомочий, не определяя ни одного из них. Это отрицательно сказывается не только на раскрытии содержания права собственности, но и на практике применения законодательства.
Специфический признак, присущий этим правомочиям состоит в том, что собственник осуществляет их по своему усмотрению. Применительно к праву собственности это означает, что власть собственника опирается непосредственно на закон и существует независимо от всех других лиц в отношении объекта собственности.
Многие из правомочий существовали и ранее.
Система бессрочного найма жилья в сочетании с институтом прописки, практически обеспечивали жителям квартир правомочия владения. Прописав сына, дочь и т.п., можно было передать квартиру по наследству - а это и есть признак владения собственностью. Произведя обмен квартирами, люди доплачивали за приобретенные улучшения, т.е. по сути, совершалась купля-продажа права на заселение. Квартиры передавалась посредством заключения фиктивных браков и т.д. Таким образом, приватизация жилья - это не что иное, как юридическое оформление и закрепление тех отношений, которые существовали и ранее на нелегальной основе и всячески подавлялись государством.
Как правовой институт, в свете теории гражданского права право собственности определяется как « система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью (имуществом) по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства».10
Процветание стран с развитой рыночной экономикой, в которых главная фигура – человек, частный собственник, бесспорно, доказало, что причины упадка заключены в пороках социалистической экономики с ее искажением форм и видов собственности.
Собственность, согласно Гражданскому законодательству РФ, – это отношение между людьми, группами людей по поводу присвоения вещей, через эти вещи.
Собственность, как экономическая категория ¾ это совокупность производственных отношений, которые обусловлены отношениями людей к средствам производства и произведенному продукту.
За собственностью кроются отношения, интересы по поводу владения, распоряжения средствами производства, а затем ¾ и результатами труда. Собственник средств производства суверенно распоряжается ими, использует их для организации производства и извлечения дохода.
Собственность как подсистема производительных отношений находится в тесном взаимодействии с производительными силами, с разделением и кооперацией труда, степенью его обобществления.
В каждой общественно-экономической формации собственность приобретает специфическую форму. Собственность предопределяет характер отношений, которые складываются между участниками производства в процессе их трудовой деятельности.
Именно собственность характеризует способ соединения факторов производства и рабочей силы, и затем присвоения результатов труда. Поэтому изучение собственности как сущностной основы любой системы хозяйствования является ключевым для понимания проблем экономики и хозяйственной практики.
Собственность всегда порождает целую гамму экономических интересов, которые имеют объективный и многоплановый характер (интересы бывают личные, коллективные, общественные). Интерес личности человека как участника производства ¾ самый сильный двигатель экономического, научно-технического и социального прогресса, при этом многое зависит от конкретных форм собственности и от конкретных методов ее реализации.
Становление рыночной экономики требует научного обоснования разделения общественной собственности на частный и государственный сектор и дальнейшее разделение последнего по уровням управления народным хозяйством. В частный (рыночный) сектор следует трансформировать производство всех видов и услуг, которые эффективно и в достаточном объеме могут осуществляться субъектами рыночных отношений.
Государственной инфраструктурный сектор общественной собственности объективно существует потому, что есть определенные виды товаров и услуг, которые рыночная система вообще не производит и не имеет намерения производить, поскольку они коммерчески невыгодны, хотя и имеют высокие потребительские стоимости и эти потребительские стоимости общественно необходимы.
Содержание, формы, виды права собственности имеют не только теоретическое, но и практическое значение. В зависимости от того, к какой форме и к какому виду относится право собственности, принадлежащее тому или иному конкретному лицу, определяется правовой режим имущества, составляющего объект этого права и спектр тех возможностей, которыми в отношении указанного имущества располагает собственник.
Согласно п. 2 ст. 6 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Аналогичное положение закреплено и в ст. 212 ГК РФ, но эта статья подвергает названные формы дальнейшему членению в зависимости от того, в чьей собственности находится имущество.
По теории гражданского права классификация форм, видов и подвидов права собственности может осуществляться по самым различным основаниям.
Например, общая собственность характеризуется тем, что принадлежит не одному лицу, а двум или более лицам и подразделяется на два вида: долевую и совместную. Совместная собственность, в свою очередь, подразделяется на совместную собственность супругов, совместную собственность членов семьи, приватизировавших жилое помещение (хотя в гражданском кодексе это не заложено) и членов крестьянского (фермерского) хозяйства.
Возникнуть право собственности может лишь при наличии определенного юридического факта.
Так как трансформация отношений собственности в России происходит в период перехода к рыночным отношениям, то немаловажно рассмотреть взаимодействие таких двух категорий как рынок и собственность.
2.1. Отношения собственности и рынка.
В основе рынка лежат отношения между хозяйственно-обособленными субъектами, каждый из которых преследует свою выгоду, участвуя в конкурентной борьбе на рынках товаров, денег, факторов производства11.
Проблема соотношения двух категорий - собственности и рынка - в сущности, сводится к вопросу о том, зависит ли обособленность и соответственно самостоятельность хозяйствующего субъекта от формы его имущественных прав. В какой мере та или иная форма собственности создает (или не создает) благоприятные условия для принятия эффективных хозяйственных решений рыночными агентами - вот что представляет интерес в первую очередь.
Исторически сложилось так, что нормативная регламентация редко бывает нейтральной по отношению к разным формам имущественных прав. Часты случаи введения специальных льготных налоговых или кредитных режимов для фермеров, мелких предпринимателей, кооперативов, групп взаимопомощи и др. Облегчаются или ужесточаются в зависимости от обстоятельств правила образования и функционирования компаний, принадлежащих иностранцам или смешанному капиталу. И хотя в послевоенный период прослеживается общая тенденция к универсализации административных и иных подходов к разным юридическим формам собственности, дифференциация, тем не менее, сохраняется, и при необходимости правительство и администрация, не колеблясь, прибегают к введению особых режимов для той или иной группы собственников.
В неравенстве государственно-
В принципе ничто не мешает законодательным и исполнительным властям создать равные условия принятия хозяйственных решений для руководителей производственных ячеек различного собственнического статуса, например, для менеджеров частных акционерных компаний и руководителей государственных предприятий. Как арбитр последней инстанции именно государство определяет круг прав и обязанностей современного собственника, а, следовательно, и меру свободы его хозяйственного поведения. Любой хозяйственник (менеджер) подчиняется не только “невидимой руке” рыночной конкуренции, но и постоянно осязаемой властной руке государства в лице парламента, производства и администрации. В экономике ограниченных редких благ именно правовые нормы создают институциональную решетку, которая определяет качество конкурентной борьбы как главной движущей силы режима рыночного регулирования.
Развитое рыночное хозяйство неотделимо от развитого правового общества. Правовые нормы регламентируют все сферы общественной жизни. Имущественное право как одна из частей общего правопорядка играет предназначенную ему роль, не более. Чтобы понять особенности хозяйственного поведения субъектов, необходимо учитывать весь комплекс общественных связей, а не ограничиваться только одним элементом.
Сформулированный таким образом тезис означает, что не существует принципиального запрета на рынок без частной собственности и даже на рынок с преобладанием - вплоть до абсолютного - государственной собственности. Исторически именно политическая власть признана имущественными правами частным лицам (персоналу и менеджеру государственного предприятия), предоставляя рынку возможность заставить этих лиц выбрать оптимальный тип хозяйственного поведения. Ведь именно так поступают акционеры частной корпорации, назначая ее руководителей. Больше того, заметная часть современных крупных корпораций организована на принципах внутреннего контроля, которые вообще исключают влияние владельцев акций на менеджеров. Развитые вторичные финансовые рынки с биржевой торговлей акциями - вполне достаточный инструмент принуждения самых независимых администраторов к эффективному хозяйственному поведению.
Приватизация - длительный и мучительный процесс. Исторический опыт дает и факты, которые свидетельствуют о сильной растянутости приватизации во времени, и аргументацию в защиту постепенности. Главный из этих аргументов состоит в том, что скорость справедливой приватизации обязана соотноситься с возможностями накопления денежных капиталов, в частности, сбережений населения. А они таковы, что выделение на это мероприятие более 1-2% национального дохода в год нарушает стабильность экономики. Учитывая, что общая стоимость накопленных зданий, сооружений и оборудования в нормальной западной стране обычно значительно больше годового национального дохода, продажа всех основных фондов легко может растянуться на многие десятилетия.
Очевидно, что политики, которые решили покончить с полным огосударствлением экономики и которые полагают, что только всеохватывающая приватизация поможет создать эффективную систему хозяйствования, оказываются перед трудным выбором: или растянуть переход от одного экономического режима к другому на добрые полвека, или раздать средства частным лицам бесплатно, или же, наконец, создать условия для принудительного перераспределения дохода из фонда потребления в фонд накопления.
2.2. Причины приватизационного процесса
Рассмотрим причины приватизационного процесса на примере факторов, которые инициировали процесс западной приватизации в 80х годах. Она началась в западноевропейских странах в конце 70х-начале 80х годов и стала возможной и необходимой в результате развития в экономике нескольких долгосрочных процессов. Во-первых, за срок военных и послевоенных лет был достигнут высокий уровень централизации частных капиталов. Распространение мощных в финансовом отношении транснациональных корпораций, которые в свое время лежали в основе национализации капиталоемких видов производства. Частным финансовым группам сейчас по плечу мобилизовать крупные денежные капиталы, достаточные для самостоятельного осуществления большинства новых промышленных проектов и модернизации старых отраслей. Всего лишь несколькими десятилетиями ранее, в 40е-50е годы, многие базовые и новые отрасли (железнодорожный и воздушный транспорт, металлургическая и добывающая связь) можно было создать или реорганизовать только благодаря массированной бюджетной поддержке правительства.