Значение денег и ценных бумаг с точки зрения гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Объектом и предметом курсовой работы являются деньги и ценные бумаги, как объект гражданского права. Актуальность данной темы нельзя переоценить, так как деньги и ценные бумаги являются основой процветания человека, государства и общества. Другими словами деньги и ценные бумаги являются самыми оборотоспособными объектами и играют важную роль в экономической, социальной, военно-политической жизни государства и общества.

Содержание работы

Введение

1. Деньги и их значение в гражданском праве

2. Валюта и ее значение в гражданском праве

3. Ценные бумаги и их классификация

4. Эмиссия ценных бумаг. Регламентация эмиссии

Заключение

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

 

Наряду с акциями акционерные  общества могут выпускать сертификаты  акций или временные свидетельства, которые являются именными ценными бумагами и подтверждают, что держатель сертификата является собственником определенного числа акций данного акционерного общества.

 

Выпуск и обращение акций  регулируются Законом РФ «О акционерных  обществах» от 26 декабря 1995 г. и принятыми в его развитие подзаконными актами.

 

Приватизационные ценные бумаги. Ими  являются государственные ценные бумаги целевого назначения, которые используются в качестве платежного средства для  приобретения объектов приватизации.

 

Примером такой ценной бумаги являются приватизационные чеки (ваучеры), которые в 1992 г. получили все граждане РФ независимо от возраста, размера доходов и срока постоянного проживания в РФ. Приватизационные чеки выпуска 1992 г. являлись предъявительскими ценными бумагами и могли свободно продаваться и покупаться без ограничения количества, не утрачивая, однако, своего основного назначения.[9]

 

 

4. Эмиссия ценных бумаг. Регламентация  эмиссии

 

 

 

4.1 Понятие эмиссия

 

Эмиссия ценных бумаг представляет собой установленную Законом  последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, т.е. их отчуждению первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.

 

Закон устанавливает, что эмиссионные  ценные бумаги, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, не подлежат размещению.

 

Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации  их выпуска.

 

Из этого правила Закон предусматривает  исключение, согласно которому размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска при учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования.

 

Условия размещения выпущенных эмиссионных  ценных бумаг определяются ст. 24 Закона.

 

Количество размещаемых эмиссионных  ценных бумаг не должно превышать  количества, указанного в решении  о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, но может  быть меньше.

 

Фактическое количество размещенных  ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию.

 

Если количество неразмещенных  ценных бумаг превысит установленную  федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг долю, то эмиссия будет считаться несостоявшейся.

 

Срок для завершения размещения выпускаемых эмиссионных ценных бумаг теперь строго определен Законом. Он составляет один год с даты государственной  регистрации выпуска (дополнительного  выпуска) таких ценных бумаг.

 

Закон запрещает устанавливать  преимущества при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими при публичном размещении или обращении выпуска эмиссионных ценных бумаг, за исключением случаев:

 

– эмиссии государственных ценных бумаг;

 

– предоставления акционерам преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций в момент принятия решения об эмиссии;

 

– введения эмитентом ограничений  на приобретение ценных бумаг нерезидентами.

 

4.2 Размещение (обращение) ценных бумаг за пределами Российской Федерации

 

Российские эмитенты вправе размещать  ценные бумаги за пределами Российской Федерации только по разрешению федерального органа исполнительной власти по рынку  ценных бумаг.

 

Такой же порядок предусмотрен и  для размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов.

 

Также только по разрешению федерального органа исполнительной власти по рынку  ценных бумаг возможна организация обращения эмиссионных ценных бумаг российского эмитента за пределами Российской Федерации на основании договора с российским эмитентом.

 

Закон определяет следующие условия  выдачи указанных разрешений:

 

1.         наличие  государственной регистрации выпуска ценных бумаг российского эмитента;

 

2.         включение  ценных бумаг российского эмитента  в котировальный список хотя  бы одной фондовой биржи;

 

3.         соответствие  количества ценных бумаг российского  эмитента, размещение или обращение которых предполагается за пределами Российской Федерации, нормативу, установленному нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

 

4.         наличие  в договоре, на основании которого  осуществляется размещение в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов, условия о том, что право голоса по указанным акциям осуществляется не иначе как в соответствии с указаниями владельцев упомянутых ценных бумаг иностранных эмитентов;

 

5.         соблюдение  иных требований, установленных  федеральными законами.

 

Разрешение на размещение и / или  на обращение ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации выдается на основании заявления, к которому прилагаются документы, подтверждающие соблюдение эмитентом указанных требований.

 

Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми  актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

 

Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для получения разрешения.

 

Закон предусматривает, что разрешение на размещение ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации может быть выдано одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) таких ценных бумаг.

 

Срок для выдачи разрешения или  принятия мотивированного решения  об отказе в его выдаче – 30 дней с даты получения всех необходимых документов. Этот срок может быть приостановлен не более чем на 30 дней для проведения проверки достоверности сообщенных эмитентом сведений.

 

Постановлением ФКЦБ России от 1 апреля 2003 г. №03–17/пс утверждено Положение о порядке выдачи разрешения на допуск к размещению или обращению эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации.

 

Положение регулирует порядок выдачи разрешения на допуск к размещению за пределами Российской Федерации  эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов; а также разрешений на допуск к обращению за пределами Российской Федерации эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, в том числе посредством размещения иностранных ценных бумаг, которое организуется на основании договоров с российскими эмитентами.

 

Положение определяет перечень документов, представляемых для получения разрешения. К ним, в частности, относятся заявление на получение разрешения; документ, подтверждающий включение ценных бумаг российского эмитента в котировальный список организатора торговли на рынке ценных бумаг; заверенная копия договора, на основании которого организуется обращение или размещение ценных бумаг за пределами Российской Федерации. Положение также определяет содержание заявления на получение разрешения, условия для выдачи разрешения.

 

 

 

 

 

 

4.3 Государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг

 

Согласно ст. 25 Закона эмитент обязан в течение 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг  представить отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган.

 

Отчет об итогах выпуска должен содержать  следующую информацию:

 

– даты начала и окончания размещения ценных бумаг;

 

– фактическую цену размещения ценных бумаг (по видам ценных бумаг в  рамках данного выпуска);

 

– количество размещенных ценных бумаг;

 

– общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги (в рублях, иностранной валюте, материальных и  нематериальных активах).

 

Для акций в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных  ценных бумаг дополнительно указывается список владельцев, владеющих пакетом эмиссионных ценных бумаг, размер которого определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

 

Регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных  ценных бумаг осуществляется на основании соответствующего заявления эмитента. Вместе с заявлением в регистрирующий орган представляются документы, исчерпывающий перечень которых определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (стандартами эмиссии).

 

Срок для регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного  выпуска) эмиссионных ценных бумаг  – две недели с момента подачи заявления о регистрации.

 

 

4.4 Нарушение процедуры эмиссии

 

Действия, нарушающие процедуру эмиссии, предусмотренную Законом, являются недобросовестной эмиссией (ст. 26 Закона).

 

Недобросовестная эмиссия является основанием для:

 

– отказа в государственной регистрации  выпуска эмиссионных ценных бумаг;

 

– признания выпуска эмиссионных  ценных бумаг несостоявшимся;

 

– приостановления эмиссии эмиссионных  ценных бумаг.

 

Постановлением ФКЦБ России от 31 декабря 1997 г. №45 утверждено Положение о  порядке приостановления эмиссии  и признания выпуска ценных бумаг  несостоявшимся или недействительным.

 

Основания для отказа в государственной  регистрации выпуска эмиссионных  ценных бумаг предусмотрены в  ст. 21 Закона.

 

Основаниями для приостановления  выпуска эмиссионных ценных бумаг  или признания его несостоявшимся являются следующие нарушения:

 

– нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации;

 

– обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован  выпуск ценных бумаг, недостоверной  информации.

 

Эмиссия может быть приостановлена регистрирующим органом до устранения выявленных нарушений процедуры эмиссии в пределах срока размещения ценных бумаг.

 

Законом определены последствия признания  выпуска эмиссионных ценных бумаг  недействительным.

 

В этом случае все ценные бумаги данного  выпуска подлежат возврату эмитенту, а средства, полученные эмитентом от размещения выпуска ценных бумаг, признанного недействительным, должны быть возвращены владельцам.

 

Все издержки, связанные с признанием выпуска эмиссионных ценных бумаг  недействительным (несостоявшимся) и  возвратом средств владельцам, относятся на счет эмитента.

 

Постановлением ФКЦБ России от 8 сентября 1998 г. №36 утверждено Положение о  порядке возврата владельцам ценных бумаг денежных средств (иного имущества), полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг, выпуск которых признан несостоявшимся или недействительным.

 

Если в обращение будут выпущены ценные бумаги в количестве, превышающем  указанное в проспекте ценных бумаг, эмитент обязан обеспечить выкуп  и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску. Указанные ценные бумаги эмитент обязан выкупить и погасить в течение двух месяцев, иначе согласно ст. 26 Закона и ст. 1102 ГК РФ у эмитента возникнут обязательства по возврату средств, полученных вследствие неосновательного обогащения.

 

Статья 26 Закона предусматривает следующие  случаи, когда ФКЦБ России вправе обратиться в суд в связи с недобросовестной эмиссией:

 

– для возврата владельцам их денежных средств в случае признания выпуска  ценных бумаг недействительным;

 

– для взыскания с эмитента средств, неосновательно полученных в результате выпуска в обращение ценных бумаг сверх количества, объявленного в проспекте ценных бумаг.

 

Статьей 26 Закона установлен специальный  срок исковой давности для признания  недействительными выпуска эмиссионных ценных бумаг, сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, и отчета об итогах их выпуска продолжительностью в три месяца с момента регистрации отчета об итогах выпуска этих ценных бумаг.

 

 

4.5 Особенности эмиссии некоторых видов эмиссионных ценных бумаг

 

Закон посвящает отдельные статьи особенностям эмиссии следующих  видов эмиссионных ценных бумаг:

 

– акций кредитных организаций (ст. 27 Закона);

 

– опционов эмитента (ст. 27.1 Закона);

 

– облигаций с обеспечением (ст. 27.2 Закона).

 

Особенностью эмиссии акций  кредитными организациями является то, что аккумулирование средств  в процессе эмиссии таких акций  осуществляется путем открытия банком-эмитентом  накопительного счета, режим которого устанавливается ЦБ РФ.

 

Центральным банком Российской Федерации утверждена Инструкция от 22 июля 2002 г. №102‑И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации».

 

Опционы эмитента как вид эмиссионных  ценных бумаг были введены Законом №185‑ФЗ. Особенности их эмиссии заключаются, в частности, в том, что эмитент не вправе размещать опционы эмитента, если количество объявленных акций эмитента меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляют такие опционы. Размещение опционов эмитента возможно только после полной оплаты уставного капитала акционерного общества.

Информация о работе Значение денег и ценных бумаг с точки зрения гражданского права