Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:12, контрольная работа
Российская экономика представлена совокупностью различных видов фирм, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Основу их функционирования составляют организационно-правовые формы собственности, закрепленные законодательством, прежде всего Гражданским кодексом РФ. Базируются формы собственности на ключевых правах собственности, которые эволюционируют вместе с развитием производительных сил и их взаимоотношениями со средствами производства (права присвоения, отчуждения, пользования и распоряжения). Большая часть фирм в российской экономике носит характер частной собственности, однако эффективность деятельности во многом зависит от взаимоотношений с другими формами собственности и способности изменять свою структуру, организационно-правовую форму и стратегию поведения на рынке в зависимости от сложившейся конъюнктуры.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГРУППИРОВКА ФИРМ ПО СУЩЕСТВЕННЫМ ПРИЗНАКАМ…………..4
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ РОССИЙСКИХ ФИРМ………………………………………………..21
ОБЪЕДИНЕНИЯ ФИРМ………………………………………………………27
КРИЗИСНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ФИРМ………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….….37
4. ОБЪЕДИНЕНИЯ ФИРМ
Объединения фирм как юридических лиц в российской экономике представлены достаточно широко, что связано с высоким уровнем развития кооперационных связей, доставшихся по наследству от плановой экономики. Кроме того, объединения фирм позволяют значительно усилить конкурентные преимущества, что очень важно не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. На основании ГК РФ (ст. 121), коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. К объединениям фирм относятся ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании и др. Организация и деятельность объединений фирм должны строиться на следующих основных принципах:
- добровольность объединения на основе общности экономических интересов;
- равноправие участников совместной деятельности;
- свобода выбора организационной формы объединения;
- самоуправление участников и объединения в целом;
- организация отношений между участниками на договорной основе.
Фирмы, входящие в состав объединения, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не наделяются распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями. Рассмотрим холдинги и финансово-промышленные группы более подробно, поскольку они являются эффективными и активно развивающимися формами объединений фирм в России.
■ Холдинг — это акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения акций других компаний.
Холдинговые системы включают в себя головную (материнскую) фирму, дочерние и внучатые фирмы. При этом материнская компания, располагая 5% акций дочерних фирм (на практике достаточно и меньшей доли акций), эффективно контролирует их деятельность. В результате материнская фирма реально распоряжается собственностью, во много раз превышающей фактически принадлежащую ей. Это приводит к концентрации капитала, облегчает решение крупных финансовых и хозяйственных проблем, обеспечивает слаженность действий множества взаимосвязанных компаний.
В качестве примера эффективного функционирования холдингов в российской экономике можно отметить холдинг «ФосАгро», который является одним из влиятельных федеральных рыночных агентов. Это вертикально интегрированная компания, осуществляющая полный цикл производства от добычи фосфатного сырья до выпуска удобрений, кормовых фосфатов, фосфорной кислоты. Кроме того, «ФосАгро» реализует в Северо-Западном регионе России ряд инвестиционных проектов.
■ Финансово-промышленные группы (ФПГ) — это форма объединения юридических лиц с целью получения конкурентного преимущества на рынке товаров и (или) услуг.
ФПГ начали формироваться в российской экономике в 1990-е гг., когда предприятия и организации оказались в условиях жесткой конкурентной борьбы с другими участниками рынка. Среди основных возможностей образования ФПГ целесообразно отметить следующие:
- на основе договорного объединения частных предприятий;
- по решению Правительства РФ с участием государственных предприятий;
- по межправительственным соглашениям.
Финансово-промышленные группы в Российской Федерации создаются с целью привлечения инвестиций, восстановления кооперированных и технологических связей между предприятиями, повышения эффективности производства. Отличительными признаками ФПГ, как правило, являются следующие:
- сердцевиной группы обычно служит финансовая компания (банк, сбербанк, страховая компания);
- иногда ФПГ основана на структуре торгового дома;
- важную роль играет участие промышленной части, которую составляют предприятия различных отраслей или секторов национальной экономики.
ФПГ объединяет три типа фирм:
- производственно-промышленные (предприятия и концерны);
- торговые фирмы (торговые дома, оптовые и розничные магазины, транспортные и другие посреднические фирмы);
- кредитно-финансовые организации (банки, пенсионные фонды, страховые и инвестиционные компании).
Такое объединение обеспечивает серьезное конкурентное преимущество не только среди производителей продукции, но и среди других конкурентов на пути движения товара к покупателю (в том числе послепродажного обслуживания). Основой преимущества является восстановление хозяйственных связей на базе кооперированного производства и внутрикорпоративной специализации. Активно развиваются в современной российской экономике следующие виды ФПГ:
- региональные;
- отраслевые.
Объединения фирм хорошо себя зарекомендовали с точки зрения выживания во время кризиса, так как фирмы, входящие в объединение, больше доверяют друг другу, чем внешним партнерам. Кроме того, перераспределение аккумулированных ресурсов в связи с изменившейся рыночной конъюнктурой происходит быстрее и эффективнее, чем у отдельных фирм-партнеров.
Слияние компаний – способность выжить. С каждым годом объём отраслей увеличивается. Прибыли растут. Предложение новых товаров увеличивается. Но иногда всему этому наступает предел. Часто компании доходят до конечной точки, после которой рост или замедляется, или совсем останавливается. Что же делать в этих ситуациях? Искать причины? Есть более простое решение – поиск компаний для слияния. Слияние – это объединение компаний на паритетных началах. Проще говоря, это обмен акциями и не более того. Конечно, иногда доли в объединённой компании получаются неравноценными, ведь нет двух одинаковых компаний с одинаковой долей на рынке, с одинаковой акционерной стоимостью. Поэтому часто акционеры одной компании получают несколько большую долю в объединённой компании. От этого никуда не уйти. Но пользу от объединения получают обе компании. Как это происходит? Примеры слияния компаний. Довольно распространённым вариантом слияний является построение вертикально интегрированной компании, т.е. поставщик объединяется с потребителем. Такое объединение носило повальный характер в конце XX века, когда происходило объединение компаний в нефтяной отрасли. Там объединялась добыча и переработка, что резко снижало издержки переработчиков, а добытчики получали стабильную прибыль от продажи не нефти, а нефтепродуктов. Конечно, не во всех отраслях можно построить вертикально интегрированные компании. Например, в сфере информационных технологий или в интернет-компаниях сложно это сделать. Но и здесь происходят слияния. Например, объединение Amazon.com и Zappos.com. Это объединение интернет-магазинов принесло выгоду обеим компаниям. У Amazon.com было лучше технологическое обеспечение, а у Zappos.com было лучше взаимодействие с клиентами, поэтому у объединённой компании получилось лучше технологическое обеспечение, а также качество обслуживания увеличилось, что не могло не отразиться на увеличении доли на рынке, которое привело к увеличению рентабельности. В каких случаях возможно слияние компаний? 1. Когда одна компания
является потребителем другой
– выгода заключается в 2. Когда компании взаимно
дополняют друг друга – вклад
каждой компании помогает В других случаях объединение компаний сложно назвать слиянием, это уже будет поглощением. За счёт поглощения часто устраняют конкурентов. Обычно поглощения происходят, когда компании работают на одном и том же рынке или в одной и той же отрасли. Часто поглощения происходят, когда одна из компаний начинает терять долю на рынке, снижая свой курс акций, что является лучшим способом для компании-поглотителя увеличить свою долю на рынке и устранить конкурента. Иногда за счёт одного поглощения удаётся устранить сразу нескольких конкурентов. Обычно это происходит на рынках, где компания-поглотитель является безусловным лидером. Как избежать поглощения? Провести слияние с компанией, действующей на вашем рынке, при этом доля этой компании должна быть сопоставима с вашей. Других вариантов в таком случае попросту нет, поскольку слияние с компанией с другого рынка вам ничем не поможет, вы наоборот можете ещё больше снизить свою долю, потому что упустите время на согласование сделки, а также на процесс консолидации активов, а иногда решающее значение может иметь один единственный день. Помните об этом. Не забывайте, что проведя слияние компаний вы можете принимать решение в объединённой компании, а при поглощении вы этот контроль гарантированно теряете, конечно, если вы не акционер компании поглотителя. Журнал «Бизнес», выпуск №14. |
5. КРИЗИСНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ФИРМ
Современный кризис мировой экономики способствовал изменению направлений развития бизнеса во многих странах. Среди российских тенденций целесообразно выделить активное развитие госкорпораций и кризисное сокращение малых и средних фирм.
Активное развитие госкорпораций стимулируется в основном через инвестиционную поддержку старых и создание новых фирм (в том числе естественных монополий), таких как «Газпром», РЖД, «Роснефть», «Транснефть», ЖКХ, «Ростехнологии», «Фосагро», «Внешэкономбанк (Банк развития)», «Автодор», «Роснанотех», «Госкорпорация атомной промышленности», «Олимпстрой», «Аэрофлот», «Технопромэкспорт», «Ростехнологии».
По сути, госкорпорация является госкомпанией с особым статусом. Создаваемые специальным законом госкорпорации выведены из-под прямого контроля Правительства РФ, их руководителей назначает лично Президент РФ, прибыль может не подлежать распределению, правила раскрытия информации менее жесткие, чем для ОАО. Госкорпорации наиболее эффективны в тех секторах экономики, где рыночные механизмы действуют плохо или вообще не действуют (например, в условиях кризиса). Интересен тот факт, что создание и укрепление позиций на рынке характерно не только для госкорпораций России и других трансформационных экономик (где наследие административно-плановой экономики велико), но и для промышленно развитых стран.
Кризисное сокращение малых и средних фирм в первую очередь коснулось тех секторов экономики, в которых прибыль тесно связана с максимальным потребительским спросом.
Серьезной проблемой, грозящей банкротством для малых и средних фирм, стала в условиях кризиса проблема финансирования. Многие банки отказывают в кредитах, многие перешли на залоговую систему или повысили процентные ставки до 20-25%.
Многие малые фирмы просят о помощи в сложившейся кризисной ситуации, по результатам опроса на первое место выходят просьбы об отсрочке по налогам, кредитовании, замораживании тарифов.
Правительство России разработало пакет мер по поддержке фирм в российской экономике, среди которых:
- тарифная защита автомобильной промышленности и сельского хозяйства, т.е. введение пошлин на импорт;
- временные ценовые преференции при осуществлении государственных и муниципальных закупок;
- анализ, пересчет и коррекция госрасходов по целевым федеральным программам (за исключением инвестиционных программ компаний, связанных с выполнением госзаказов);
- расширение кредитования малого бизнеса через «Сбербанк», ВЭБ и региональные программы;
- создание правовой основы для микрофинансирования (возможно, с использованием залоговых фондов);
- развитие системы субсидирования кредитов для закупки высокотехнологичного оборудования (в том числе субсидирование ВПК и высокотехнологичного сектора).
Предыдущий кризис 1998 г. показал важность государственных мер поддержки отечественных фирм. Особенно хорошо себя зарекомендовали косвенные мероприятия, не связанные с прямым финансированием, но облегчающие функционирование на рынке производимой продукции. Во время экономического кризиса снижается импорт, что открывает новые возможности для российских фирм. Опыт прошлых лет это только подтвердил, дав мощный толчок развитию отечественного птицеводства. Экономический спад, конечно, обнажает множество проблем, но и дает возможность найти оптимальные решения, что повышает конкурентоспособность фирм.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фирмы в российской экономике различаются по ряду существенных признаков: характера потребляемого сырья; назначения готовой продукции; технологической общности; времени работы в течение года; размеров; степени специализации; метода организации производства; вида основной деятельности; экономической цели.
В зависимости от прав учредителей (участников) фирмы делятся на три группы. На базе обязательственных прав — хозяйственные товарищества и общества, а также производственные и потребительские кооперативы. На базе вещного права — государственные и муниципальные предприятия, а также предприятия, финансируемые собственником учреждения. На базе отсутствия имущественных прав — общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц.
В зависимости от целей экономической деятельности фирмы делятся на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие фирмы преследуют цель извлечения прибыли, к ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. Некоммерческие фирмы не ставят целью получение и распределение прибыли между участниками, к ним относятся потребительские кооперативы, учреждения, фонды, объединения предпринимателей, общественные и религиозные организации.
Российская экономика в большей степени представлена коммерческими фирмами, где крупные производственные структуры функционируют в форме акционерных обществ (что было зафиксировано указом Президента РФ по итогам приватизации). Средние и малые фирмы осуществляют свою деятельность в различных организа- ционно-правовых формах. Для повышения эффективности своей деятельности и усиления конкурентных позиций на рынке они могут объединяться в холдинги и финансово-промышленные группы.
Важной особенностью современного развития российских фирм является создание медиахолдингов за счет объединения активов крупных финансово-промышленных групп. Целями таких объединений являются не только стратегические инвестиции, но и создание нового имиджа корпораций, ориентированного на возможность развития новых направлений бизнеса.
Кризис мировой экономики и спад производства определил две основных тенденции развития российских фирм: создание и укрепление госкорпораций (коммерческих фирм с большой долей государственного участия) и сокращение количества малых и средних фирм. Среди антикризисных требований малых фирм на первое место выходят отсрочки по налогам и помощь в кредитовании.
Правительство России разработало пакет мер по поддержке фирм в российской экономике, среди которых целесообразно выделить тарифную защиту приоритетных секторов экономики и расширение кредитования малых фирм через «Сбербанк», ВЭБ и региональные программы.
Что ждёт российскую экономику в 2012 году? Первые полмесяца нового года прошли в «штатном режиме». Российская экономика восстанавливает обороты после праздников, и сейчас самое время окинуть взором её будущее, опираясь на итоги года ушедшего.
По мнению большинства аналитиков и по свидетельству руководства страны, экономика России в 2011-м прыгнула выше головы. Налицо очень неплохие показатели – наверное, лучшие за последние годы. На общемировом фоне наши макроэкономические цифры выглядят ещё более внушительно. Валовой внутренний продукт по итогам 2011-го вырос на 4,2% (завидное 3-е место в мире – после Индии и Китая), промышленное производство поднялось на 4,7% (4-е место после Германии, Индии и Китая). При этом инфляция в минувшем году прибавила только лишь 6,1%, что является лучшим показателем за все 20 лет современной России.
Оптимизм просматривается и в других финансово-экономических параметрах: государственный долг (превышающий в некоторых странах 100% ВВП) в России составляет всего 10,4% валового внутреннего продукта, международные резервы насчитывают более полутриллиона долларов. При этом, что особо радует, сокращается дефицит бюджета: в 2009-м этот показатель был равен 13,7% ВВП, в 2010-м – 12,6%, в прошлом году – 9,7%.
Дополнительные доходы бюджета в 2011-м составили 2,5 триллиона рублей, общий их объём увеличился в сравнении с предыдущим годом на 2,6%. Согласно данным правительства, на докризисный уровень вернулся рынок труда. Безработица нынче колеблется в пределах 6,2-6,5% (от экономически активного населения). Но в то же время более четверти всех граждан России прозябают за чертой бедности. А реальные доходы россиян в минувшем году выросли всего-то на полпроцента.
Что будет в этом году? Удержать планку роста, скорее всего, не удастся. На заседании правительства 12-го января Владимир Путин высказался на сей счёт весьма откровенно: «2012-й год не будет легким, а, скорее, наоборот, он обещает быть даже более сложным, чем 2011-й». Примерно такие же настроения преобладают и в сообществе экспертов, и в среде крупных предпринимателей (работодателей). Сегодня темпы роста постепенно сбавляют обороты (примерно до 3,5-3,8% ВВП), замедляются экспорт и торговля, тормозит промышленность, не радуют объёмы частных инвестиций. А вот импорт, наоборот, увеличивается, возрастает конкуренция с иностранными компаниями (естественный фактор ВТО).
Налоговое давление в 2012-м, скорее всего, усилится, а доходы россиян станут расти ещё более низкими темпами. Главным катализатором негативного прогноза является истощение ресурсного потенциала, отсутствие платформы для мощного экономического рывка. К тому же, если вторая волна мирового кризиса таки накроет планету, пострадает в том числе и российская экономика. Недавний вечер пятницы 13-го, ознаменованный новостями от авторитетного агентства Standard&Poor’s (понизившего рейтинги сразу девяти (!) странам еврозоны), только лишь подогревает тревогу.
Безусловно, последние годы приучили нас к неожиданным поворотам, тот же 2011-й, как думали изначально, окажется не таким успешным. Чтобы глубже осмыслить ситуацию, стоит взглянуть на конкретные макроэкономические аспекты. Их много, но основные два: вероятность повторения антиинфляционных успехов 2011-го и стремительный отток капитала (даже в прошлом году составивший 84,2 миллиарда долларов).
Первая декада нынешнего января, по данным Росстата, увеличила инфляцию всего-то на 0,1% (в 2011-м за аналогичный период цены выросли аж на 0,8%). И, казалось бы, инфляцию удаётся окончательно скрутить в бараний рог, да и сопутствующие факторы благоволят: Центробанк, расширив коридор курсовых колебаний, взял под контроль ценовые риски; Минфин контролирует бюджетную эмиссию; урожай нынешнего года, по прогнозам, будет не хуже предыдущего; тарифы ЖКХ пока повышать не будут. Всё хорошо!
Однако замедление роста потребительских цен, к сожалению, не сможет продолжаться весь год. В 3-м и 4-м квартале 2012-го возможен разворот тренда и, соответственно, ускорение инфляции до 7% годовых, а то и выше. Катализаторы инфляции – это, в первую очередь, повышение тарифов, вероятный сценарий дефицитного бюджета, а также сокращение оттока капитала.
В целом же, почти все аналитики сходятся во мнении, что год нынешний будет менее успешным для российской экономики, чем предыдущий. Решающую роль играет фактор оттока капитала. За последние 2 года из российской экономики были выведены 120 миллиардов долларов. Хуже дело было лишь в кризисном 2008-м: 130 млрд. Прогнозы на 2012-й сильно разнятся: по расчётам правительства, из отечественной экономики уйдёт 20 миллиардов долларов, а вот эксперты предрекают отток капитала в размере 30-40 миллиардов.
Почему, собственно говоря, происходит этот самый отток? Погашаются внешние корпоративные долги, осуществляются прямые инвестиции в иностранные производства, выдаются банковские кредиты и депозиты (в том числе российским компаниям, осуществляющим деятельность за рубежом), покупаются облигации и т.д. Говоря простым языком, под «оттоком капитала» понимаются, в общем-то, нормальные экономические процессы. За исключением одного: вывода активов в оффшоры в целях минимизации налогового бремени. К сожалению, более трети «убежавшего» капитала приходится на оффшорные схемы.
Через оффшоры также поступают деньги российских банков к отечественным же компаниям. Впрочем, решительно обвинять компании в нечистоплотности бизнеса не совсем справедливо. Есть на то несколько объективных причин. Главная из них – низкий уровень правовой защиты сторон. Другой аспект связан с фактической невозможностью использования инвестиций в некоторых случаях, когда на безрадостный российский инвестклимат накладывается ещё одна беда: неспособность нашей экономики «поглотить» эти капиталы без негативных для себя последствий. Какой из этого всего нужно сделать вывод? Если Россия хочет совершить экономический рывок, необходимо устранять конфликт политической системы, лишь порождающей протестные волны, и экономики, которая всё никак не может встать на столь желанные инновационные рельсы развития. Начало года даёт всем нам чёткий сигнал: в российских экономических развилках пришло время выбора. Глеб Ляшенко Источник: grtribune.ru Источник: http://www.newsland.ru/news/ |