Типы предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательскую деятельность можно осуществлять, используя достаточно большое количество организационно-правовых форм, а также их "подвидов" - видов статуса предприятия. Попробуем разобраться, какую же форму предприятия лучше выбрать для оптимизации бизнеса.
Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.
От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.
Предприятие как самостоятельная хозяйственная единица владеет правами юридического лица, то есть оно имеет право свободного распоряжения имуществом, получать кредит, входить  в договорные отношения с другими предприятиями. Оно имеет свободный расчетный счет в банке, где находятся денежные средства, которые используются для расчетов с другими предприятиями, на зарплату.

Файлы: 1 файл

Экономика организации.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Основные направления  реформы предприятия

Мы исходим из того, что в настоящее время для  оздоровления российских промышленных предприятий наиболее желательным  и соответствующим менталитету  населения ориентиром является целостное и в максимальной степени “одушевленное” предприятие. На предприятиях такого типа достигаются наибольшая степень консолидации коллектива и руководства, эргономическая оптимизация, оптимальное соотношение между производственными, воспроизводственными и маркетинговыми процессами при развитии их инновационных компонентов (см. рисунок, где промышленное предприятие представлено как единство трех хозяйственных процессов – производство, реализация, воспроизводство – и трех инновационных процессов. Жирные стрелки обозначают производственно-воспроизводственный контур предприятия, пунктирные стрелки символизируют инновационный контур предприятия). Интересы акционеров для таких предприятий являются значимыми и подлежащими реализации как часть ожиданий общества от предприятия, фактически как одна из составляющих его миссии. Такие предприятия наиболее чувствительны к социальным, экологическим и экономическим пожеланиям общества и ощущают моральную ответственность за последствия своих действий.

Движение к экономике, в которой превалируют гармонично развивающиеся и гармонично взаимодействующие с рынком анималистские предприятия, предполагает существенное изменение их внутреннего уклада и взаимоотношений между ними. Для этого недостаточно усилий самих предприятий, необходима скоординированная программа действий общества, государства и субъектов хозяйствования. "Душа" предприятия развивается, с одной стороны, в ходе развития внутрифирменной культуры, в том числе внутрифирменных рутин, а также в ходе общения с другими организациями, находящимися на более высокой ступени развития духовных качеств.

Основные направления  ориентированной указанным образом  реформы предприятий должны предусматривать  модернизацию:

• внутренней организационно-функциональной структуры, формирование оптимального соотношения между производственной, воспроизводственной, маркетинговой и инновационной активностью;

• системы принятия решений и системы управления предприятием, в том числе его взаимоотношений с крупными акционерами (повышение ответственности за принимаемые решения) и мелкими (обеспечение прав участия в принятии решений);

• взаимодействия и координации предприятий в рамках отрасли;

• каналов влияния общества на деятельность предприятия и предприятий на деятельность государства;

• взаимоотношений корпоративных предприятий и фондового рынка;

• системы регистрации и ликвидации предприятий;

• системы внутреннего планирования деятельности предприятий во взаимоувязке с системой прогнозирования и индикативного планирования экономики в целом.

К числу первоочередных мер относятся следующие.

1) Расширение спектра  организационно-правовых форм производственных  предприятий за счет форм, промежуточных  между акционерным обществом  и коммандитным товариществом  и предусматривающих более высокую имущественную ответственность собственника и руководителя за результаты работы предприятия.

2) Изменение ряда положений  ГК РФ и Закона об акционерных  обществах, направленное на обеспечение  баланса сил (прав и ответственности)  в управлении предприятием между генеральным директором, администрацией (менеджментом), работниками, мелкими и крупными акционерами.

3) Внедрение стратегического  планирования, создание многоуровневой  народнохозяйственной системы обмена  и согласования плановой стратегической  информации.

4) Модернизация системы  аттестации, оплаты труда и служебного  продвижения персонала.

5) Восстановление инновационно-воспроизводственной  структуры и соответствующей  деятельности на предприятиях.

6) Изменение системы  регистрации и ликвидации предприятий  в сторону стабилизации сети узловых промышленных предприятий и их непосредственного окружения, более осторожного отношения к применению процедуры банкротства и одновременно процедуры регистрации предприятий.

7) Активизация и расширение  деятельности рынка корпоративных ценных бумаг, оздоровление отношений между реальным и фондовым рынками и трансформация последнего в сторону европейской модели.

8) Восстановление отраслевой  структуры экономики, создание  мягких горизонтальных отраслевых  структур обмена информацией и координации деятельности, смягчение региональных различий в условиях деятельности (налогообложение, субсидии, региональный протекционизм и т.п.) предприятий одной отрасли.

Предлагаемая реформа  требует модификации как базисных законодательных уложений, таких как Гражданский кодекс РФ, так и корректировки отдельных законов и ведомственных нормативных актов (в том числе выпускаемых ФКЦБ, ФСФО, МАП и т.д.). Главное, однако, состоит в коренном изменении взаимоотношений между элементами треугольника “государство – общество – предприятие”. На данной стадии развития рыночных отношений в России общество, а вслед за ним и государство должны “повернуться лицом” к предприятию как локомотиву экономики, обеспечить поддержку фирм, находящихся на более высокой ступени становления корпоративной культуры, демонстрирующих ответственное социальное поведение, развитие и распространение духовного начала в экономике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фирма, как правило, выступает  в статусе юридического лица, (атрибуты юридического лица: расчётный счёт и печать) имеет: имя или название, фирменный знак, цвет и другую символику.

Цели фирмы: максимизация прибыли, получение плановой рентабельности, т. е. экономической прибыли>0 , достижение безубыточности, т. е. прибыль = 0, минимизация  убытков, сохранение фирмы на рынке (избежать банкротство), захват рынка с помощью ценовой войны, устранение конкурента методами недобросовестной конкуренции.

Фирмы можно классифицировать на промышленные, торговые, страховые, транспортные, транспортно-экспедиторские.

Правовым положением фирмы определяется, кто в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы, т.е. кто будет оплачивать долги фирмы, если она обанкротится. От правового положения фирмы зависит, кому предоставляется право (полномочие) заключать сделки от имени фирмы.

Существуют основные виды правового статуса фирм: хозяйственные товарищества и общества, полные товарищества, товарищества на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, унитарные предприятия.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 10 января 2003 г.)

2. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Принят Государственной Думой 11 октября 2002 года.

3. Базылева М. Н. Экономическая теория. – Минск: БГЭУ, 1999.- 385 с.

4. Бакалавр Экономики. Хрестоматия в 3 томах. Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Центр кадрового развития. Том 2./под общ. ред. В.И. Видяпина. - Информационно-издательская фирма "Триада", М.., 1999 год, 1056 стр.

5. Клейнер Г. Предприятие как фактор институциональной стабильности. // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №3.-с.5-11

6. Курс экономической теории - под. Редакцией Чепурина И.Н., Киселевой Е.А.,- Киров, 1999.-423с.

7. Носова С.С., Талахадзе А.А. Экономика: Базовый курс лекций для вузов.- М.: Гелиос АРВ, 2001.-640с.

8. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов.- М.: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 1999. - 693с

9. Райзберг Б. А. Курс экономики. – М.: ИНФРА-М, 1999.- 718 с.

10. Экономика и управление предприятием. / Максютов А.А. - Бератор-Пресс, 2002.-401с.

11. Экономика и управление предприятием. Основы немецкой теории Betriebswirtschaftslrhre, адаптированной для применения в России. / Фальцман В.К., Давыдова Л.А. - Финансы и статистика, 2003.-398с.

12. Экономика организации (предприятия). / Раицкий К.А. - Дашков и К, 2003.-461с.

13. Экономика организации (предприятия). / Сафронов Н.А. - Экономистъ, 2003.-301с.

14.Экономика организации (предприятия). Практикум. / Карлик А.Е., Добрин Г.Н., Белов А.М. - Инфра-М, 2003.-298с.

15.Экономика организаций (предприятий). / Швандар В.А., Горфинкель В.Я. - ЮНИТИ, 2003.-319с.

16.Экономика предприятия: Учебник. 2-е издание. / Семенов В.М. и др. - Центр экономики и маркетинга, 2000.-519с.

17.Экономика фирмы. / Бляхман Л.С. - Издательство Михайлова В.А., 2000.-485с.

18.Экономика фирмы. / Швандар В.А., Горфинкель В.Я. - ЮНИТИ, 2003.-398с.

19.Экономика фирмы. Словарь-справочник. / Скляренко В.К. и др. - Инфра-М, 2000.-211с.

20.Экономика фирмы. Учебное пособие. / Бляхман Л.С. - Издательство Михайлова В.А., 2000.-477с.

21.Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Учебное пособие.  
Клейнер Г. Предприятие как фактор институциональной стабильности. // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №3.-с.15-23 

 


Информация о работе Типы предприятий