Власть в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 00:04, реферат

Описание работы

Власть – понятие многозначное, обладающее определенной структурой, в которую входят такие взаимосвязанные элементы, как субъект и объект власти, ресурсы власти, функции власти, формы власти и способы властвования. Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.

Файлы: 1 файл

власть в организациях.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Поскольку все — личности, и их потребности имеют уникальный характер, то, что одному представляется ценным вознаграждением, может не показаться таковым другому или тому же первому, но в иной ситуации. Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное. Другими словами, исполнителю должно предоставляться такое вознаграждение, чтобы оно было адекватно согласию на влияние. Эта воображаемая адекватность является главным преимуществом власти, основанной на вознаграждении, по сравнению со слабыми сторонами власти, основанной на принуждении.

В некотором смысле власть, основанная на вознаграждении, будет действенна всегда при условии, что руководитель сможет правильно определить то, что в глазах исполнителя является вознаграждением, и фактически предложить ему это вознаграждение. Однако на практике у руководителя масса ограничений в возможности выдавать вознаграждения. У каждой организации ресурсы ограничены, и она может выделить на поощрение персонала строго определенное количество ресурсов. Трудность использования власти, основанной на вознаграждении, увеличивается еще и тем, что часто бывает не просто определить, что же сочтут вознаграждением. Деньги и более престижная должность не всегда способны произвести впечатление на человека и повлиять на его поведение.

3. Традиционная власть.

Традиции оказываются самым распространённым элементом влияния. Руководитель пользуется традицией, чтобы удовлетворить потребность исполнителя в защищенности и принадлежности. Однако этот метод станет действенным только при условии, что исполнитель уже усвоил ценности, которые дадут ему возможность поверить, что руководитель способен удовлетворить эти потребности. Поэтому влияние с помощью традиции возможно лишь тогда, когда нормы культуры, внешние по отношению к организации, поддерживают точку зрения, что подчинение начальству является желаемым поведением. Традиция особенно важна для формальных организаций. Возможность поощрять и наказывать укрепляет полномочия руководителя отдавать приказы. Бесперебойное функционирование организаций зависит от готовности подчиненных по традиции признавать авторитет — законную власть руководства.

Традиция — привлекательный инструмент, как для организации, так и для руководителя. Она обладает огромным преимуществом — безличностью. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность. Это обстоятельство повышает стабильность, так как организация не зависит от жизни или способностей какой-то одной личности. Другим свойством является быстрота и предсказуемость влияния с помощью традиции.

Отрицательной стороной власти, опирающейся на традиции, является то, что молодые работники персонала фирмы не всегда видят связь между традиционными ценностями и властью руководителя.

4. Экспертная власть.

Экспертная власть также называется влиянием через разумную веру и осуществляется следующим образом: исполнитель представляет, что влияющий обладает особым экспертным знанием в отношении какого-либо рабочего проекта или проблем организации. Исполнитель принимает на веру ценность знаний руководителя. В этом случае влияние считается разумным потому, что решение исполнителя подчиниться является сознательным и логичным.

Личность может использовать экспертную власть в организации, когда он или она имеют информацию или идеи, которые, по представлению других, помогут организации или подразделению достигнуть цели или принять более приемлемое решение. Другие часто считают, что экспертные знания нужны им для достижения своих личных целей.

Разумная вера гораздо менее устойчива, нежели слепая вера, посредством которой влияют на других харизматические личности. Она и действует медленнее. Если специалист окажется не прав, тогда руководитель больше не будет разумно следовать его совету — следовательно, его или ее влияние уменьшится. Кроме того, если харизматический лидер сможет заронить веру в одном-единственном выступлении, то формирование разумной веры потребует длительного времени. Специалисты, например, иногда годами пытаются завоевать авторитет у линейных руководителей, чтобы их мнение принималось теми безоговорочно.

5. Эталонная власть (власть  примера).

В основе эталонной власти лежит харизма руководителя. Харизма — это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера, или харизматическое влияние, определяется отождествлением исполнителя с лидером или влечением к нему, а также от потребности исполнителя в принадлежности и уважении. В противоположность безличному «должностному» влиянию традиции, харизматическое влияние — целиком личное. Исполнитель представляет себе, что у него есть много общего с лидером и на уровне подсознания ждёт, что подчинение, возможно, сделает его похожим на руководителя или, по крайней мере, вызовет к нему уважение.

Люди чаще испытывают влияние тех, кто обладает восхищающими их чертами характера и кто является их идеалом, похожими на которого они хотели бы быть. Руководитель, слывущий харизматической личностью, также может иметь и использовать власть примера. Руководители часто служат примером поведения для подчиненных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Для осуществления управления необходима власть. Без оказания влияния того или иного лица на поведение людей, без направленного воздействия на них управление невозможно. Власть можно рассматривать как потенциал влияния, то есть она может существовать, но не использоваться, как функцию взаимозависимости. Власть отражает социальные отношения в динамике.

Следует различать формальную и реальную власть. Только по должностным полномочиям, которые определяют формальную власть, трудно судить о степени влияния руководителя. Реальная власть опирается не только на должность, но и авторитет, определяется готовностью работников подчиняться влиянию руководителя.

Существуют различные источники власти. Основой для них являются либо знания, умения и способности руководителя, либо ресурсы и полномочия, которые даются организацией. В связи с этим различают личностные и организационные источники власти. К личностным источникам власти относятся: экспертная, власть примера, право на власть, власть информации, власть, потребность во власти. К организационным источникам власти относятся: принуждение, вознаграждение, власть над ресурсами, власть связей, принятие решений. Преобладание того или иного типа власти, прочность власти и зависят от многих обстоятельств, но в целом имеют тенденцию к ослаблению. Поэтому власть руководителей над подчиненными меняет формы проявления, так приоритетными формами применения власти в организации в настоящее время являются убеждение и кооптация. Они способствуют росту открытости в коллективе, взаимовыручки, инициативности и ответственности. Но нет абсолютно эффективной формы власти, поэтому поведение руководителя должно быть гибким, оснащенным разными формами власти.

Власть – это такой обоюдоострый клинок, который направлен как на подчиненного, так и на управляющего. Одной из ошибок молодых управляющих является их представление о том, что, обладая властью, можно навязать свою волю подчиненному, не считаясь с его желаниями, возможностями и настроениями. Однако абсолютной власти не существует, и руководитель может также зависеть от своих подчиненных, как и они от него. Подчиненные зависимы от него по вопросам объема выполняемой работы, расширения полномочий, продвижения по службе, повышения заработной платы, удовлетворения социальных потребностей. Власть подчиненного над руководителем, может проявляться в способности подчиненных качественно и в срок выполнять задания, в оказании воздействия на других людей, от которых зависит сам руководитель, в передаче руководителю необходимой информации. Поэтому управляющий должен поддерживать в коллективе разумный баланс власти.

Отношения власти в организации не неизменны, а меняются в ходе эволюции организации. При этом возникает процесс двухстороннего взаимодействия: властные отношения и борьба за власть определяют развитие организации, а оно, в свою очередь, влияет на процессы в сфере власти. Так на различных этапах жизненного цикла организации в ней, как правило, складываются различные формы властных отношений. Эффективно работающий менеджер не станет злоупотреблять властью, действовать в грубой, приказной форме. Властные полномочия руководитель может осуществлять с помощью различных средств:

  • поощрения подчиненных;
  • наложения на них взысканий;
  • авторитета собственных профессиональных знаний;
  • своих личностных достоинств.

Кроме того, действенным средством является наделение подчиненных ограниченными и контролируемыми менеджером полномочиями.

Таким образом, делегирование – это процесс, посредством которого руководители помогают работникам приобретать и использовать власть, необходимую для того, чтобы принимать решения, затрагивающие их самих и их работу. По мере роста организации, возникает вопрос о делегировании полномочий, а с ними и части власти. Приходится привлекать к выполнению ряда обязанностей руководителя других людей – в этом кроется секрет успешного руководства. Многие люди испытывают недоверие к политике, боясь, что она может быть использована в личных целях и для собственной выгоды человека, а не организации. Однако для достижения целей организации, подразделения политика часто бывает необходима.

Политика является механизмом достижения консенсуса. Она включает в себя использование власти для получения результатов, для выявления способов нахождения баланса между различными интересами. Так, в большинстве организаций существует такие категории проблем, в решении которых политика играет роль: структурные изменения, преемственность в управлении и распределение ресурсов, поскольку именно эти категории характеризуются высокой степенью неопределенности. Следовательно, умение распоряжаться властью предполагает знание политической структуры организации, ролей и взаимоотношений групп и отдельных субъектов, их интересов, понимания стратегии и тактики, знание основ власти, использование тактических и политических приемов, с помощью которых власть приобретается и удерживается.

Таким образом, во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Дегтярев А.А. Власть в социальном общении. – М., Полис, 1996.
  2. Доблаев В.Л. Власть и коммуникации в организациях, 1995.
  3. Казначевская Г.Б.  Менеджмент. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
  4. Кнорринг В.И. Искусство управления. – М., БЕК, 1997.
  5. Ладанов Д.И. Практический менеджмент. – М., 1992.
  6. Либман А.М. Журнал «Власть и организационное развитие» «Менеджмент в России и за рубежом» №5/2003.
  7. Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. М., 1991.
  8. Образцов В.И. «10 путей к успеху». – Калининград, Янтарный сказ, 2002.
  9. Омаров А.М.  Руководитель. Размышления о стиле управления. – М., Политиздат, 1987.
  10. Фуллер Д. «Управляй и подчиняйся!». – М., 1992

 

 

 


Информация о работе Власть в организациях