Управление собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

СОБСТВЕННОСТЬ, КАК КАТЕГОРИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ.
Начнем выяснять, что такое собственность, с самого простого: почитаем, какие определения дают этому понятию специалисты. Для начала возьмем несколько отечественных словарей.
«СОБСТВЕННОСТЬ, исторически определенный обществ. способ присвоения людьми предметов производительного и непроизводительного потребления. С. всегда связана с вещью (объектом присвоения), но она не сама вещь, а отношение между людьми по поводу вещи».

Файлы: 1 файл

Управление собственности КР.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от той или иной структуры рынка, можно выделить разные формы конкуренции. В экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур Таблица №1.

Таблица №1

 

Вид конкуренции

Характеристика

 

1

Чистая (совершенная) конкуренция

Это такое состояние  рынка, когда большое количество фирм производит аналогичную продукцию, но ни размер самих фирм, ни другие причины не позволяет хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену.

 

2

Чистая (абсолютная) монополия

Рынок считается  абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.

 

3

Монополистическая конкуренция

Некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится похожая, но не идентичная продукция.

 

4

Монополия

Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены.

 

5

Монопсония

Тип рыночной структуры, при которой существует монополия  единственного покупателя определённого  товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль  за счёт потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть рыночной конкуренции.

 

6

Двусторонняя  монополия

Рынок, на котором  одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец -- монополист.

 

7

Дуополия

тип рыночной структуры, при которой имеются только два производителя определённого товара и между ними отсутствуют какие-либо соглашения о ценах, рынках сбыта и квотах. Частный случай олигополии.

 

8

Олигополия

Ситуация на рынке, при которой небольшое  число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №2

 

Основные  модели рынка

Характеристика  рынка

Свободная конкуренция

Чистая монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Число фирм

Очень большое

Одна

Много

Несколько

Тип продукта

Стандартизированный

Уникальный

Дифференцированный

Стандартизированный или дифференцированный

Контроль над  ценой

Отсутствует

Значительный

Некоторый, в  узких границах

Ограниченный  или значительный при тайном сговоре

Условия вступления в отрасль

Очень легкие

Блокированы

Сравнительно  легкие

Существенные  трудности

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Отсутствует

Характеризуется особым вниманием к качеству, рекламе, торговым знакам и т.п.

Очень типична, особенно при дифференциации продукта


Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор  фирмой того или иного рынка, на котором  она будет пытаться работать, следует  учесть, что конкуренция бывает трех видов.

Функциональная конкуренция - возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

Видовая конкуренция - следствие того, что имеются  товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по возможности двигателями.

Предметная  конкуренция - результат того, что  фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству.

Недобросовестная  конкуренция. В условиях жесткой  борьбы между товаропроизводителями  часто используются методы, связанные  с нарушением норм и правил конкуренции, т. е. недобросовестная конкуренция. Она выражается: в демпинговых ценах - продаже товаров по цене ниже себестоимости; установлении контроля над деятельностью конкурента; злоупотреблении господствующим, положением на рынке; установлении дискриминационных цен или коммерческих условий; зависимости поставок конкретных товаров или предоставлении услуг от принятия ограничений по производству или распределению конкурирующих товаров; введении ограничительных условий и агентских соглашений при сбыте продукции, определяющих, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки; тайных сговорах на торгах; ложной информации и рекламе, вводящей конкурента в заблуждение; недобросовестном копировании товаров и продукции конкурентов; нарушении стандартов и условий поставок товаров и услуг и др.

В соответствии с методами осуществления - различают ценовую и неценовую формы конкуренции.

Ценовая конкуренция  предполагает продажу товаров или  предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты. В условиях цивилизованного рынка снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на данном рынке, обычно претендуют лишь на небольшую долю прибыли. Крупные монополии подчас вообще отказываются от получения прибыли, с тем чтобы с помощью низких цен на соответствующий товар полностью вытеснить конкурентов с рынка, в дальнейшем повысить цены и тем самым компенсировать понесенные убытки. Такой метод конкурентной борьбы использовала в свое время американская компания «Кока-Кола» при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позже таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и страны Западной Европы.

В последнее  время к ценовой конкуренции  вновь возрос интерес в развитых странах в связи с внедрением ресурсосберегающей техники и экономии на издержках производства.

Неценовая конкуренция  предполагает предложение товаров  более высокого качества, с лучшими  показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, а также более широкого ассортимента. Особое значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические показатели, ее безопасность. Все большую роль стали играть в конкурентной борьбе надежность и репутация фирмы-производителя или поставщика товара, ее престижность. В последние годы неценовая конкуренция, связанная с соперничеством за достижение наиболее высокого качества продукции, приобрела доминирующую роль.

Неценовая конкуренция  проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям:

- совершенствование  технических характеристик товаров;

-улучшение приспособляемости  товара к нуждам потребителей.

Неценовая конкуренция  посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции  по продукту. Этот вид конкуренции  основывается на стремлении захватить  часть отраслевого рынка путём  выпуска новых товаров, которые  либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой - «качество - это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция  путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствованье торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.

Важным инструментом конкурентной борьбы на рынке становятся товарные знаки и торговые фирмы.

Осознание созидательной  силы конкуренции, приводящей к снижению издержек производства, быстрому обновлению ассортимента продукции, улучшению  ее качества и тем самым повышению конкурентоспособности данной продукции и фирмы, ее производящей, побуждает государство обеспечить ее правовую защиту путем разработки законодательства, ограничивающего монополистическую деятельность.

Кроме количественных критериев могут быть предложены и другие критерии анализа конкуренции. Например, можно исходить из:

- характера  поведения продавца:

• если считает  ситуацию на рынке зависящей только от собственного поведения и реакции  на него покупателей - монополия;

• если не может  предсказать реакцию конкурентов и берет рыночную цену как данную - совершенная полиполия;

• если не может  предсказать реакцию конкурентов  и выбирает цену, так как его  продукция дифференцирована, но не затрагивает существенно своих  конкурентов - монополистическая конкуренция;

• если должен учитывать реакцию своих конкурентов - олигополия.

- степени дифференциации  товара:

• однородная, гомогенная конкуренция (без дифференциации товара);

• разнородная, гетерогенная конкуренция (с дифференциацией  товара).

- степени свободного  проникновения в отрасль:

• открытая конкуренция - без барьеров вхождения в отрасль;

• закрытая конкуренция - с барьерами вхождения в отрасль.

- различия применяемых  действий:

• конкуренция, осуществляемая изменением цен;

• конкуренция, осуществляемая изменением товара.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Андрианов  В.Д. Конкурентоспособность России  в мировой экономике// Маркетинг. -- 1999. -- № 2.

2. Гордон М.  П. , Карнаухов С. Б. Логистика  товародвижения Изд. 2-е, перераб., доп. М: Центр экономики и маркетинга 2001.

3. Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения/Под общ. ред. Е.П. Голубкова. -- М.: Экономика, 1993.

4. Тихомирова  Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая  энциклопедия/Под ред. М.Ю. Тихомирова. -- М.: 1999.

5. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент/ Под ред. проф. В.М. Власовой -- М.: Финансы и статистика, 1994.

6. Ефремов В.С.  Стратегии бизнеса. Конкуренции  и методы планирования. -М., Изд-во  «Финпресс», 1998

7. Элвин Дж.Долан, Дэвид Е. Линдсей «Рынок: микроэкономическая модель». СПб. 1992.

8. Светунькова  С.Г.. Информационное обеспечение  управления конкурентоспособностью // Маркетинг. 2000. - №5.

9. Фасхиев Х.А.  Как измерить конкурентоспособность  предприятия?//Маркетинг в России и за рубежом №4 / 2003.

10. Кротков А.М.  конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки//Маркетинг в России и за рубежом №6 / 2001.

11 Маркетинг:  Толковый терминологический словарь-справочник. -- М.: “Инфоконт”, СП “Медсервис Интернешнл”, 1991.

12. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. -- М.: ИНФРА-М, 2000.

13. Политическая экономия: Словарь. - М.: Политиздат, 1983.

14. Философский  энциклопедический словарь. - М.: "Советская энциклопедия", 1983.

15. Краткий экономический словарь. - Уфа: Башкирская Академия управления, 1993.


Информация о работе Управление собственностью