Значение и сущность политики ресурсосбережения предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 10:11, контрольная работа

Описание работы

В процессе хозяйственной деятельности ресурсы предприятия занимают одно из центральных мест, поэтому вопрос ресурсосбережения и определения оптимального соотношения ресурсов на предприятии очень актуален в настоящее время. Финансовая политика в области ресурсов целенаправленно воздействует на долговременное состояние предприятия, а также определяет его текущее состояние.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………2
1. Значение и сущность политики ресурсосбережения предприятия..3
2. Государственная политика в области ресурсосбережения в РБ…….10
Заключение……………………………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

ЭО.docx

— 39.86 Кб (Скачать файл)

 Формирование  и реализация стратегии ресурсосбережения  на всех уровнях управления  — один из важнейших вопросов  стратегического менеджмента, т.к., во-первых, ресурсоемкость является  второй стороной товара (первая  — качество), во-вторых, Республика  Беларусь по эффективности использования  ресурсов значительно отстает  от промышленно развитых стран.  

Стратегия ресурсосбережения — это комплекс принципов, факторов, методов, мероприятий, обеспечивающих неуклонное снижение расхода  совокупных ресурсов на единицу валового национального продукта (в рамках страны), либо на единицу полезного  эффекта конкретного товара при  условии обеспечения безопасности страны, экосистемы, регионов, фирм, человека.  

 Рассмотрим  это понятие по элементам и  уровням иерархии.  

Принципы  ресурсосбережения в рамках страны:  

     совершенствование структуры потребляемых ресурсов путем уменьшения доли экспорта сырьевых ресурсов, увеличения удельного веса экологически чистых и эффективных видов ресурсов;  

     повышение коэффициентов извлечения из недр полезных ископаемых;  

     увеличение доли ресурсосберегающих технологий;  

     анализ использования ресурсов по всем стадиям жизненного цикла объектов;  

     развитие методов анализа, прогнозирования, оптимизации и стимулирования улучшения использования ресурсов;  

     применение при разработке проблем  ресурсосбережения научных подходов  менеджмента.  

 Для  уровня фирм перечисленные принципы  должны адаптироваться к конкретным  объектам, технологиям, возможностям, стандартам.  

Методы  ресурсосбережения - конкретные технологические  способы, организационные и экономические методы экономии расхода ресурсов на единицу полезного эффекта (работы) по новому варианту инвестиционного проекта по сравнению с заменяемым вариантом.  

 Методы  ресурсосбережения реализуются  через организационно-технические  мероприятия, например, по замене  физически или морально устаревших технологий, оборудования, организационных проектов, экономических и других методов менеджмента.  

 Для  уровня страны (региона) стратегия  ресурсосбережения должна разрабатываться  на длительную перспективу (например, в США действует программа  ресурсосбережения на 40 лет) на  основе рассмотренных выше принципов.  

Стратегиями ресурсосбережения на фирме могут  быть следующие:  

1.   Упрощение кинематической схемы (структуры, принципа действия) товара.  

2.   Межвидовая и внутривидовая унификация составных частей товара.  

3.   Совершенствование технологичности конструкции товара.  

4.    Организационно-техническое развитие производства.  

5.  Расширение зарубежного производства качественного товара без изменения его конструкции в стране (странах), где дешевле (эффективнее) конкретный вид ресурса.  

6.    Реализация факторов ресурсосбережения.  

 В  процессе хозяйственной деятельности  ресурсы предприятия занимают  одно из центральных мест, поэтому  вопрос ресурсосбережения и определения  оптимального соотношения ресурсов  на предприятии достаточно актуален  в настоящее время. Финансовая  политика в области ресурсов  направленно воздействует на  долговременное состояние предприятия,  а также определяет его текущее  состояние. Она диктует тенденции  экономического развития, перспективный  уровень научно-технического прогресса. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственная политика в  области ресурсосбережения в  РБ

Основные  направления и принципы ресурсосберегающей политики Республики Беларусь определены законодательными актами в этой области, а также Национальной стратегией устойчивого развития, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь 25 марта 1997 года, которая разработана  исходя из рекомендаций и принципов, изложенных в документах конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). Основу законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:

1. Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55) от 15.03.1994 г. с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.

2. Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, утверждена Верховным Советом Республики Беларусь 06.09.1995 г.

3. Законы Республики Беларусь: - «Об охране окружающей среды» (26.11.1992 г.); - «О государственной экологической экспертизе» (14.07.2000 г.); «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (20.10. 1994 г., в редакции от 23.05.2000 г.); - «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» (23.12.1991 г.); - «Об отходах производства и потребления» (25.11.1993 г., в редакции от 26.11.2000 г.); - «Об охране и использовании животного мира» (19.09.1996 г.); - «Об охране атмосферного воздуха» (15.04.1997 г.); Кодекс Республики Беларусь о земле (4.01.1999 г.); -Водный кодекс Республики Беларусь (15.07.1998 г.); - Кодекс Республики Беларусь о недрах (15.12.1997 г.); - Лесной кодекс Республики Беларусь (14.07.2000 г.) и другие. Критериальными составляющими законов в области охраны окружающей среды являются следующие положения:

4. государственная собственность на все виды природных ресурсов, предусматривающая возможность передачи их в соответствии с действующим законодательством в постоянное или временное пользование юридическим или физическим лицам (исключение составляет земля, которая для определённых целей может передаваться и в частную собственность);

5. система государственного контроля за состоянием природной среды и рациональным использованием природных ресурсов;

6. обязательная экологическая экспертиза всех проектируемых объектов хозяйственной и иной деятельности;

7. платность природопользования;

 

8. система мер финансовой, административной и уголовной ответственности за нарушения природоохранного законодательства и возмещение нанесённого ущерба за счёт нарушителей.

Основными принципами государственной политики в области охраны окружающей среды  и природопользования являются:

1. приоритет охраны жизни и здоровья человека в сравнении с другими целями природопользования, обеспечение прав граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду;

2. соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды;

3. научно - обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;

4. сочетание национальных и международных интересов в области окружающей среды;

5. рациональное использование природных ресурсов с учетом возможностей окружающей среды, необходимость воспроизводства природных ресурсов и недопущение необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека;

6. гласность в работе, тесная связью с общественными объединениями и населением при решении природоохранных задач.

В Республике Беларусь сложилась система как  перспективного, так и краткосрочного планирования мероприятий по охране окружающей среды. Основополагающими  документами этой системы являются:

1) «Национальный  план действий по рациональному  использованию природных ресурсов  и охране окружающей среды»;

2) «Национальная  стратегия и план действий  по сохранению и устойчивому  развитию биологического разнообразия  Республики Беларусь».

Разрабатываются и реализуются программы и  комплексные проекты по решению  отдельных проблем в области  охраны окружающей среды. К ним следует  отнести развитие сети особо охраняемых природных территорий, защиту населения  от последствий аварии на Чернобыльской  атомной электростанции, программы  «Здоровье народа», «Ресурсосбережение», «Питьевая вода» и другие.

 

Систему государственных органов власти и управления в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:

1)Президент  Республики Беларусь;

2)Национальное  собрание;

3)Совет  Министров;

4)местные  органы власти - областные, городские,  районные, поселковые и сельские  исполнительные комитеты.

Президент Республики Беларусь, являясь главой государства, на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, в  т. ч. и по вопросам охраны окружающей среды, имеющие обязательную силу на всей территории страны. Непосредственно  или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь - как представительный и законодательный  орган страны определяет основные направления  государственной экологической  политики, принимает законодательные  акты в области охраны окружающей среды и природопользования, объявляет, в случае необходимости, территории зонами экологического бедствия.

Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - является центральным органом государственного управления. Оно осуществляет исполнительную власть в Республике Беларусь: реализует  государственную экологическую  политику, разработку и исполнение государственных экологических  программ и крупных природоохранных  мероприятий, координирует деятельность в области охраны окружающей среды  и природопользования министерств  и иных республиканских органов  государственного управления, осуществляет международное сотрудничество в  этой области.

Местные органы государственного управления - областные, районные, городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты несут  ответственность за состояние окружающей среды на соответствующих территориях, выполнение государственных экологических  программ и иных природоохранных  мероприятий, разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их исполнение, а также  материально-техническое и финансовое обеспечение.

 

Кроме того, в систему государственных органов  управления входят государственные  органы специальной компетенции, которые  в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь специально уполномочены выполнять природоохранные  функции.

Основным  государственным органом в области  природопользования и охраны окружающей среды является Министерство природных  ресурсов и охраны окружающей среды  Республики Беларусь. Главные его  задачи определены Положением о Министерстве и сводятся к следующим основным позициям:

1. разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

2. осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью в республике, координация деятельности в этом направлении других республиканских органов государственного управления и юридических лиц;

3. осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования;

4. обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды и принимаемых мерах по ее оздоровлению, создание системы образования и воспитания в области окружающей среды, взаимодействие с общественными природоохранными объединениями;

5. осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции.

В систему  Министерства природных ресурсов и  охраны окружающей среды входят:

1. 6 областных и Минский городской комитеты и 123 горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды;

2. производственное объединение «Белгеология»;

3. научные учреждения: Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов, Белорусский научно-исследовательский геологоразведочный институт, Белорусский научно-исследовательский центр «Экология» и Республиканский научно-технический центр дистанционной диагностики природной среды «Экомир».

В систему  Минприроды входит также Комитет  рыбоохраны, включающий 6 областных, одну оперативную, 40 межрайонных и районных инспекций.

Иными государственными органами в области окружающей среды, наделенными правами государственного контроля являются:

Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь. Он занимается вопросами учета земель, ведением государственного земельного кадастра, осуществляет контроль за использованием и охраной земель, управляет землеустроительной службой.

К компетенции  Министерства здравоохранения Республики Беларусь, его органов государственного санитарного надзора, отнесены вопросы  гигиены труда, контроль за качеством питьевой воды и продуктов питания, а также соблюдения санитарных правил содержания улиц, дворов и иных территорий населенных пунктов.

На Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь возложено решение всех вопросов, связанных с ликвидацией  чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями и катастрофами, радиационным загрязнением и ликвидацией его последствий. Кроме того, в Республике Беларусь действует ряд министерств и  других органов государственного управления, которые выполняют те или иные природоохранные функции.

Информация о работе Значение и сущность политики ресурсосбережения предприятия