Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 19:41, контрольная работа
«Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики»[1] - так закрепляет статья 126 Конституции Российской Федерации.
План.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Верховный Суд РФ…………………………………………………………4
2. Функции Верховного Суда РФ…………………………………………….9
3. Полномочия Верховного Суда РФ………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………….18
План.
Введение………………………………………………
1. Верховный Суд РФ…………………………………………………………4
2. Функции Верховного Суда РФ…………………………………………….9
3. Полномочия Верховного Суда РФ………………………………………..11
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………19
Введение.
«Верховный Суд Российской Федерации
является высшим судебным органом по гражданским,
уголовным, административным и иным делам,
подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет
в предусмотренных федеральным законом
процессуальных формах судебный надзор
за их деятельностью и дает разъяснения
по вопросам судебной практики»[1] - так
закрепляет статья 126 Конституции Российской
Федерации.
В Российской Федерации Верховный Суд
впервые был учрежден в соответствии с
Положением о судоустройстве РСФСР, принятым
на сессии ВЦИК 31 октября 1922 года и введенным
в действие 1 января 1923 года
На Верховный Суд возлагался судебный
контроль над всеми без исключения судебными
местами РСФСР, рассмотрение в кассационном
порядке дел, решенных губернскими судами;
рассмотрение в порядке надзора всех дел,
разрешенных любыми судами республики;
рассмотрение судебных дел по первой инстанции.
Правом дачи судам разъяснений по вопросам
судебной практики Верховный Суд РСФСР
не обладал. Таким правом был наделен Верховный
Суд СССР, созданный в 1924 г., и лишь после
принятия в 1958 г. Основ законодательства
СССР и союзных республик о судоустройстве
в СССР такое полномочие получили и верховные
суды союзных республик.
Впервые право дачи судам разъяснений
по вопросам судебной практики Верховным
Судом закреплено в Конституции Российской
Федерации 1993 года, в статье 126, за исключением
положения, что эти разъяснения являются
руководящими.
Таким образом, рассмотрение правового
положения Верховного суда Российской
Федерации актуально и важно для изучения
судебной системы России.
1.
Верховный Суд РФ.
В соответствии со ст. 126 Конституции Российской
Федерации Верховный Суд РФявляется
высшим судебным органом по гражданским,
уголовным, административным и иным делам,
подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет
в предусмотренных федеральным законом
процессуальных формах судебный надзор
за их деятельностью и дает разъяснения
по вопросам судебной практики.
Согласно ст. 104 Конституции РФ Верховный
Суд имеет право законодательной инициативы.
Конституция, таким образом, определяет
место Верховного Суда среди других государственных
органов, устанавливает его место в системе
судов общей юрисдикции, отграничивает
его компетенцию от других высших органов
судебной власти - Конституционного Суда
и Высшего Арбитражного Суда и определяет
его задачи и полномочия.
Верховный Суд РФ действует в составе:
Пленума Верховного Суда РФ; Президиума
Верховного Суда РФ; Судебной коллегии
по гражданским делам; Судебной коллегии
по уголовным делам; Военной коллегии;
Кассационной коллегии.
Пленум Верховного
Суда РФ включает в свой состав всех
судей Верховного Суда. Пленум созывается
не реже одного раза в четыре месяца, его
заседание правомочно при наличии не менее
двух третей полного состава. В заседаниях
Пленума принимают участие Генеральный
прокурор и министр юстиции РФ. На Пленум
могут приглашаться и другие лица, например,
судьи нижестоящих судов, члены научно-консультативного
совета при Верховном Суде РФ, работники
прокуратуры. Они вправе принимать участие
в обсуждении вопросов, включенных в повестку
заседания Пленума.
Решения принимаются Пленумом открытым
голосованием простым большинством голосов.
Перед голосованием по всем вопросам,
внесенным на рассмотрение Пленума Председателем
Верховного Суда РФ либо министром юстиции,
Генеральный прокурор дает заключение.
Постановления Пленума подписывает Председатель
Верховного Суда РФ и секретарь Пленума
- судья Верховного Суда РФ. Заметим, что
секретарь Пленума, наряду с осуществлением
полномочий судьи Верховного Суда, проводит
организационную работу по подготовке
заседаний Пленума, обеспечивает ведение
протокола и принимает меры для исполнения
принятых Пленумом постановлений[2].
Президиум Верховного
Суда РФ является высшей судебной инстанцией
в Российской Федерации по делам, отнесенным
законом к ведению судов общей юрисдикции.
Президиум в пределах своих полномочий:
- рассматривает судебные дела в порядке
надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
- заслушивает доклады о результатах изучения
и обобщения судебной практики и анализа
судебной статистики, обсуждает вопросы
организации работы судебных коллегий
и аппарата Верховного Суда;
- оказывает помощь нижестоящим судам
в целях правильного применения законодательства,
координируя эту работу с Министерством
юстиции;
- осуществляет некоторые другие полномочия,
предоставленные ему законом.
Президиум Верховного Суда РФ состоит
из 13 судей и утверждается Советом Федерации
Федерального Собрания РФ по представлению
Президента РФ, основанному на рекомендации
Председателя Верховного Суда РФ. В состав
Президиума Верховного Суда РФ входят
Председатель Верховного Суда РФ, его
заместители (по должности), а также несколько
наиболее опытных судей Верховного Суда.
Утверждение Президиума Верховного Суда
РФ производится при наличии заключения
квалификационной коллегии судей Верховного
Суда РФ.
Заседания Президиума Верховного Суда
РФ созываются не реже одного раза в месяц.
Конкретные дела на заседаниях докладываются
членами Президиума или другими судьями
Верховного Суда. В заседаниях Президиума
Верховного Суда РФ принимает участие
Генеральный прокурор РФ или его заместитель,
который либо поддерживает надзорное
представление прокурора, либо дает заключение
по надзорной жалобе. Постановление Президиума
принимается простым большинством голосов
в отсутствие сторон. Заметим, однако,
что надзорные жалоба или представление
об отмене смертной казни и о замене ее
более мягким наказанием считаются удовлетворенными,
если за оставление смертной казни проголосует
менее двух третей членов Президиума Верховного
Суда Российской Федерации, присутствующих
на заседании. Постановление подписывает
Председатель Верховного Суда РФ[3].
Судебные коллегии
по гражданским и уголовным делам по
выполняемым задачам и объему судебной
работы являются основными подразделениями
Верховного Суда РФ. На заседаниях судебных
коллегий рассматриваются дела по первой
инстанции, в кассационном порядке, в порядке
надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам
в пределах их компетенции[4].
Судебные коллегии по гражданским и уголовным
делам Верховного Суда РФ подразделяются
на судебные составы по 6-8 судей Верховного
Суда. Один из судей Верховного Суда, входящих
в судебный состав, является председателем
состава, который чаще других судей председательствует
в судебных заседаниях, а также обеспечивает
подготовку рассмотрения дел в кассационном
порядке и в порядке надзора.
В каждом судебном составе рассматриваются
дела, поступающие из республик, краев,
областей и других административно-
Судебные коллегии изучают и обобщают
судебную практику, анализируют судебную
статистику и осуществляют другие полномочия,
предоставленные им законодательством.
Военная коллегия -
непосредственно вышестоящая судебная
инстанция по отношению к окружным (флотским)
военным судам, действующая в составе
Верховного Суда РФ. Военная коллегия образуется
в составе председателя, его заместителя,
председателей судебных составов и др.
судей Верховного Суда РФ (судьи Военной
коллегии). В Военной коллегии могут быть
образованы судебные составы.
Военная коллегия рассматривает в первой
инстанции:
- дела об оспаривании ненормативных актов
Президента РФ, нормативных актов Правительства
РФ, Минобороны РФ, иных федеральных органов
исполнительной власти, в которых федеральным
законом предусмотрена военная служба,
касающихся прав, свобод и охраняемых
законом интересов военнослужащих, граждан,
проходящих военные сборы;
- дела о преступлениях, в совершении которых
обвиняется судья военного суда, если
им заявлено соответствующее ходатайство,
а также дела о преступлениях особой сложности
или особого общественного значения, которые
Военная коллегия вправе принять к своему
производству при наличии ходатайства
обвиняемого.
Также рассматриваются дела:
- по жалобам и протестам на решения, приговоры,
определения и постановления окружных
(флотских) военных судов, принятые ими
в первой инстанции и не вступившие в силу,
- по протестам на решения, приговоры, определения
и постановления военных судов, вступившие
в силу;
- по вновь открывшимся обстоятельствам
в отношении решений и приговоров В.к.
В. С. РФ, вступивших в силу.
Военная коллегия рассматривает дела,
подсудные военным судам, в следующем
составе:
- в первой инстанции гражданские и административные
дела рассматривает судья единолично
либо коллегия, состоящая из 3 судей, а
уголовные дела рассматривают коллегия,
состоящая из 3 судей, либо судья и коллегия
присяжных заседателей, либо коллегия,
состоящая из судьи и народных заседателей;
- дела по жалобам и протестам на решения,
приговоры, определения и постановления
окружных (флотских) военных судов, принятые
ими в первой инстанции и не вступившие
в силу, рассматривает коллегия, состоящая
из 3 судей;
- дела по протестам на решения, приговоры,
определения и постановления военных
судов, вступившие в силу, рассматривает
коллегия, состоящая из 3 судей.
Военная коллегия издает информационный
бюллетень военных судов, в котором публикуются
решения военных судов по гражданским
и уголовным делам, обзоры судебной практики,
аналитические материалы и статистические
данные о работе военных судов и др. материалы.
Кассационная коллегия
Верховного Суда РФобразована в 1998
г. для рассмотрения кассационных жалоб
и кассационных представлений на решения
Судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда, на приговоры Судебной
коллегии по уголовным делам и Военной
коллегии Верховного Суда, а также для
рассмотрения жалоб и представлений прокурора
на определения этих коллегий и на постановления
судей этих же коллегий. Кассационная
коллегия Верховного Суда состоит из ее
председателя и двенадцати судей Верховного
Суда и действует двумя судебными составами
(по гражданским делам и по уголовным делам).
Судьи, являющиеся членами Кассационной
коллегии Верховного Суда, в период между
ее заседаниями участвуют в рассмотрении
дел в составе соответствующей судебной
коллегии либо Президиума Верховного
Суда с соблюдением требования о недопустимости
повторного участия судьи в рассмотрении
одного и того же дела.
2. Функции Верховного
Суда РФ.
В соответствии со ст. 19 Федерального конституционного
закона «О судебной системе Российской
Федерации» Верховный Суд Российской
Федерации:
- является высшим судебным органом по
гражданским, уголовным, административным
и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
- осуществляет в предусмотренных федеральным
законом процессуальных формах судебный
надзор за деятельностью судов общей юрисдикции,
включая военные и специализированные
федеральные суды;
- в пределах своей компетенции рассматривает
дела в качестве суда второй инстанции,
в порядке надзора и по вновь открывшимся
обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных
федеральным законом, - также и в качестве
суда первой инстанции;
- является непосредственно вышестоящей
судебной инстанцией по отношению к верховным
судам республик, краевым (областным) судам,
судам городов федерального значения,
судам автономной области и автономных
округов, военным судам военных округов,
флотов, видов и групп войск;
- дает разъяснения по вопросам судебной
практики. Полномочия, порядок образования
и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются
федеральным конституционным законом[6].
Главные функции Верховного Суда РФ:
• рассматривает по первой инстанции
наиболее сложные и важные уголовные и
гражданские дела, подведомственные судам
общей юрисдикции;
• проверяет законность и обоснованность
приговоров, определений, решений и постановлений
судов общей юрисдикции в порядке кассации
и надзора;
• дает разъяснения по вопросам судебной
практики в форме постановлений Пленума
Верховного Суда РФ. Указанные постановления
не имеют статуса нормативно-правовых
актов, однако обязательны для исполнения
всеми судами общей юрисдикции;
• обладает правом законодательной инициативы,
а также вправе обращаться в Конституционный
Суд РФ с запросами о соответствии Конституции
РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых
актов.
Верховный Суд РФ является окончательной
судебной инстанцией по всем делам, отнесенным
законом к компетенции судов общей юрисдикции.
Выполняя функцию судебного надзора за
деятельностью судов общей юрисдикции,
Верховный Суд РФ призван обеспечить отправление
правосудия на всей территории Российской
Федерации в точном соответствии с Конституцией
РФ. Всей своей деятельностью он обязан
способствовать защите прав и свобод граждан,
усилению борьбы с преступностью и иными
правонарушениями.
В соответствии со ст. 128 Конституции РФ
и ст. 13 Закона о судебной системе судьи
Верховного Суда назначаются Советом
Федерации Федерального Собрания РФ по
представлению Президента РФ, основанному
на представлении Председателя Верховного
Суда РФ и заключении квалификационной
коллегии этого суда. Закон о статусе судей
в Российской Федерации не ограничивает
сроком полномочия судей Верховного Суда
РФ; предельный возраст пребывания в этой
должности - 65 лет.
По первой инстанции гражданские и уголовные
дела по общему правилу рассматриваются
судьей этого суда единолично, а уголовные
дела о тяжких и особо тяжких преступлениях,
если заявлено ходатайство обвиняемым
до начала судебного заседания, рассматриваются
в составе Председателя Верховного Суда
или его заместителя либо судьи Верховного
Суда - председательствующего в судебном
заседании и коллегии присяжных заседателей.
Допускается и состав суда из трех профессиональных
судей (ст. 30 УПК).
В кассационном порядке дела по жалобам
и протестам рассматриваются в составе
трех профессиональных судей Верховного
Суда в судебной коллегии по гражданским
делам, в судебной коллегии по уголовным
делам, в Военной коллегии, а также в Кассационной
коллегии. В порядке надзора и по вновь
открывшимся обстоятельствам в судебных
коллегиях дела рассматриваются в составе
трех профессиональных судей Верховного
Суда РФ, в Президиуме Верховного Суда
РФ - при наличии большинства членов его
полного состава.
3. Полномочия Верховного
Суда РФ.
Компетенция Верховного Суда РФ (его полномочия)
при обобщенной характеристике определяется,
прежде всего тем, что Верховный Суд, осуществляя
судебный надзор в соответствии с нормами
действующих УПК РФ и ГПК РФ, рассматривает
надзорные жалобы и надзорные представления
прокурора на вступившие в законную силу
решения, приговоры, определения и постановления
нижестоящих судов, а также на решения,
приговоры, определения и постановления
судебных коллегий Верховного Суда РФ;
- рассматривает заключения Генерального
прокурора РФ и его заместителей о возобновлении
дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Он рассматривает в пределах своей компетенции
как суд второй инстанции кассационные
и частные жалобы, кассационные представления
прокурора на решения, приговоры, определения
и постановления, которые не вступили
в законную силу и вынесены верховными
судами республик, краевыми, областными
и равными им судами, а также судебными
коллегиями Верховного Суда РФ.
Верховный Суд РФ является судом первой
инстанции по отнесенным к его подсудности
гражданским и уголовным делам, а также
иным делам. В число последних входят,
например, дела по жалобам кандидатов
в депутаты Государственной Думы на решения
Центральной избирательной комиссии РФ
об отказе в регистрации; по жалобам кандидатов
в Президенты, которым отказано Центральной
избирательной комиссией РФ в регистрации;
по жалобам на действия должностных лиц
и органов федеральной законодательной
и исполнительной власти, нарушающие права
и свободы граждан. Верховный Суд РФ дает
разъяснения по вопросам судебной практики[7].
Судебный надзор, о котором говорится
в законе, Верховный Суд РФ осуществляет,
прежде всего, путем рассмотрения в порядке
надзора гражданских, уголовных дел и
иных дел в судебных коллегиях по гражданским
делам и по уголовным делам, в Военной
коллегии, а также Президиумом Верховного
Суда РФ.
Судебные коллегии по гражданским и уголовным
делам Верховного Суда РФ рассматривают
в порядке надзора дела по надзорным жалобам
и надзорным представлениям на вступившие
в законную силу соответственно решения
и приговоры нижестоящих судов при условии,
что они не рассматривались в этих коллегиях
в кассационном порядке Судебные коллегии
рассматривают также надзорные жалобы
и надзорные представления на вступившие
в законную силу определения нижестоящих
судов, если они не рассматривались в этих
коллегиях по жалобе или по представлению
в кассационном порядке, и постановления
судей нижестоящих судов о назначении
судебного заседания по уголовным делам.
Судебные коллегии рассматривают в порядке
надзора и дела по надзорным жалобам и
представлениям на постановления президиумов
нижестоящих судов.
Президиум Верховного Суда РФ рассматривает
в порядке надзора дела по жалобам и представлениям
на решения, приговоры, определения и постановления,
вынесенные судебными коллегиями по гражданским
и уголовным делам Верховного Суда РФ
в качестве суда первой инстанции; дела
по жалобам и представлениям на определения
судебных коллегий по гражданским и уголовным
делам, вынесенные в кассационном порядке
или в порядке надзора.
По новым и вновь открывшимся обстоятельствам
уголовные дела рассматриваются судебными
и кассационной коллегиями, а также Президиумом
Верховного Суда.
Судебная коллегия по уголовным делам
Верховного Суда РФ решает вопрос о возобновлении
дел ввиду новых или вновь открывшихся
обстоятельств в отношении приговоров,
определений и постановлений, вынесенных
областными и равными им по компетенции
судами в качестве суда первой инстанции.
Кассационная коллегия рассматривает
заключение прокурора о возобновлении
дел ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств
в отношении решений судебных коллегий
Верховного Суда РФ[8].
Президиум Верховного Суда РФ решает вопрос
о возобновлении уголовных дел по вновь
открывшимся обстоятельствам в отношении
приговоров и постановлений, вынесенных
по первой инстанции Верховным Судом РФ.
Что касается возобновления по вновь открывшимся
обстоятельствам гражданских дел, то они
пересматриваются тем же судом, который
вынес решение, определение, постановление
по заявлению лиц, участвующих в деле,
или прокурора. Из этого следует, что институт
пересмотра гражданских дел по вновь открывшимся
обстоятельствам в Верховном Суде РФ может
относиться к тем делам, которые рассмотрены
им по первой инстанции, в кассационном
порядке или в порядке надзора. Пересматриваться
гражданские дела по вновь открывшимся
обстоятельствам могут только Судебной
коллегией по гражданским делам Верховного
Суда РФ.
Судебный надзор осуществляется Верховным
Судом РФ и путем рассмотрения кассационных
жалоб и представлений на приговоры и
иные решения нижестоящих судов, не вступившие
в законную силу Судебные коллегии Верховного
Суда РФ в этих случаях выступают в качестве
суда второй инстанции, рассматривая дела
по кассационным жалобам и представлениям
соответственно на решения и приговоры,
вынесенные верховными судами республик,
областными и другими судами равной им
компетенции. Кроме того, Кассационная
коллегия Верховного Суда являются судом
второй инстанции при обжаловании решений
и приговоров, вынесенных судебными коллегиями
Верховного Суда РФ в качестве суда первой
инстанции[9].
При отклонении в Верховном Суде кассационной
жалобы или представления, обжалованные
или опротестованные решения, приговор,
определение или постановление подлежат
исполнению. Определение соответствующей
судебной коллегии может быть обжаловано
в порядке надзора в Президиум Верховного
Суда РФ.
Как суд первой инстанции Верховный Суд
РФ не имеет предметной подсудности по
гражданским делам.
По гражданским делам Верховный Суд РФ
вправе изъять любое дело из любого нижестоящего
суда и принять его к своему производству
в качестве суда первой инстанции. Изучение
практики показывает, что Верховный РФ
разрешал по первой инстанции гражданские
дела о трудовых спорах, о взыскании алиментов
на содержание детей, об установлении
отцовства и некоторые другие. Верховный
Суд РФ как суд общей юрисдикции вправе
принять к своему производству исковое
заявление или иные документы по гражданским
делам, представляющим особую сложность
или получившим широкий общественный
резонанс, непосредственно, а не только
после отмены решения нижестоящего суда[10].
Уголовно-процессуальный кодекс РФ относит
к подсудности Верховного Суда РФ уголовные
дела, указанные в ст. 452 Кодекса. Это дела
в отношении члена Совета Федерации, депутата
Государственной Думы, судьи Федерального
суда, но только по ходатайству обвиняемого,
заявленному до начала судебного разбирательства.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 УПК РФ Верховному
Суду подсудны иные дела, отнесенные Федеральным
конституционным законом и Федеральным
законом к его подсудности. Изучение судебной
практики показывает, что Верховный Суд
РФ принимал к своему производству дела,
когда преступления затрагивали особо
важные государственные интересы, повлекли
особо тяжкие последствия, привлекли широкое
общественное внимание, были совершены
на территории нескольких областей, краев
или республик либо когда есть основания
полагать, что дело ввиду его сложности
не может быть правильно разрешено нижестоящим
судом.
Гражданские и уголовные дела рассматриваются
Верховным Судом РФ по первой инстанции
по правилам соответственно гражданского
и уголовного судопроизводства. Решения
и приговоры Верховного Суда могут быть
обжалованы сторонами в кассационном
порядке в Кассационную коллегию этого
суда. На них могут быть принесены жалобы
и представления в порядке надзора в Президиум
Верховного Суда РФ.
Как следует из Конституции РФ, одной из
основных задач Пленума Верховного Суда
РФ является дача разъяснений по вопросам
судебной практики. Выполняя эту задачу,
Пленум обязан строго придерживаться
своей компетенции, которая вытекает из
принципа разделения властей. В данном
случае имеется в виду разграничение компетенции
судебной и законодательной власти. Пленум
Верховного Суда РФ дает разъяснения по
вопросам судебной практики, основываясь
на ее изучении и анализе судебной статистики[11].
Инициаторами таких разъяснений являются
Председатель Верховного Суда РФ и его
заместители. С предложением дать разъяснения
по вопросам судебной практики на заседании
Пленума может выступить любой судья Верховного
Суда РФ как член Пленума Верховного Суда.
Основанием для обсуждения вопроса о даче
таких разъяснений могут быть представления
Генерального прокурора РФ и министра
юстиции РФ. Пленум Верховного Суда РФ
обязан их рассмотреть. Разъяснения по
вопросам судебной практики в виде постановлений
Пленума Верховного Суда РФ публикуются
в «Бюллетене Верховного Суда РФ» и в «Российской
газете».
Помимо дачи разъяснений по вопросам судебной
практики Пленум Верховного Суда РФ: утверждает
судебные составы судебных коллегий и
секретаря Пленума Верховного Суда, а
также состав научно-консультативного
совета при Верховном Суде; заслушивает
сообщения о работе Президиума Верховного
Суда и отчеты председателей судебных
коллегий и Кассационной коллегии; рассматривает
вопросы соответствия разъяснений Пленума
Верховного Суда Конституции РФ и другому
законодательству; решает вопросы, связанные
с осуществлением законодательной инициативы,
которой наделен Верховный Суд; осуществляет
иные полномочия, предоставленные ему
законодательством.
Верховный Суд РФ решает в пределах своих
полномочий вопросы, вытекающие из международных
договоров, например, договоров о правовой
помощи по гражданским, семейным и уголовным
делам, заключенных Россией с некоторыми
зарубежными странами.
Одним из путей, направленных на достижение
информационной открытости правосудия,
является доведение до граждан и широкой
общественности сведений о решениях, выносимых
различными судебными инстанциями. По
инициативе Верховного Суда РФ и Судебного
департамента при Верховном Суде РФ в
рамках электронной системы «Интернет-портал»
Государственной автоматизированной
системы «Правосудие» реализуется потребность
граждан, общества и государства в свободном
обмене информацией, касающейся деятельности
всех судов Российской Федерации. В настоящее
время собственные сайты в сети Интернет
имеют Верховный Суд РФ, верховные суды
республик, краевые, областные и равные
им суды, а также большинство районных
судов. На этих сайтах отражается информация
о суде, рассматриваемых делах, сведения
о руководителях судов и судьях, график
работы суда, порядок приема граждан и
другие данные.
В целях обеспечения прозрачности правосудия
в судах внедряется оборудование, обеспечивающее
аудиозапись хода судебных заседаний.
Осуществление аудиозаписи рассмотрения
дел позволяет значительно сократить
количество жалоб и претензий на недостоверность
содержания протоколов судебных заседаний,
позволяет прослушать всю судебную процедуру.
В процессе расширения внедрения современных
информационных технологий, отражающих
деятельность судебной системы, планируется
осуществить формирование электронного
банка судебных решений и судебной практики
судов общей юрисдикции, автоматизировать
информационные процессы, связанные с
приемом и обработкой жалоб и заявлений
граждан. Тем самым обеспечивается доступность
к этим информационным ресурсам не только
судей, но и всех заинтересованных пользователей.
Верховный Суд РФ поддерживает постоянные
связи со средствами массовой информации.
Представители СМИ присутствуют на судебных
процессах, имеют доступ к информационным
ресурсам Верховного Суда, обеспечивая
информирование широкой общественности
то его деятельности. Верховным Судом
РФ совместно с Судебным департаментом
организовано ведение систематического
электронного мониторинга общественного
мнения о судах в целях получения всесторонней
информации по этому вопросу и ее использования
для совершенствования деятельности судебной
системы.
С 1 июля 2010 г. отношения, связанные с обеспечением
доступа пользователей информацией к
информации о деятельности судов, регламентируются
Федеральным законом «Об обеспечении
доступа к информации о деятельности судов
в Российской Федерации», принятым в декабре
2008 года.
Заключение.
В заключение контрольной работы сделаем
следующие выводы: судебная власть есть
предоставленные специальным органами
государства - судам - полномочия по разрешению
отнесенных к их компетенции вопросов,
возникающих при применении права, и реализация
этих полномочий путем конституционного,
гражданского, уголовного, административного
и арбитражного судопроизводства с соблюдением
процессуальных форм, создающих гарантию
законности и справедливости принимаемых
судами решений.
Верховный Суд Российской Федерации является
высшим судебным органом по гражданским,
уголовным, административным и иным делам,
подсудным судам общей юрисдикции.
Верховный Суд Российской Федерации осуществляет
в предусмотренных федеральным законом
процессуальных формах судебный надзор
за деятельностью судов общей юрисдикции,
включая военные и специализированные
федеральные суды.
Верховный Суд Российской Федерации в
пределах своей компетенции рассматривает
дела в качестве суда второй инстанции,
в порядке надзора и по вновь открывшимся
обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных
федеральным законом, - также и в качестве
суда первой инстанции.
Верховный Суд Российской Федерации является
непосредственно вышестоящей судебной
инстанцией по отношению к верховным судам
республик, краевым (областным) судам,
судам городов федерального значения,
судам автономной области и автономных
округов, военным судам военных округов,
флотов, видов и групп войск.
Верховный Суд Российской Федерации дает
разъяснения по вопросам судебной практики.
Полномочия, порядок образования и деятельности
Верховного Суда Российской Федерации
устанавливаются федеральным конституционным
законом.
Список использованной
литературы
1. Конституция Российской Федерации. –
М. Издательская группа НОРМА-ИНФРА. - 2009
2. Беликов Р.А. Правоохранительные органы.
Учебное пособие. – М. 2003
3. Григонис Э.П. Правоохранительные органы.
Учебник для вузов. – Питер. 2007.
4. Иванов В. Д., Иванов П. В., Макушенко В.
Г. Правоохранительные органы и судебная
система в Российской Федерации. — М.:
«Издательство ПРИОР», 2004.
5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное
право России: учебник. – 4-е изд., перераб.
и доп. – М: ТК Велби, Изд-ва Проспект, 2006.
6. Правоохранительные органы. Учебник
для вузов. / под ред. Рыжакова А.П. –М. Инфра-М.
2005.
7. Правоохранительные органы. Учебник.
/ под Орлова Ю.К. – М. Проспект. 2010.
8. Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные
органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция,
2006.
[1] Конституция Российской Федерации. –
М. Издательская группа НОРМА-ИНФРА. - 2009.
С. 10
[2] Правоохранительные органы. Учебник.
/ под Орлова Ю.К. – М. Проспект. 2010. С.76
[3] Правоохранительные органы. Учебник
для вузов. / под ред. Рыжакова А.П. –М. Инфра-М.
2005. С.115
[4] Беликов Р.А. Правоохранительные органы.
Учебное пособие. – М. 2003. С. 138
[5] Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные
органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция,
2006. С.154
[6] Правоохранительные органы. Учебник
для вузов. / под ред. Рыжакова А.П. –М. Инфра-М.
2005. С. 117
[7] Иванов В. Д., Иванов П. В., Макушенко В.
Г. Правоохранительные органы и судебная
система в Российской Федерации. — М.:
«Издательство ПРИОР», 2004.С.93
[8] Григонис Э.П. Правоохранительные органы.
Учебник для вузов. – Питер. 2007. С. 162
[9] Правоохранительные органы. Учебник.
/ под Орлова Ю.К. – М. Проспект. 2010. С.77
[10] Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные
органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция,
2006. С.156
[11] Григонис Э.П. Правоохранительные органы.
Учебник для вузов. – Питер. 2007. С. 163
1