Внешняя среда организации и ее характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:08, реферат

Описание работы

Цель: рассмотрение внешней среды организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уточнить понятие «внешней среды организации» и ее характеристики;
- рассмотреть структуру внешней среды организации.
Информационная база: учебно-методическая литература, переодическая печать, интернет-источники.
Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение.
Научная новизна: разграничено понятие «внешняя среда организации», определены ее характеристики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие среды организации и её сущность…………………………5
1.1 Внешняя среда организации………………………………………………..5
1.2 Сущность внешней среды…………………………………………………..6
Глава 2. Факторы внешней среды……………………………………………..10
2.1 Поставщики…………………………………………………………………10
2.2 Материалы…………………………………………………………………...11
2.3 Капитал……………………………………………………………………….11
2.4 Трудовые ресурсы…………………………………………………………...12
2.5 Законы и государственные органы…………………………………………13
2.6 Потребители………………………………………………………………….14
2.7 Конкуренты…………………………………………………………………..16
2.8 Технология…………………………………………………………………...17
2.9 Состояние экономики……………………………………………………….19
2.10 Социокультурные факторы………………………………………………..20
2.11 Политические факторы…………………………………………………….21
2.12 Отношения с местным населением……………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Внешняя среда.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

 

Реферат

 

 

на тему:

 

«Внешняя среда организации и ее характеристики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса 2 группы

       социально-гуманитарного  факультета 

Володина М. А.

 

 

Проверил:

Преподаватель

Калинин А.В.

 

 

 

 

 

Шуя, 2012.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие среды организации и её сущность…………………………5

1.1 Внешняя среда организации………………………………………………..5

1.2 Сущность внешней среды…………………………………………………..6

Глава 2. Факторы внешней среды……………………………………………..10

2.1 Поставщики…………………………………………………………………10

2.2 Материалы…………………………………………………………………...11

2.3 Капитал……………………………………………………………………….11

2.4 Трудовые ресурсы…………………………………………………………...12

2.5 Законы и государственные органы…………………………………………13

2.6 Потребители………………………………………………………………….14

2.7 Конкуренты…………………………………………………………………..16

2.8 Технология…………………………………………………………………...17

2.9 Состояние экономики……………………………………………………….19

2.10 Социокультурные факторы………………………………………………..20

2.11 Политические факторы…………………………………………………….21

2.12 Отношения с местным населением……………………………………….22

Заключение………………………………………………………………………23

Список используемой литературы……………………………………………..24

 

 

Введение

 

Определение факторов внешней  среды и степени их воздействия  на организацию не играли значительной роли в российской социально-экономической и политической истории. Это объясняется тем, что в течение семи десятилетий, предшествующих происходящему рыночному переходу, предпринимательская деятельности была запрещена законом и подавлялась коммунистической идеологией.

Но сейчас эта тема более чем актуальна, так как после перехода России к рыночным отношениям, стало образовываться большое количество предприятий. И основной задачей этих организаций стало выживание в такой среде, которая наблюдается у нас в стране. Эта среда стала очень подвижной и неопределённой. И теперь, чтобы выжить организациям приходится обращать внимание и считаться со всеми факторами внешней среды. Но нашим менеджерам и руководителям российских компаний трудно справиться с этой задачей. А объясняется это тем, что история современного предпринимательства и переходного периода российской экономики по сравнению со стабильной ситуацией в других странах (например – США) наиболее короткая.

Одной из задач таможенной политики Российской Федерации является рационализация товарной структуры российского импорта. В этих целях, как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время у нас стали вплотную подходить к проблеме выживания организаций во внешней среде и смягчению воздействия факторов внешней среды.

Ещё одна проблема – это нехватка научных трудов для менеджеров, направленных непосредственно на российскую экономику с её особенностями. И поэтому нашим менеджерам приходится обращаться к трудам иностранных коллег.

Объект исследования: внешняя среда организации.

Предмет исследования: внешняя среда организации и ее характеристики.

Цель: рассмотрение внешней среды организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- уточнить понятие  «внешней среды организации»  и ее характеристики;

- рассмотреть структуру внешней среды организации.

Информационная  база: учебно-методическая литература, переодическая печать, интернет-источники.

Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение.

Научная новизна: разграничено понятие «внешняя среда организации», определены ее характеристики.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Во введении доказана актуальность; определены объект, предмет, цель, задачи исследования, обозначены методы исследования. В первой главе «Понятие среды организации и её сущность» уточнено понятие «внешней среды организации»», охарактеризованы ее особенности, цели, cубъекты и структура. Во второй главе «Факторы внешней среды» представлены основные факторы, которые действуют на внешнюю среду организации. В заключении представлены обобщенные выводы по работе. Библиографический список содержит 14 источников.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ СУЩНОСТЬ.

 

    1. Внешняя среда организации.

 

Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Однако набор этих факторов и оценка их воздействия  на хозяйственную деятельность различны, причем не только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу, вывода проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы.

Внешняя среда организации  является источником, питающим организацию  ресурсами, необходимыми для поддержания  её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

И так для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углублённое представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденции развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрывать те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при их достижении. И поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней среды, наблюдение и анализ за состоянием среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов системного анализа и компьютерной техники.

 

1.2. Сущность внешней среды организации.

 

В управленческой мысли  представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать  силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х годов. Это  стало одним из важных вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчёркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь опубликованных связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счёт разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на неё соответствующим образом.

Системный и ситуационный взгляды на вещи привлекли внимание как реакция на изменения, в возрастающей мере влияния на успешность действий организации. Сегодняшние изменения  во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду ещё большее  внимание, чем когда-либо. Как пишет Эльвар Эльбинг: «Внешнее окружение организации всё больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций – деловых, образовательных, государственных – под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и её воздействиях на внутреннее строение организации»[2].

Даже если бы изменения  не были столь значительны, руководителям  всё равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют не его организацию.

Многие факторы внешней  среды могут влиять на организацию. Штейнер и Майнер указывают: «В прошлом  руководители концентрировали внимание на экономических и технических  обстоятельствах. Однако частные изменения установок людей социальных ценностей, политических сил и сферы юридической ответственности заставили руководителей расширить спектр требующих учёта внешних воздействий»[2].

Отсюда следует, что  между факторами внешней среды  существует некая взаимосвязанность. Эта взаимосвязанность определяется как уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказаться на других, изменение одного фактора окружения может обуславливать изменение других.

Взаимосвязанность различных  факторов внешней среды, как считают  Эмери и Трист, должна была превратить среду современных организаций  в бурно изменяющуюся. Они приводят в пример провал одной английской фирмы по производству пищевых консервов, которая «так и не сумела осознать, что ряд внешних событий становится настолько взаимоувязанным, что это ведёт к необратимым общим изменениям». Как они указывают далее, «выживание становится решающим образом, связанным с уровнем знаний организации о её окружении»[6].

Внешняя среда обладает определённой сложностью. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Если брать во внимание число внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на неё давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идёт о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должен считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многообразные и разные технологии, претерпевшие более быстрое развитие, чем организация, чем организация, которой всё это не касается.

Наравне с ранее перечисленными характеристиками, внешняя среда также обладает подвижностью.

Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.

Считается, что наиболее быстрые изменения во внешней  среде затрагивают, прежде всего, такие отрасли, как фармацевтическая, химическая, электронная, авиационно-космическая, производство компьютеров, биотехнологии, а также телекоммуникации. Здесь оказывают воздействие, прежде всего такие факторы, как изменения технологии и методов конкурентной борьбы. Менее заметные изменения во внешней среде происходят в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, в кондитерской, мебельной промышленности, производстве тары и упаковочных материалов, пищевых консервов.

Существует ещё одна характеристика внешнего окружения, которую  следует выделить – это её неопределённость. Неопределённость внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в её точности, среда становится более неопределённой, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать её высоконадёжной. Поскольку бизнес всё более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в её точности снижается. Таким образом, чем неопределённее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения[5].

 

 

ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.

 

При рассмотрении внешнего окружения на организацию важно  понимать, что характеристики среды  отличны, но в то же время связаны  с её факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределённости описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия.

Классификация факторов внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и в её основу могут быть положены различные принципы. Но в менеджменте принята, и большинство придерживаются её, классификация факторов на факторы прямого и косвенного воздействия. В среде прямого воздействия можно выделить такие как: поставщики, законы и государственные органы, потребители и конкуренты[1].

 

2.1 Поставщики.

С точки зрения системного подхода организация – это механизм преобразования входов и выходов. Основные разновидности входов – это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на организацию и успешность деятельности организации. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.

Информация о работе Внешняя среда организации и ее характеристики