Земельные ресурсы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 15:17, реферат

Описание работы

Земельные ресурсы – это часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования.
Они создают основу для сельскохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки, расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека.

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Витебский государственный технологический университет»

 

 

Реферат

На тему:

«Земельные ресурсы Республики Беларусь»

 

По дисциплине «Национальная экономика Беларуси»

 

 

 

 

 

 

Студентки 3-го курса  заочного отделения

полной формы обучения группы Змн-30

Дайлидовой Вики Викторовны

Зачетная книжка № 121559

 

 

 

 

 

 

Витебск, 2015

 

  1. Понятие земельных ресурсов

     Земельные  ресурсы – это часть земельного  фонда страны, которая пригодна  для хозяйственного использования. 
     Они создают основу для сельскохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки, расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека. 
     Земельный фонд Республики Беларусь — это площадь страны, составляющая 20759,6 тыс. га. В Европе по этому показателю Беларусь занимает 13-е место, следовательно, большинство европейских государств обладают гораздо меньшими земельными ресурсами. Земельный фонд страны распределялся следующим образом (по категориям землепользователей): 
- сельскохозяйственные организации - 8661 тыс. га(41,7%); 
- граждане - 1397 тыс. га (6,7 %); 
- крестьянские (фермерские) хозяйства- 180тыс. га (0,9%); 
- земли запаса и государственных лесохозяйственных организаций - 8490 тыс. га (40,9 %); 
- прочие землепользователи - 2032 тыс. га (9,8 %). 
     Наибольшие площади земельного фонда заняты сельскохозяйственными угодьями — это те участки земли, которые используются в сельскохозяйственном производстве. Они различаются по природным особенностям и сельскохозяйственному назначению. К основным категориям сельскохозяйственных угодий относятся: пашни, многолетние насаждения (сады, ягодники), залежи (пашни, не обрабатываемые в течение длительного времени), сенокосы и пастбища. В структуре земельного фонда Беларуси сельскохозяйственные земли занимают наибольшую площадь (9205 тыс. га, или 44,3 %), что свидетельствует о высокой степени сельскохозяйственной освоенности территории страны. 
     Динамика сельскохозяйственных угодий имеет отрицательную направленность. Так, за период с 1981 по 2002 г. плошадь сельскохозяйственных земель сократилась на 522,2 тыс. га, или на 5,4 % . Уменьшилась и обеспеченность каждого жителя страны — с 1,1 до 0,9 га сельскохозяйственных угодий, что было обусловлено исключением из оборота загрязненных в результате аварии на ЧАЭС территорий, отводами земель под различные виды строительства, промышленные объекты, на природоохранные цели. Сказывается также и нерациональное использование земель, когда небольшие по площади сенокосы и пастбища зарастают кустарником и мелколесьем. 
     Особую ценность представляют пахотные земли (пашня), наиболее интенсивно эксплуатируемая часть земельных ресурсов, систематически обрабатываемая и используемая под посевы сельскохозяйственных культур. Пахотные земли Беларуси занимают 5761 тыс. га, распаханность территории достигает 28 %, или почти в 3 раза превышает среднемировые показатели и данные по странам СНГ в целом. За 1981-2002 гг. площадь пашни уменьшилась на 450,2 тыс. га (7,2 %), что было следствием, главным образом, исключения из оборота радиационно-опасных земель, а также перевода пашни в другие виды сельскохозяйственных угодий. В итоге обеспеченность одного жителя Беларуси пашней сократилась с 0,64 до 0,58 га, что вдвое превышает среднемировые показатели. 
     Управление земельными ресурсами в Республике Беларусь определяется проводимой государственной земельной политикой, целью которой является повышение эффективности использования и охраны земельных ресурсов как неотъемлемого условия устойчивого социально-экономического развития страны. Основной задачей текущего периода является совершенствование земельных отношений и организационно-экономического механизма регулирования землепользования. 
     Механизм управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений, посредством которого реализуются цели и задачи государственной земельной политики, включает: 
- совершенствование законодательной базы, формализующей государственную земельную политику и обеспечивающей нормативно-правовое регулирование земельных преобразований; 
- развитие структуры органов государственного управления в области регулирования земельных отношений, использования и охраны земель; 
- проведение землеустройства как системы юридических, экономических и технических мероприятий по практической реализации государственной земельной политики; 
- ведение государственного контроля за использованием и охраной земель и разрешение земельных споров с целью соблюдения земельного законодательства в условиях реформирования земельных отношений; 
- создание и ведение современного государственного земельного кадастра как информационной и регистрационной системы, обеспечивающей функционирование и развитие всех элементов механизма управления земельными ресурсами. 
     Повышение эффективности землепользования связано с оптимальным распределением земель по сферам и отраслям народного хозяйства, радикальным улучшением результативности использования этого ресурса во всех без исключения сегментах экономики. Генеральным направлением в распределении земель в процессе хозяйственной деятельности остается учет необходимости максимального сохранения сельскохозяйственных угодий, дальнейшее совершенствование их структуры. Однако сельскохозяйственное использование земель не всегда может быть признано как наиболее рациональное. Интересы гармоничного развития экономики страны, так же как и предусмотренные Земельным Кодексом Российской Федерации, требуют отвода под промышленное, транспортное, жилищное строительство, на рекреационные цели все новых и новых земель. Задача в том, чтобы изъятие земель сводилось к минимуму и по возможности осуществлялось вовлечение в народнохозяйственный оборот ранее не используемых территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и содержание государственного управления землями

     Государственное управление землями - урегулированная нормами права исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов по организации рационального использования и охраны земель.

     Деятельность уполномоченных на то государственных органов по управлению землями носит организационный характер. Она направлена на обеспечение наиболее целесообразного и эффективного использования земель, входящих в состав земель Республики Беларусь, а также на создание условий для охраны и рационального использования земельных ресурсов. Главной задачей государственного управления является организация рационального использования и охраны земель.

     Объектом государственного управления в этой области являются все земли Республики Беларусь, поэтому система государственного управления едина по отношению ко всем категориям и видам земель, охватывает всех землевладельцев, землепользователей и собственников земли.

     Деятельность органов управления носит государственно-властный характер. Она выражается в совершении актов государственного управления по отношению к земле, вытекающих из полномочий государства как собственника земли и политического суверена.

     Государственное управление землями является межотраслевой деятельностью (надведомственной), не связанной с какой-то одной отраслью.

      Посредством государственного управления землями обеспечивается рациональное использование и охрана всех земель, независимо от форм собственности и форм использования земли.

     Содержание государственного управления землями составляют функции управления, т.е. виды деятельности, необходимые для организации рационального использования и охраны земель. Вид и характер этих функций определяются социально-экономическими и научно-техническими требованиями, предъявляемым к организации рационального использования и охраны земель. Права и обязанности соответствующих органов управления по осуществлению этих функций определяют их компетенцию в области управления использованием и охраной земель.

     К функциям управления землями относятся следующие:

1) программирование и  прогнозирование использования  и охраны земель;

2) распределение и перераспределение земель;

3) учет земель и ведение  государственного земельного кадастра;

4) землеустройство;

5) мониторинг земель;

6) государственный контроль  за использованием и охраной  земель;

7) разрешение земельных  споров.

     В условиях реформирования земельных отношений изменились методы государственного управления землями. Административное управление земельными ресурсами дополняется методами государственного регулирования с использованием экономических механизмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Система органов  государственного управления землями

     Государственное управление землями организовано в трех уровневую систему, которая включает:

• общее;

• специальное;

• ведомственное управление землями.

     Общее государственное управление землями носит территориальный характер (организовано по территориальному признаку). Его осуществляют:

• Местные представительные органы государственной власти (местные Советы) в пределах компетенции, установленной Законом Республики Беларусь “О местном управлении и самоуправлении” и Кодексом о земле (ст. 6);

• Исполнительные и распорядительные органы власти - Президент Республики Беларусь,      Совет Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы (ст. 5 КоЗ), в пределах полномочий по регулированию земельных отношений, предоставленных им Кодексом о земле (Гл. 3)

• администрации свободных экономических зон в тех случаях, когда в соответствии с законодательством Республики Беларусь местные исполнительные и распорядительные органы передают им свои полномочия в части изъятия и предоставления земельных участков, передаче их в аренду.

     Специальное государственное управление землями осуществляется на республиканском и местном уровне.

     На республиканском уровне его осуществляет Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь. Специальный орган государственного управления по регулированию земельных отношений был создан в 1991 году для подготовки и проведения земельной реформы.

     В настоящее время задачами Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии в области управления землями являются реализация функций государственного регулирования в области земельных отношений, охраны и рационального использования земель, и проведение единой государственной политики в этой области (положение о комземе, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31 октября 2001 г.).

     На местном уровне специальное государственное управление землями осуществляет землеустроительная служба, которая создается при местных исполнительных и распорядительных органах и которая составляет с Комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии единую систему. Комитет осуществляет методическое руководство деятельностью землеустроительных служб исполнительных и распорядительных органов.

     Компетенция специальных органов управления по регулированию земельных отношений определена Кодексом о земле (ст. 23).

     Органы специальной компетенции подотчетны исполнительным и распорядительным органам общей компетенции.

     Ведомственное управление землями осуществляют различные министерства и ведомства, в чьем ведении находятся предприятия и организации, использующие земли различного целевого назначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Распределение  и перераспределение земель. Земельный кадастр

     Распределение и перераспределение земель является важнейшей функцией государственного управления землями, в процессе которой определяется правовой режим земель. Под распределением и перераспределением земель понимается совокупность действий государственных органов, направленных на возникновение, изменение и прекращение права собственности на землю, права землевладения и права землепользования, определяющие их юридическую судьбу.

1.Передача земельных участков  в собственность.

2. Предоставление земельных участков во владение и пользование

3. Изъятие земельных участков  для государственных и общественных  нужд.

.   Государственный земельный кадастр

     В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 апреля 1993г. “О государственных кадастрах природных ресурсов” государственный земельный кадастр является разновидностью природноресурсовых кадастров.

    Земельный кадастр появился одновременно с возникновением государства и развитием системы налогообложения земель как источника дохода. В процессе ведения земельного кадастра осуществляются организационно - правовые мероприятия по изучению, учету, описанию и экономической оценке земель.

     Земельный кадастр представляет собой свод систематизированных и достоверных данных обо всех землях Республики Беларусь, как используемых, так и неиспользуемых. Как общегосударственная система учета и оценки земель государственный земельный кадастр базируется на следующих основных принципах:

1) единство системы земельного  кадастра

2) полнота сведений земельного  кадастра

3) достоверность сведений  земельного кадастра

4) непрерывность ведения  земельного кадастра

5) совместимость и сопоставимость  земельно-кадастровой информации  с данными других природноресурсовых  кадастров.

     Как природноресурсовый кадастр государственный земельный кадастр представляет собой совокупность сведений и документов о правовом положении, природном состоянии и хозяйственном использовании земель (ст. 142 КоЗ).

     Земельный кадастр является единственным официальным источником сведений о земле, которые используются при осуществлении других функций управления землями.

     Содержание земельного кадастра определяется ст. 143 КоЗ и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1991 г. “О порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель”.

     Земельный кадастр включает 4 элемента:

1) данные о распределении  земель по субъектам и объектам  на основании регистрации прав  на земельный участки.

2) данные о распределении  земель по категориям на основании их фактического состояния и использования (государственный учет земли).

3) данные о качественном  состоянии земель в зависимости  от их естественно-природных свойств.

4) данные о экономической  оценке земель как средства  производства и пространственного базиса.

     Все земельно-кадастровые сведения документируются по единым для Республики Беларусь формам (в текстовом, графическом и электронном виде). Организация ведения земельного кадастра возложена на специальный орган по земельным ресурсам - Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь (ст. 144 КоЗ).

     Земельно-кадастровая документация ведется на всех уровнях управления землями и включает:

• первичные документы на земли, находящиеся во владении, пользовании и собственности

• государственные земельно-кадастровые книги земель, находящиеся в ведении сельских, поселковых исполнительных и распорядительных органов:

• государственные земельно-кадастровые книги, города;

• государственный земельный кадастр области, города Минска;

• государственный земельный кадастр республики.

     Основной документ - земельно-кадастровая книга со вставными листами.

Информация о работе Земельные ресурсы Республики Беларусь