Влияние научно-технического прогресса на развитие торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Основные цели и задачи политэкономии связаны с подготовкой комплексной ресурсной базы самопрогресса экономики, формированием национальной инновационной системы и переходом экономики на инновационный тип развития, с обеспечением наибольшего энерго-, ресурсосбережения за счет активизации научно-технической и инновационной деятельности, повышением конкурентоспособности и экономической безопасности экономики, выравниванием уровней социально-экономического развития регионов, с образованием конкурентной среды, развитием наукоемкого экспорта и импортозамещением.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Научно-технический прогресс как фактор развития торговли……..... 5
1.1. Понятие и сущность научно-технического прогресса…………………… 8
1.2. Направления научно-технического прогресса в торговле……………….. 13
Глава 2. Влияние научно-технического прогресса на развитие торговой деятельности предприятия ……………………………………………………… 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия……........... 19
2.2.Использование достижений научно- технического прогресса в торговой деятельности………………………………………………………………………. 21
2.3. Пути совершенствования торговой деятельности предприятия на основе внедрения достижений научно-технического прогресса……………………… 24
Заключение………………………………………………………………………… 30
Список литературы………………………………………………………………… 32
Приложения

Файлы: 1 файл

пример курсовой.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

      С понятием НТП тесно связано понятие  научно-технического потенциала.

      Научно-технический  потенциал представляет собой совокупность научно-технических кадров, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов, необходим для создания и реализации достижений НТП в  народное хозяйство. Он является одним  из объектов государственного регулирования, а, следовательно, прогнозирования  и планирования. Государство выступает  как институт, финансирующий, организующий и управляющий его развитием.

      Структурная перестройка экономики, ориентированная  на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных  производств в противовес материало- и энергоемким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях.

      В широком смысле под инновациями  понимают новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические  решения производственного, административного, финансового и иного характера.

      По  существу, смысл всей экономической  реформы состоит в создании условий  для повышения восприимчивости  экономики к инновациям, развития инновационного предпринимательства  и обеспечения экономического роста  за счет использования достижений науки  и техники. Это обуславливает  необходимость активизации инновационной  деятельности.

      Инновационная деятельность - это деятельность по разработке и освоению результатов  исследований, повышающих эффективность  способов и средств осуществления  конкретных процессов, в том числе  освоение производства новой продукции  и технологий. 3

      Инновационная сфера охватывает, во-первых, непосредственно  сам объект инноваций; во-вторых, ее субъекты - предпринимателей, а также  систему, обеспечивающую продвижение  инноваций до стадии их реализации (управление, инфраструктура, финансовая и инвестиционная поддержка).

      С целью активизации инновационной  деятельности разрабатывается инновационная  политика, представляющая совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в стране. Инновационная  политика является составной частью социально-экономической политики. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и должна быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики.

      Подведу итог выше сказанного: научно-технический  прогресс - это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования  предметов труда, форм и методов  организации производства и труда. Этот процесс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного  производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Направления научно-технического прогресса в торговли.

Основные направления  НТП 4 - это такие направления развития науки и техники, реализация которых на практике обеспечивает в самый короткий срок максимум экономической и социальной эффективности.

Различают общегосударственные (общие) и отдельные (частные) направления  НТП. Общегосударственные - направления  НТП, которые на данном этапе и на перспективу являются приоритетными для страны или группы стран. Отраслевые направления - направления НТП, которые являются важнейшими и приоритетными для отдельных отраслей народного хозяйства и промышленности. 

К важнейшим направлениям научно-технического прогресса в торговле могут быть отнесены:

· совершенствование  действующей торговой сети и строительство  современных предприятий торговли;

· индустриализация строительства предприятий торговли;

· механизация  и автоматизация трудоемких работ;

· широкое применение пакетных и контейнерных систем грузовой переработки товарных потоков;

· электронизация торговых операций;

· внедрение  прогрессивных технологий торгового  обслуживания;

· автоматизация  контрольно-кассовых операций и внедрение  магазинных пластиковых карт при  расчетных операциях;

· автоматизация  процессов продажи товаров;

· автоматизация  процессов холодильной обработки  продуктов.

С развитием  рыночных отношений произошли существенные изменения в составе сети предприятий  оптовой и розничной торговли.

Очень важное значение имеет внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания, которые должны быть основаны на широком применении современных, удобных для покупателей методов продажи товаров. Это в первую очередь относится к продаже товаров методом самообслуживания, по образцам, каталогам, по заказам и на дому у покупателей и т.д.

Одним из главных  факторов существенного ускорения  процесса реализации товаров и обслуживания покупателей является автоматизация контрольно-кассовых операций на основе современных высокопроизводительных электронных кассовых аппаратов. Для оснащения магазинов должны использоваться кассовые аппараты, позволяющие вести не только расчеты с покупателями, изучать покупательский спрос, учитывать число покупателей, но и обрабатывать магнитные и микропроцессорные карты, а также собственные дисконтные карты магазина.

Крупный современный  магазин, торгующий скоропортящимися продовольственными товарами, должен быть оснащен высокоэффективным  холодильным оборудованием с  централизованным хладоснабжением. Централизованное хладоснабжение экономично. Включенное в его систему оборудование (холодильные  прилавки, прилавки-витрины и т.д.) требует для хладоснабжения меньших  затрат электроэнергии, проще в обслуживании, не создает шума в торговом зале, не выделяет при эксплуатации тепла.

Одним из направлений  научно-технического прогресса в  розничной торговле является автоматизация  процесса продажи товаров на основе торговых автоматов, а также создание автоматизированных магазинов.

Таким образом, будучи связанной, со многими отраслями  народного хозяйства, торговля использует достижения научно-технического прогресса  в каждой из них. Так, научно-технический  прогресс в сфере производства товаров народного потребления оказывает существенное влияние на совершенствование форм и методов продажи товаров. Развитие производства современных средств оргтехники и вычислительной техники и их внедрение изменяют содержание процессов управления торговой деятельностью. Достижения отрасли торгового машиностроения и внедрение средств механизации и автоматизации работ на предприятиях розничной и оптовой торговли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Влияние научно- технического прогресса на развитие торговой деятельности предприятия. 

Достижения науки  и техники все более широко применяются и в сфере обращения, что стимулирует увеличение товарооборота, способствует повышению культуры торговли, создает условия для совершенствования технологии, механизации и автоматизации торговых процессов, более эффективного

использования торговых и складских площадей, транспортных средств.

     Социальное  значение научно-технического прогресса  находит выражение в улучшении  условий

труда работников торговли, облегчении тяжелых и трудоемких работ.

     Широкое  использование в торговле достижений  научно-технического прогресса способствует значительному изменению характера и содержания труда торговых работников, их профессионального со-

става. Возрастают требования к подготовке специалистов, способных работать в условиях применения

современных прогрессивных  технологий, совершенных систем переработки  и передачи коммерческой,

распорядительной  и исполнительной информации.

     К  важнейшим направлениям научно-технического  прогресса в торговле могут  быть отнесены:

        совершенствование действующей  торговой сети и строительство  современных предприятий торговли;

        индустриализация строительства  предприятий торговли;

        механизация и автоматизация  трудоемких работ;

        широкое применение пакетных  и контейнерных систем грузовой переработки товарных потоков;

        электронизация торговых операций;

        внедрение прогрессивных технологий  торгового обслуживания;

        автоматизация контрольно-кассовых  операций и внедрение магазинных пластиковых карт при расчетных операциях;

        автоматизация процессов продажи  товаров;

        автоматизация процессов холодильной  обработки продуктов.

В настоящее  время большинство оптовых предприятий  относятся к негосударственной  форме собственности

и являются в  основном мелкими как по числу  работающих, так и по размеру складской

площади. Большинство  этих предприятий не приспособлены  для применения прогрессивной технологии складской переработки грузов и не могут обеспечить высокую эффективность товароснабжения

розничной торговой сети.

     Поэтому  одним из важных направлений  развития материально-технической  базы оптовой торговли

является создание сети современных оптовых предприятий, обеспечивающих применение эффективных

технологий.

     Существенные  изменения произошли в составе  розничной торговой сети. Большинство из них относятся к негосударственной форме собственности и являются преимущественно мелкими предприятиями. Совершенствование розничной торговой сети должно происходить как за счет реконструкции действующих, так и за счет строительства новых современных предприятий (супермаркетов, гипермаркетов и т.д.).

    Индустриализация  строительства предприятий торговли  предполагает применение при строительстве сборных конструкций, деталей, стандартных и унифицированных элементов полной заводской готовности, что способствует сокращению сроков возведения объектов и удешевляет строительство.

 Торговля  – одна из самых отсталых  отраслей по уровню механизации труда.     Широкое применение пакетных и контейнерных систем грузовой переработки товарных потоков

позволяет создать  более эффективную систему товароснабжения  розничной торговой сети. При этом

сокращаются затраты  ручного труда на погрузочно-разгрузочных операциях, повышается эффективность использования транспортных средств, торговых и складских площадей, сокращаются товарные

потери и расходы  на упаковку товаров.

    Очень  важное значение имеет внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания, которые должны быть основаны на широком применении современных, удобных для покупателей методов продажи товаров. Это в первую очередь относится к продаже товаров методом самообслуживания,

по образцам, каталогам, по заказам и на дому у покупателей, автомагазинной продаже и т.д.

    Одним  из главных факторов существенного  ускорения процесса реализации товаров и обслуживания покупателей является автоматизация контрольно-кассовых операций на основе современных высокопроизводительных электронных кассовых аппаратов. Для оснащения магазинов должны использоваться кассовые аппараты, позволяющие вести не только расчеты с покупателями, изучать покупательский спрос, учитывать число покупателей, но и обрабатывать магнитные и микропроцессорные карты, а

также собственные  дисконтные карты магазина.

    Крупный  современный магазин, торгующий  скоропортящимися продовольственными  товарами,

должен быть оснащен высокоэффективным холодильным  оборудованием с централизованным хладоснабжением. Централизованное хладоснабжение экономично. Включенное в его систему оборудование

Информация о работе Влияние научно-технического прогресса на развитие торговли