Задача по экономике труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:10, задача

Описание работы

Целью данной задачи является выработка навыков системного анализа явлений и событий производственного характера для выявления и создания резервов по повышению эффективности производства.
Вместе с этим при изучении курса «Организация производства на предприятии» важное место отводится разработке методов по совершенствованию организации трудовых процессов, в том числе по совершенствованию режимов труда и отдыха, то есть обоснованное чередование времени работы с перерывами на отдых. Научно обоснованный режим труда и отдыха обеспечивает поддержание высокой работоспособности и сохранения здоровья работников.

Файлы: 1 файл

задачи.docx

— 36.52 Кб (Скачать файл)

Задача 1

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

 

Таблица 1

Показатели

Данные

Численность рабочих, Ч, чел.;

65

В том числе на механизированных работах, Чм, чел.;

53

Численность работников, участвующих в рационализации, Чиз, чел.;

47

Время выполнения работы, не предусмотренной заданием, tHp, чел.-ч.;

20

Потери рабочего времени за смену, Тп, чел.-ч.;

20

Численность рабочих, охваченных нормированным трудом, Чн, чел.;

61

Коэффициент напряженности действующих норм, Кн

0,85

Общее число рабочих мест, РМ

57

Число рабочих мест, имеющих неудовлетворительное состояние, РМн

9

Потери рабочего времени из-за нарушения трудовой дисциплины, Тп1, чел.-ч.;

17

Коэффициент условий труда

0,87


 

Таблица 2

Данные

Показатель

1-й  режим:

через каждые 2 часа работы (без перерывов в конце каждой полусмены) предоставляются перерывы продолжительностью t1, мин.;

 

 

5

2-й  режим: через каждый час работы  предоставляется перерыв продолжительностью  t2, мин.

 

4

Снижение выработки за каждый второй час работы при 1-м режиме n1, %

16


 

 

 

 

 

 

Целью данной задачи является выработка навыков системного анализа явлений и событий производственного характера для выявления и создания резервов по повышению эффективности производства.

Вместе с этим при изучении курса «Организация производства на предприятии» важное место отводится разработке методов по совершенствованию организации трудовых процессов, в том числе по совершенствованию режимов труда и отдыха, то есть обоснованное чередование времени работы с перерывами на отдых. Научно обоснованный режим труда и отдыха обеспечивает поддержание высокой работоспособности и сохранения здоровья работников.

Задание: разработать оптимальный производственный процесс в части проектирования режима труда и отдыха.

А. Определить уровень рациональной организации производственного процесса производственного участка погрузо-разгрузочных работ и разработать мероприятия по его повышению, а также выбрать оптимальный режим труда и отдыха рабочих и определить рост производительности труда при его введении.

Б. Построить кривые работоспособности рабочих до и после введения регламентированного отдыха. Определить продолжительность регламентированного отдыха и период его предоставления.

Решение:

А. Уровень рациональной организации производственного процесса в целом определяется комплексом организационных, экономических и технических мероприятий. Общий (интегральный) коэффициент уровня рациональной организации производства, определяется как среднегеометрическая величина из частных коэффициентов, отражающих уровень организации производства по отдельным элементам:

Кроп = , где

K1, К2. К3, ... , Кn - фактическое значение отдельных частичных коэффициентов организации труда;

n - количество направлений рациональной организации производства.

В данном курсовом проекте расчет Кроп производится с учетом следующих коэффициентов: разделения труда К1 использования рабочего времени К2, занятости рабочих на механизированных работах К3, нормирования труда К4, уровня организации рабочих мест К5, трудовой дисциплины К6, творческой активности работников К7.

Коэффициент разделения труда К1, определяется исходя из величины затрат рабочего времени на выполнение несвойственной работы по формуле:

К1 = 1 – ,

К1 = 1 – = 0,961

Коэффициент использования рабочего времени К2:

К2 = 1 – ,

К2 = 1 – = 0,961

Коэффициент занятости рабочих мест на механизированных работах К3 определяется по формуле:

К3 = ,

К3 = = 0,81

Коэффициент нормирования труда К4:

К4 = × Кн,

К4 = × 0,85 = 0,797

Коэффициент уровня организации рабочих мест К5:

К5 = ,

К5 = = 0,842

Коэффициент уровня трудовой дисциплины К6:

Кб = 1 – ,

К6 = 1 - = 0,5

Коэффициент творческой активности работников К7:

К7 = ,

К7 = = 0,72

Кроп = = 0,87

На производительность труда при разных режимах работы и отдыха оказывают влияние следующие факторы:

1. использование рабочего времени,

2. средний процент выполнения норм выработки рабочими.

Чтобы оценить использование рабочего времени, необходимо рассчитать для каждого из режимов коэффициент использования рабочего времени по формуле:

К = , где

Тр - общее время регламентированного отдыха, мин.:

Тр = t × т,

Тр1 = 5 × 3 = 15

Тр2 = 4 × 7 = 28

К1 = = 0,968

К2 = = 0,941

Средний процент выполнения норм выработки можно оценить путем расчета среднего индекса часовой производительности по следующей формуле:

 

J = , где

r - сменное время, в течении которого выработка рабочих остается на постоянном уровне, ч; r = 4ч.

П1= К2 × J,

П2 = K1 × J,

J = ,

J = = 0, 84

Суммарный показатель изменения производительности труда в рассматриваемых режимах труда и отдыха находится по формуле:

П = К×J,

П1 = 0,968 × 0,84 = 0,813

П2 = 0,941 × 0,84 = 0,79

Оптимальным является тот режим, при котором суммарный показатель изменения производительности труда «П» будет максимальным, при этом рост производительности труда составит:

∆П = (Пmах/П)×100-100,

∆П = (0,813/0,79)×100-100 = 2,911

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 3

 Таблица 1

Исходные данные

Показатель

Значение

Длина участка А-Б

Длина участка А-В

Участковая скорость:

В нечетном направлении

В четном направлении

Время ожидания поезда обратного направления

Затраты времени на подготовительно-заключительные и вспомогательные элементы процесса:

 

 

 

 

 

 

Размеры движения поездов, пар поездов

А-Б

А-В

210

140

 

37

42

0,59

 

 

28

19

19

27

21

25

 

61

59


 

Для нормирования труда локомотивных бригад грузового движения проектируют месячные нормы выработки. В качестве измерителя норм выработки для бригад, обслуживающих транзитные и сборные поезда, принимают локомотиво – километры. Месячные нормы выработки определяют расчетом:

 

Рис. 1. Схема участка, обслуживаемого локомотивными бригадами:

Н=  *2 L,

где М– среднемесячная норма рабочего времени, ч,

– норма времени на поездку бригады, ч;

L– длина плеча обслуживания, км.

Для локомотивных бригад грузового движения норма выработки устанавливается для каждого плеча отдельно. В норму времени работы включается работа бригады в основном, оборотном депо и в пути следования.

Для определения нормы времени необходимо установить затраты времени на:

−  выполнение операций, связанных с приемом локомотива на станционных путях основного депо и отправлением поезда со станции основного депо (А);

−  ведение поезда по перегонам на участке А-Б (А-В) от станции основного депо до пункта смены бригад Б (В);

−  выполнение операций, связанных со сдачей локомотива в пункте оборота бригад;

−  выполнение операций, связанных с приемом локомотива и отправлением поезда из пункта оборота бригад;

−  ведение поезда по перегонам на участке Б-А (В-А) от пункта оборота Б (В) до основного депо А;

−  выполнение операций, связанных со сдачей электровоза в основном депо.

При разработке нормы времени на поездку необходимо учитывать, что продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад не должна превышать 8 ч. В исключительных случаях она может быть увеличена до 12 ч, причем такой режим работы должен быть обоснован.

При кольцевом способе обслуживания норма времени определяется по формулам:

при работе с отдыхом в пункте оборота:

 

 

при работе без отдыха в пункте оборота:

 

 

где  – время на выполнение операций, связанных с приемом локомотива на станционных путях основного депо (получение маршрута, медицинский осмотр, проход бригад от дежурного по депо к дежурному по станции, отметка в маршруте машиниста времени отправления, номера, веса и состава поезда, получение грузовых документов и приемка локомотива);

– время на выполнение операций, связанных с подготовкой отправления поезда со станции основного депо (полное опробование автотормозов, ожидание отправления поезда, получение машинистом письменного предупреждения и разрешения на отправление поезда и т.д.);

Vуч1,  Vуч2– участковая  скорость движения поезда соответственно  в четном и нечетном направлениях;

– время на выполнение операций, связанных со сдачей локомотива в пункте оборота или сменой бригад (сдача локомотива принимающей бригаде, сдача грузовых документов, диаграммной ленты со скоростемера, проход бригады до помещения дежурного по пункту смены, отметка в маршруте времени смены бригад и т.д.);

– время на выполнение операций по приему локомотива в пункте оборота бригад (отметка в маршруте машиниста времени явки, прохода к дежурному по станции времени отправления поезда, номера, веса и состава поезда, получение грузовых документов, проход к месту стоянки и приемки локомотива);

– время на выполнение операций по отправлению поезда из пункта оборота бригад (опробование автотормозов, ожидание  отправления поезда, получение машинистом разрешения на отправление поезда);

– время на выполнение операций по сдаче локомотива на станционных путях основного депо по прибытии (сдача локомотива, сдача грузовых документов принимающему машинисту, снятие  диаграммной ленты со скоростемера, проход у дежурного по депо,  отметка и сдача маршрутов и диаграммной ленты скоростемера дежурному по депо и т.д.);

tож– время ожидания локомотивной бригадой поезда обратного направления в пункте оборота.

Результаты расчета норм выработки локомотивных бригад должны быть представлены в табл. 2, здесь же нужно рассчитать явочную численность локомотивных бригад, чел., по формуле:

 

Ч=

где  ∑ Ml – локомотиво-километры на участке за месяц;

Н– норма выработки локомотивной бригады за месяц;

2– количество человек  в локомотивной бригаде.

Локомотиво-километры на участке за месяц:

 

 

 

где L– длина участка, км;

N– размеры движения  поездов на участке за сутки;

30,5– количество дней  в месяце;

α всп– коэффициент, учитывающий вспомогательный линейный пробег                 (α всп= 0,10).

Расчет среднемесячной заработной платы и фонда оплаты труда

производить в таблице 3.


Информация о работе Задача по экономике труда