Поэтому сокращение потребности
в рабочей силе в определенные
периоды, ранее приводившее в
росту безработицы, стало в известной
мере регулируемым процессом, встроенным
в рыночный механизм. Это, в свою
очередь, оказывает существенное влияние
не только на социально-экономические,
но и на политические процессы. Так,
беспрецедентный рост безработицы
в Германии в годы крупнейшего
мирового экономического кризиса 1929-1933г.г.,
когда каждый третий трудящийся оказывался
безработным, сыграл свою роль в становлении
фашистской диктатуры.
Сейчас рынок труда
представляет собой систему общественных
отношений, отражающих уровень развития
и достигнутый на данный период баланс
интересов между присутствующими
на рынке силами: предпринимателями,
трудящимися и государством.
Организационной формой выражения
таких интересов на рынке труда
являются ассоциации предпринимателей,
с одной стороны, и профсоюзы
– с другой. Государство же выступает
в качестве работодателя на государственных
предприятиях и инвестора, финансируя
крупные проекты и программы
развития. Однако главная его функция
заключается в определении правил
регулирования интересов партнеров
и противостоящих сил. В результате
определяется та равнодействующая, которая
служит базой решений и основой
механизма регулирования рынка
труда, куда включается и система социальной
защиты, и система стимулирования развития
производительных сил.
Механизм регулирования
рынка труда охватывает весь спектр
экономических, юридических, социальных
и психологических факторов, определяющих
функционирования рынка труда. Оно
осуществляется через систему трудоустройства,
включая широкую сеть бюро по занятости,
банки данных о рабочих местах,
государственные программы помощи
в приобретении профессиональных знаний
и трудоустройстве незанятому, но
желающему работать населению, целевые
программы предприятий, предусматривающие
переподготовку кадров в связи с
планируемой модернизацией производства,
проведение на предприятии политики
стабилизации кадров и т.п. Все эти
составные части рыночного механизма
регулирования занятости в разных
отраслях находятся в разном соотношении
в зависимости от экономических
и исторических условий развития
данной отрасли.
5. Сущность рынка труда
В самом общем виде под
рынком труда понимают «систему общественных
отношений, связанных с наймом и
предложением рабочей силы, или с
ее куплей и продажей». / /
Являясь важнейшим элементом
рыночной экономики, рынок труда
представляет собой систему общественных
отношений, призванных обеспечить нормальное
воспроизводство и эффективное
использование товара «рабочая сила».
Этот рынок выполняет функции
механизма распределения и перераспределения
рабочей силы по сферам и отраслям
хозяйства, видам и формам деятельности
на основе критерия эффективности ее
использования в соответствии со
структурой общественных потребностей
и форм собственности. Основные элементы
этого механизма:
- Предложение рабочей силы, которое позволяет определить численность и состав различных категорий граждан попадающих на рынок труда (по полу, возрасту, образованию, профессиям, квалификации и другим характеристикам).
К их числу относятся:
- Высвобожденные работники, контингент которых формируется за счет падения объема производства, сокращения финансирования из госбюджета, трансформации госсектора.
- Молодежь, не продолжающая дальнейшую учебу или не поступившая на работу после окончания учебных заведений, а также в результате отсева учащихся.
- Лица, освобожденные из мест лишения свободы.
- Уволенные по причине текучести кадров.
- Мигранты трудоспособного возраста.
- Численность незанятого населения, претендующего на рабочие места.
- Другим показателем, характеризующим рынок труда, является спрос на рабочую силу. Устойчивость спроса на труд будет зависеть:
- От производительности при создании товара (услуги).
- От рыночной стоимости товара, произведенного с его помощью.
В результате действия экономических
факторов происходит сокращение потребности
предприятий государственного сектора
экономики в работниках. Одновременно
развитие негосударственного сектора
экономики сопровождается увеличением
численности занятых.
- Следующим показателем, характеризующим рынок труда, является соотношение спроса и предложения рабочей силы. При рассмотрении этого показателя определяется тенденция превышения предложения над спросом, дисбаланс спроса и предложения в целом по области и основным социально-демографическим группам, вызванный, прежде всего нарушением хозяйственных связей, договорных обязательств и финансовых затруднений.
Что касается значения рынка
труда, то необходимо отметить, что
он, как локомотив приводит в движение
все другие рынки, все другие ресурсы,
ибо здесь формируется и распределяется
по профессиям, предприятиям, регионам
и отраслям и включается в действие
наиболее важный национальный ресурс
– рабочая сила:
- Прежде всего, через него обеспечиваются занятость экономически активного населения, его включение в сферу производства и в сферу услуг, создается возможность получения необходимого заработка.
- Через рынок идет комплектование предприятий нужной рабочей силой, в необходимых количествах и должного качества. Рынок является своеобразным светофором, который показывает, какие профессии нужны, а какие имеются в излишестве, что должны делать ищущие работу в своей подготовке, переподготовке, расширении имеющихся знаний и умений для получения работы. В связи с выше сказанным видно, что рынок труда является важным источником информации.
- Рынок через конкуренцию наемных работников стимулирует их к расширению профессионального мастерства, повышению их квалификации и универсализации.
- Рынок труда регулирует складывающиеся на нем потоки рабочей силы.
- Рынок труда обеспечивает распределение и перераспределение экономически активного населения в связи со структурными изменениями в экономике.
- Романенко И.В. «Экономика предприяти» Практическое издание. Москва, «Финансы и статистика», 2002
- Растова Ю.И. , Малахов Р.Г.. «Экономика организации ( предприятий)». Москва, «ЭКСМО», 2009
- Гольцов А. В. Методы снижения текучести кадров.Маркетинг. – 2006.
- Долбунов А. А. Текучесть кадров - основная проблема предприятий. Маркетинг. – 2006.