Возникновение и эволюция теории предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 15:01, реферат

Описание работы

Жизненно важной и интересной проблемой, широко изучаемой и обсуждаемой сегодня в нашем обществе, является становление бизнеса, рассматриваемое во всей своей многогранности и неоднозначности. Это неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Развитие предпринимательства в России происходит довольно медленно, не смотря на то, что в крупных городах создается обилие частных предприятий, в российской «глубинке» практически невозможно создать малое предприятие, которое будет приносить стабильный доход.

 

4.Влияние различных факторов на деятельность малых и средних предприятий

На деятельность малых и средних предприятий в России оказывают влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями предприятия, и факторы внешней среды.

Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.

Внешняя среда подразумевает собой совокупность внешних по отношению к данному предприятию факторов, изменение значений которых существенно влияет на его состояние и результаты деятельности.

Внешняя среда для предприятий имеет важное значение:

1. как источник ресурсов;

2. как потребитель  результатов деятельности предприятия  и место общественного признания  и оценки этих результатов;

3. как фактор, определяющий поведение, образ действий предприятия, отражающихся в установлении целей и осуществлении тех или иных стратегий.

Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая – это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая – формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.

Одной из самых существенных черт предпринимательства является его рисковый характер. Таким образом, граждане, решившие создать и осуществлять собственное дело, помнят, что они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству осуществляемому в малых масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий.

Малые предприятия, как субъект управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская единица, наиболее зависимая от колебаний рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. В то же время внешняя среда малых предприятий отличается собой в сравнении с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степени неопределенности. Это объясняется тем, что малые предприятия, как правило, действуют на локальном рынке, который в отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является, его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеется специфическая черта, которая связана именно с периодом радикальных реформ, - это исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И все это серьезно затрудняет для предприятия возможности адекватного на них реагирования.

Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:

-         в способах разделения труда;

-         расстановке кадров;

-         распределения прав и ответственности;

-         проведения маркетинговой политики;

-         налаживания финансовых потоков на предприятии;

-         получении информации и т.д.

В настоящее время, по оценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на  финансовом состоянии их предприятий .

Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России – формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение./5/

Согласно многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями и штрафами.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

О сложностях взаимоотношений предпринимателей и региональных властей свидетельствуют также данные экспертного опроса, проведенного Союзом промышленников и предпринимателей. В опросе приняли участие 919 человек, отнесенных к категории «эксперты» и представляющих в основном малый (66%) и средний (20%) бизнес из всех федеральных кругов РФ. Из них 79,0% считают, что региональная власть своими действиями создает проблемы в бизнесе, так как преследует свои интересы близких к ней предпринимателей. Проводимая административная реформа, по мнению 42% слушателей Академии народного хозяйства при правительстве РФ, вряд ли изменит или даже ухудшит отношения между бизнесом и властью.

Но главной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса.

Существует  и ряд других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы,  связанные с получением деловой информации и т.д.

Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.

В России по мере развития малого и среднего бизнеса и укрепления рыночных отношений возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например, Союз предпринимателей России. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого предпринимательства как на федеральном, так и на местном уровнях.

В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных и формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России.

 

 

 

 

 

5.1 Поддержка и развитие малого бизнеса в России

По направлению Создание общих условий для развития предпринимательской деятельности было сделано:

- оптимизация системы государственного  регулирования предпринимательской  деятельности, координация контрольно-разрешительной  деятельности;

- пропаганда и популяризация  предпринимательской деятельности, и на этой основе вовлечение в предпринимательскую деятельность населения города Москвы, в том числе молодежи и социально-незащищенных групп;

- защита прав и законных интересов  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

- вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в систему поддержки межрегионального и международного экономического сотрудничества;

- информационно-аналитическое обеспечение деятельности по поддержке малого и среднего предпринимательства;

- ведение Реестра субъектов  малого и среднего предпринимательства  города Москвы.

По направлению «Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Москвы в следующих формах:

- имущественной поддержки;

- финансовой поддержки, в том  числе развитие и обеспечение  деятельности гарантийных фондов (фондов содействия кредитованию  малого бизнеса) и микрофинансовых  организаций

- информационной поддержки;

- поддержки в продвижении производимых  субъектами малого и среднего  предпринимательства товаров (работ, услуг).

- консультационной поддержки;

- правовой поддержки;

- поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации  кадров.

По направлению «Развитие и обеспечение деятельности системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»:

- имущественное обеспечение деятельности  организаций инфраструктуры поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

- организационное обеспечение функционирования и развития организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- организационно-методическое сопровождение  системы поддержки инновационной  деятельности;

- программно-коммуникационное обеспечение деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- финансовый аудит исполнения  мероприятий Программы.

 

Что было сделано:

 

  • Увеличен объем предоставления адресной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства
  • Объем предоставления адресной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства вырос в два раза
  • Вырос объем предоставления адресной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства
  • Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства Москвы по результатам торгов во владение и в пользование земельных участков
  • Объем привлеченных кредитных ресурсов и микрозаймов вырос почти в три раза
  • Значительно увеличилось количество участников мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства
  • Возросло количество предоставленных консультаций по трудоустройству безработных граждан
  • Увеличено количество правовых вопросов, в решении которых субъектам малого и среднего предпринимательства была предоставлена поддержка
  • Увеличено количество достигнутых соглашений о поставках продукции на региональные рынки
  • Вырос совокупный объем кооперационных заказов
  • Количество субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, установивших партнерские связи в сфере инноваций ворзросло, хоть и незначительно
  • Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, объединенных под коллективными брендами стало больше
  • Уменьшение количества признанных обоснованными обращений субъектов малого и среднего предпринимательства с жалобами на неправомерные действия должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы, создающих препятствия для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, по отношению к предыдущему году
  • Уменьшение количества заявлений о противоправных действиях (бездействии) должностных лиц, государственных служащих города Москвы, создающих препятствия для реализации прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства по отношению к предыдущему году.

 

5.2 Средний и малый бизнес

Создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития субъектов малого  
и среднего предпринимательства, повышение его роли в социально-экономическом развитии.

  • содействие развитию малого бизнеса в производственной и инновационной сферах;
  • расширение способов доступа начинающим предпринимателям к финансовым ресурсам.

Информация о работе Возникновение и эволюция теории предпринимательства