Значение экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Задача 33
На основании данных о продажи товаров по магазину, используя индексный метод, определите изменение объема продаж в целом по предприятию, в том числе за счет цен и физического объема товарооборота. Сделайте выводы.
Задача 50.
Используя интегральный метод проанализируйте влияние использования производительных фондов на объем продукции.
(тыс. руб.)
Показатели План Факт ОТКЛОНЕНИЕ
1. Реализация продукции 45690 47496 1806
2. среднегодовая стоимость основных производственных фондов 49147 49654 507
3. фондоотдача 0,93 0,96 0,03
Показатели Изменение (+, )
1. Общее изменение реализованной продукции 1806
2. Изменение реализованной продукции за счет основных фондов 479,115
3. Изменение реализованной продукции за счет фондоотдачи 142,015

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ЭКОНОМ АНАЛИЗА.docx

— 34.85 Кб (Скачать файл)

Стратегическим курсом развития экономического анализа являются повышение его роли в интенсификации всех отраслей народного хозяйства, обеспечение рационального и экономного расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов,  внедрение в практику достижений науки и техники, передового опыта хозяйствования. Важное значение уделяется для предприятий, их структурных подразделений и хозяйственных организаций.

В 1970-е годы в теории и практике анализа хозяйственной деятельности произошли существенные положительные сдвиги. В практику работы предприятий ряда отраслей промышленности и прежде всего машиностроения внедрены типовые методики экономического анализа. Значительное распространение получали новые прогрессивные формы и направления аналитической работы, в том числе сравнительный, оперативный и функционально-стоимостный анализ. Улучшились методики и организация анализа хозяйственной деятельности; шире стали применяться электронно- вычислительная техника и экономико-математические методы исследования. Улучшили работу в области анализа хозяйственной деятельности научно-технические общества и общественные бюро экономического анализа.    

2. Перспективы  развития экономического анализа

В настоящее время анализ представляет собой основательно разработанную в теоретическом плане науку. Ряд методик широко используются в управлении производством. Ведутся исследования в области широко применения математических методов, ЭВМ, позволяющих оптимизировать управленческие решения.

Идет процесс внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику.

Перспективы развития АФХД связаны с развитием смежных наук: математики, статистики, финансов, бухгалтерского учета и др. АФХД постепенно займет ведущее место в системе управления и будет способствовать повышению эффективности производства, конкурентоспособности предприятия, активизации предпринимательства и инициативы.

Перестройка хозяйственного механизма и его ориентация на рыночные отношения требуют пересмотра традиционного понимания многих важных экономических категорий, а в отдельных случаях наполнения их совершенно иным смыслом и практическим содержанием.

Объективные процессы децентрализации систем управления народным хозяйством и его отраслями, перенесения центра тяжести управления на микроуровень, непосредственно к процессам производства и обмена, связаны с возникновением альтернативных и равноправных форм собственности и составляют необходимое условие формирования рыночных отношений.

В новых условиях возникает настоятельная необходимость приведения в соответствие всех элементов формирующейся системы управления с адекватными ей методами хозяйствования, важнейшим из которых выступает коммерческий расчет.

Появление этой экономической категории практически оправдано, так как она в целом отражает суть происходящих в настоящее время изменений в экономике России, когда требование соизмерения размеров вложенных средств с финансовым результатом их вложения превращается в главенствующее.

Особенность анализа коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений заключается в существенном изменении его задач и  функций, что влечет за собой изменение его принципов, направлений и методики.

С ориентацией производственной, посреднической и других видов деятельности на требования как внутреннего, так и внешнего рынка возникают совершенно новые, не традиционные для нашей хозяйственной практики задачи, реализуемые в рамках маркетинговой деятельности предприятия.

Необходимо отметить двойственный характер применяемых в маркетинге методов и приемов анализа. С одной стороны, анализ коммерческой деятельности выступает как средство реализации функций маркетинга, с другой - как функция управления маркетинговой деятельностью в целом. В первом случае применяется методический аппарат для анализа внутренней и внешней среды, в которой функционирует предприятие, анализа рынков, производителей сырья и потребителей, конкурентоспособности продукции, предоставляемых услуг, спроса и сбыта, формирования ценовой политики и т.д. Во втором - сопоставляются затраты на содержание маркетинговой службы и влияние результатов ее функционирования на формирование прибыли. Результаты такого анализа представляют собой часть аналитических разработок, осуществляемых в рамках анализа всей хозяйственной деятельности предприятия.

Важная функция маркетинга - ценообразование и определение ценовой политики. Кроме калькуляции себестоимости товаров и услуг с учетом средней нормы прибыли, ценовая политика определяется на основе анализа коммерческой деятельности, что в конечном счете определяет уровень договорных цен. Особенность формирования договорных цен - использование системы коммерческих поправок к цене, количественное значение которых зависит от конкретных условий договора. Вместе с тем при окончательном согласовании договорных цен возможна их корректировка в зависимости от результатов ситуационного анализа коммерческой деятельности на момент подписания контракта или договора. Существенное влияние при этом оказывают финансовое положение и платежеспособность предприятия, состояние «портфеля заказов» и другие факторы. В отдельных случаях договорные цены могут быть убыточные, если это целесообразно для предприятия по причинам объективного характера.

Коммерческие и договорные цены формируются с помощью приемов и методов коммерческой калькуляции, которая также становится важнейшей функцией маркетинговой деятельности. Таким образом, между анализом коммерческой деятельности и коммерческой калькуляцией существует прямая и обратная информационная и методологическая связь.

Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций коммерческой деятельности каждого субъекта хозяйствования и внешней среды его функционирования. В этих условиях наибольшее значение приобретает ситуационный коммерческий анализ, особенностью которого является комплексность, что позволяет по состоянию на определенную дату оценить характер изменений на рынке, позитивные и негативные влияния этих изменений на результаты финансовой деятельности, своевременно сформулировать рекомендации и выводы для разработки тактики маркетинга и текущих планов предприятия.

Ситуационный анализ коммерческой деятельности основан на компьютерной технологии обработки оперативных информационных массивов. Предоставление результатов ситуационного анализа часто носит запросный характер и построен на основе ответов по заранее определенной аналитической программе, состоящей из отдельных блоков, характеризующих состояние рынков, экспортно-импортных операций, состав покупателей и конкурентов, состояние внутренней и внешней среды, цен и ценовой политики, товародвижения и сбыта, спроса, предложения и сервисных услуг. Это позволяет оперативно управлять маркетинговой деятельностью предприятий.

Результаты ситуационного анализа могут использоваться на уровне отдельных функциональных служб предприятия. Такая информация не содержит всего комплекса аналитических показателей и в этом смысле является строго ориентированной и фрагментарной. В то же время эти информационные массивы могут быть более детализированными и потому не дублирующими ситуационный анализ коммерческой деятельности в целом.

Проведение ситуационного анализа коммерческой деятельности предъявляет повышенные требования к информационному обеспечению, состав которого в существенной мере изменяется. Эти изменения коснутся как макро-, так и микроуровня.

В новых условиях значительно сокращается поступление отчетных данных с микроуровня на макроуровень. Этому процессу способствует коммерческая тайна, которая имеет место на ряде совместных и частных предприятий, ассоциаций, акционерных обществ, кооперативов и др.

Создание комплексных автоматизированных информационных систем коммерческой информации - задача весьма сложная, но, как показала международная практика, вполне осуществимая.

Особой задачей экономического анализа в условиях рыночной экономики является исследование коммерческого риска. Затратный метод, характерный ранее для административно-командного управления, широко распространенная практика дотирования убыточных предприятий заменяются гибкой коммерческой системой, действительно связанной часто с конкурентной непредсказуемостью, с полным коммерческим риском. В экономических структурах индустриально развитых стран имеются специальные научно-исследовательские подразделения, разрабатывающие методику анализа коммерческого риска.

Коммерческий риск в условиях рыночной экономики - категория объективная, доставляющая массу хлопот предпринимателям, ведущим хозяйственно-финансовую деятельность при любой форме собственности. Преодолеть возникающие трудности с наименьшим риском можно при двух непременных условиях:

- во-первых, с помощью  организации тщательного анализа  затрат живого и овеществленного  труда, регулярного учета, контроля  и анализа себестоимости в  процессе производства и реализации  продукции (промышленного и потребительского  назначения);

- во-вторых, кардинальной  перестройкой анализа потребительского  спроса в условиях либерализации  цен.

Содержательный и хронологический аспекты процесса управления коммерческой деятельностью позволяют переоценить оценку значимости различных видов анализа, по новому классифицировать виды анализа коммерческой деятельности. Учитывая, что управление коммерческой деятельностью представляет собой синтетический процесс, следует отметить, что на практике все виды анализа используются совместно. Вместе с тем понимание методологических особенностей различных видов анализа чрезвычайно важно для организации аналитической работы на предприятии.

3.Системный подход  в анализе хозяйственной деятельности

 Основным из направлений  в методологии исследования экономических  явлений является системный подход.

Он основывается на изучение объектов как сложных (явлений), которые состоят из множества элементов с многочисленными внутренними и внешними связями.

Системный подход в экономическом анализе позволяет основательнее, глубже изучить объект, иметь полное представление о нем, увидеть внутренние причинно-следственные связи между частями данного изучаемого объекта.

Принятие оптимальных управленческих решений в условиях рынка возможно только при разработке нескольких альтернативных вариантов решения хозяйственных задач, что возможно только при системном подходе в экономическом анализе. При проведении системного анализа выделяют несколько этапов.

На первом этапе объект анализа выступает как целостная система. На этом этапе формируется цель развития системы, задачи, которые она решает, связь между частями этой системы, функционирование каждого элемента и системы в целом. Деятельностью любого хозяйствующего субъекта можно рассматривать как систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, процесса производства и готовой продукции. Производственные ресурсы, соединяясь в процессе производства под контролем рабочих, обеспечивают выход готовой продукции. Целью работы является рентабельность. Основная задача заключается в том, чтобы проанализировать все факторы, обеспечивающие высокий уровень рентабельности. Достижение высокого уровня рентабельности возможно либо при максимальном выпуске продукции и данных затратах, либо при заданном выпуске продукции и минимальных затратах.

На втором этапе определяется система показателей, которые способны дать полную и качественную оценку всем элементам, внутренним и внешним связям, условиям, в которых существует эта система

Третий этап предполагает разработку общей схемы системы, определяются ее главные компоненты, функции, взаимосвязи, разрабатывается схема подсистем, показывающая соподчинение ее элементов. Формируется общая блок-схема комплексного экономического анализа. Схема состоит из отдельных блоков, которые связаны между собой стрелками, что характеризует наличие внутренних и внешних связей системы.

На четвертом этапе выявляются все основные факторы и взаимосвязи, дающие количественные характеристики.

На пятом этапе строится модель системы на основе информации, полученной на предыдущих этапах. В модель вводятся конкретные данные о работе предприятия.

На шестом этапе проводится работа с моделью, оцениваются результаты финансово-хозяйственной деятельности, выявляются резервы повышения эффективности работы предприятия.

Содержание.

1. Значение экономического  анализа.

2.Перспективы развития  экономического анализа

3. Системный подход в  анализе хозяйственной деятельности

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / под ред. В.Я. Позднякова – М.: ИНФРА-М, 2008. – 356 с.
  2. Анализ финансовой отчетности / под ред. О.В. Ефремовой, М.В. Мельник. – М.: Омега-Л, 2009. – 460 с.
  3. Басовский Л.Е. Экономический анализ / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский. – М.: Инфра-М, 2008. – 224 с.
  4. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие /               Т.Б. Бердникова. – М.: Инфра-М, 2009. – 224 с.
  5. Вахрушин М.А. Управленческий анализ: учебное пособие / М.А. Вахрушин. – М.: Омега- Л., 2008. – 399 с.

Информация о работе Значение экономического анализа