Управление прибылью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:34, реферат

Описание работы

Прибыль выступает в качестве основной цели и результативного показателя финансово-хозяйственной деятельности. Каждый хозяйствующий субъект самостоятелен в выборе бизнеса, определении номенклатуры и ассортимента, затрат и выручки, что позволяет выявить прибыль или убыток по результатам деятельности.

Файлы: 1 файл

управление прибылью.docx

— 79.35 Кб (Скачать файл)

Управление прибылью

Прибыль выступает в качестве основной цели и результативного показателя финансово-хозяйственной деятельности. Каждый хозяйствующий субъект самостоятелен в выборе бизнеса, определении номенклатуры и ассортимента, затрат и выручки, что позволяет выявить прибыль или убыток по результатам деятельности.

Общий финансовый результат — прибыль (убыток) на определенную дату — определяют путем балансирования общей суммы всех прибылей и убытков.

Прибыль характеризует эффективность  реализации ряда направлений деятельности субъекта хозяйствования:

• коммерческого — результативность маркетинговых исследований способствует увеличению объема реализации, а следовательно, и массы прибыли;

• производственного — повышение  коэффициента сменности оборудования обеспечивает возможность выпуска  дополнительной продукции без дополнительных затрат на увеличение основных фондов;

• технического — внедрение прогрессивных  технологий продукции или услуг может содействовать повышению их качественного уровня, а следовательно, привлекательности для потребителя, что обеспечивает возможность выбора между двумя вариантами извлечения дополнительной прибыли за счет увеличения сбыта при сохранении цены, либо увеличении цен при прежнем объеме реализации;

• финансового — путем обеспечения  прироста уже полученной от основной деятельности прибыли в процессе ее рационального инвестирования;

• социального — за счет предотвращения потенциальных потерь из-за трудовых конфликтов.

Управление прибылью выступает  в качестве одного из двух базовых  направлений финансовой политики.

Основной задачей управления прибылью является: максимизация доходов по имеющимся источникам финансовых ресурсов и расширением общей номенклатуры этих источников.

Управление процессом формирования прибыли начинается с планирования финансовых поступлений в расчетном  периоде. Планирование финансовых поступлений осуществляется на основе исходной инфляции:

• расчетных потребностей в финансовых ресурсах для обеспечения расширенного воспроизводства как суммы затрат по всем направлениям деятельности;

• результатов маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать поступления  денежных средств.

Формирование, распределение и  использование прибыли определяет различные виды прибыли: прибыль от реализации, балансовая, налогооблагаемая и чистая прибыль.

Управление прибыли от реализации предполагает:

• четкое определение вида бизнеса, делающего наибольшую прибыль;

• увеличение оборачиваемости оборотных  средств, обеспечивающих увеличение массы получаемой прибыли;

• рациональное использование средств, вложенных в имущество предприятия.

Управление балансовой прибылью предполагает:

• максимизацию доходов по имеющимися источникам;

• расширение номенклатуры источников формирования балансовой прибыли.

Управление налогооблагаемой прибылью предполагает широкое использование льгот по налогообложению согласно действующему законодательству, уменьшающих величину налогооблагаемой прибыли и обеспечивающих увеличение прибыли в распоряжении предприятия.

Управление чистой прибылью предполагает определение принципа распределения прибыли в соответствии с конкретными условиями хозяйствования. Распределение чистой прибыли — это вопрос инвестиционной, технической и дивидендной политики. Управление прибылью — это определение основных направлений использования прибыли, предвидение ближайших и отдаленных перспектив развития хозяйствующего субъекта.


 

Управление прибылью

 

В первом разделе «Научно–теоретические основы управления прибылью предприятия» рассмотрены сущность и функции прибыли, а также проанализированы такие этапы управления прибылью, как его формирование, распределение и использование.

В группе функций управления прибылью как специальной области  управления предприятием основными  из них являются:

  1. Управление формированием прибыли. Функциями этого управления является обоснование целевой потребности в общей сумме прибыли, необходимой для эффективного развития предприятия; прогнозирование возможностей получения прибыли в разрезе отдельных видов его деятельности; формирование целевых критериев нормы прибыли по предприятию и обеспечения их достижения.
  2. Управление распределением и использованием прибыли. В процессе реализации этой функции обеспечивается своевременная уплата налогов за счет прибыли; формируется система пропорций распределения прибыли на капитализируемой части и мощность; обеспечивается формирование финансовых ресурсов за счет прибыли для развития отдельных видов деятельности, а внутри них — по отдельным направлениям использования.

На предприятии распределению  подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия  после уплаты налогов и других обязательных платежей. С прибыли  взимаются санкции, которые уплачиваются в бюджет и внебюджетные фонды.

Процесс формирования и распределения  чистой прибыли предприятия изображен  на рис.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль  предприятия


 


Налог на прибыль


 


Чистая прибыль


 



Отчисления на благотворительные  цели


Оплата штрафных санкций


Фонды специального назначения





Фонды накопления


Фонды потребления


Фонды выплаты дивидендов




Фонд развития производства


Фонд социальной сферы


Фонд материального поощрения


Резервный фонд



 

 

 

Рис. 1 — Формирование и распределение чистой прибыли  предприятия 

 

Средства на развитие и  совершенствование производства расходуются  на удовлетворение потребностей, которые  связаны с ростом объемов производства, техническим перевооружением, совершенствованием технологии производства и других потребностей, обеспечивающих рост и совершенствование  материально–технической базы предприятия. Конкретно эти затраты представляют собой капитальные вложения в  строительство новых производственных площадей, реконструкцию предприятий, приобретение и монтаж нового оборудования, другие расходы капитального характера, включая природоохранные и такие, которые направлены на улучшение  условий труда и техники безопасности. Это также расход на проведение научно-исследовательских  и опытно–конструкторских работ, подготовку и освоение новых прогрессивных  технологий и видов продукции.

Одной из потребностей производства, которая связана с его расширенным  воспроизводством, является увеличение собственных финансовых ресурсов, которые  вкладываются в запасы сырья, материалов, переходящие запасы незавершенного производства, готовой продукции, товаров, то есть увеличение фонда собственных  оборотных средств.

Фонд средств, направляемых на социальные нужды, используются в  основном на такие расходы, которые  способствуют социальному развитию коллектива предприятия:

  • строительство, реконструкцию и капитальный ремонт жилых домов и объектов социально-культурной сферы;
  • содержание объектов социально–культурной сферы (детских дошкольных учреждений, больниц, домов и баз отдыха, клубов и дворцов культуры и т.д.);
  • проведение оздоровительных, культурно–массовых мероприятий, в том числе приобретение путевок на отдых и лечение;
  • другие подобные расходы (на удешевление питания рабочих и служащих в заводских столовых, оснащение клубов, комнат отдыха, общежитий теле– и радиоаппаратурой, другим оборудованием и т. п.).

Фонд средств для материального  поощрения используется с целью  стимулирования заинтересованности трудящихся предприятия в достижении высоких  конечных результатов работы. В данном направлении прибыль используется на выплату вознаграждения за общие  результаты работы по итогам года, на единовременное премирование отдельных работников за выполнение особо важных производственных заданий, выплату премий за другие достижения в работе, а также предоставление одноразовой материальной помощи рабочим  и служащим.

Резервные фонды могут  создаваться за счет прибыли предприятиями  всех форм собственности для использования  на случай резкого ухудшения финансового  положения в результате временного изменения рыночной конъюнктуры, стихийных  бедствий и др. Что касается акционерных  обществ, обществ с ограниченной ответственностью и других хозяйственных  обществ, создание их резервных фондов за счет прибыли является обязательным в порядке и размерах, определяемых учредительными документами.

Во втором разделе «Методические основы управления прибылью предприятия» была рассмотрена методика анализа прибыли, методы его планирования, а также уточнения значения контроллинга и его организация на предприятии.

В зависимости от используемых методов различаются следующие  основные системы проведения анализа  на предприятии: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнительный  анализ; анализ коэффициентов; интегральный анализ.

Для предприятия очень  важно анализировать показатели прибыли, ведь именно они отражают эффективность  деятельности предприятия за определенный период. На мой взгляд, более эффективно использовать совокупность горизонтального  и вертикального методов анализа  прибыли, ведь такой подход дает возможность  получить достаточно точные результаты, характеризующие финансовое состояние предприятия. Использование этих двух методов в совокупности не требует значительных затрат сил и времени, а также проведения расчетов можно делать с помощью компьютерных программ, что очень упрощает осуществление анализа показателей прибыли. Горизонтальный и вертикальный анализы прибыли позволяют достаточно полно отразить изменения в финансовой сфере предприятия.

Основу механизма управления прибылью предприятия составляют системы  и методы ее планирования. Планирование прибыли представляет собой процесс  разработки системы мер по обеспечению  ее формирования в необходимом объеме и эффективного использования в  соответствии с задачами развития предприятия  в предстоящем периоде.

На предприятиях производственной сферы могут быть применены три  методы расчета прибыли от реализации продукции:

  • прямого расчета;
  • по показателю расходов на одну гривну продукции;
  • экономический (аналитический) метод.

Основной положительной  чертой составления плана прибыли  методом прямого расчета является простота и достоверность. Однако он ограничивает возможности выявления  внутренних резервов роста прибыли  в процессе планирования, поскольку  дает лишь конечный результат —  план прибыли, не указывая влияния отдельных  факторов на плановую величину прибыли.

Расчет прибыли на основе показателя расходов на одну гривну продукции  может применяться по предприятию  в целом из расчета прибыли  от выпуска и реализации всей продукции. Предполагается использование данных о производственные расходы, реализацию продукции за предыдущий период, а  также ожидаемую их изменение, что  прогнозируется в следующем периоде. Это укрупненный метод, который  применяется на предприятиях серийного  и единичного типа производства. При  данном методе расчета также не хватает  возможности определить влияние  отдельных факторов на объем прибыли, его изменение.

Экономический (аналитический) метод отличается от уже рассмотренных  методов расчета прибыли тем, что дает возможность определить не только общую сумму прибыли, но также и влияние на нее изменения  отдельных факторов: объема производства (реализации) продукции; себестоимости  продукции; уровня оптовых цен и  рентабельности продукции, ассортимента и качества продукции.

Важное значение в планировании прибыли имеет определение точки  безубыточности. Она является одной  из важнейших характеристик взаимосвязи  затрат, объема производства и прибыли.

Точка безубыточности (порог  рентабельности, мертвая точка, точка  критического объема реализации, точка  самоокупаемости) — выручка от реализации, при которой обеспечивается безубыточная деятельность предприятия при условии  неполучения прибыли[6].

Результата от реализации после возмещения переменных затрат полностью хватает на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна нулю.

Определение точки безубыточности осуществляется расчетным и графическим  способами. Точка безубыточности в  натуральном выражении:

где, FC — постоянные расходы; 
P — цена единицы продукции; 
VC — переменные затраты на единицу продукции.

В состав постоянных входят расходы, сумма которых не зависит  от изменения объема производства и  реализации продукции в пределах определенного временного периода. Как правило, постоянные расходы  осуществляются и при нехватке основной деятельности. К ним относятся: арендная плата, отопление, освещение, административные расходы и др.

В состав переменных входят расходы, общая сумма которых  изменяется пропорционально изменению  объемов производства. К ним относятся: сырье и материалы, комплектующие; заработная плата производственных рабочих; топливо и энергия на технологические нужды и др. Сумма  постоянных и переменных затрат составляет валовые (суммарные) расходы предприятия.

Точку безубыточности можно  также вычислить в денежном выражении  по формуле:

где, S — выручка от реализации продукции; 
TVC — общие переменные затраты.

Определив порог рентабельности, то есть такую выручку от реализации, при которой предприятие не имеет  убытков, но еще не имеет и прибылей, мы получаем значение объема производства предприятия, ниже которого производить  продукцию нецелесообразно.

Надо отметить, что объемы производства ниже порог рентабельности свидетельствуют об ухудшении финансового  состояния предприятия, то есть о  дефицит ликвидных средств. Нахождения фирмы в точке безубыточности является также опасным, ведь в этом случае предприятие имеет большой  риск потери значительного количества прибыли. Чем больше предприятие  приближается к порогу рентабельности, тем значительнее сила воздействия  операционного рычага. Такое действие ослабляется при росте выручки  от реализации и прибыли благодаря  уменьшению удельного веса постоянных затрат в общей их сумме.

Информация о работе Управление прибылью