Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:56, реферат
C окончания длительного периода "холодной войны" четко обозначилась и такая характерная черта строящегося миропорядка, как растущее значение проблем отношений по линии Юг-Север. Не вдаваясь детально в их суть, следует подчеркнуть главное: какое бы место Россия ни заняла в новой системе координат, ее отношения со всеми компонентами как Севера, так и Юга должны носить прочный и стабильный характер. Только в этом случае она сможет обеспечить себе свободу и независимость в долгосрочных подходах, гарантирует себя от роли "крупной фигуры, но в чужой игре", объекта влияния той или иной стороны, уязвимого для негативных последствий столкновения чужих интересов.
1. Введение.
2. Африканская политика в России.
3. Новые тенденции в развитии отношений России и Африки.
4. Проблемы возникающие на пути становления новых дипломатических отношений с Африкой.
5. Заключение.
Содержание
1. Введение.
2. Африканская политика в России.
3. Новые тенденции в развитии отношений России и Африки.
4. Проблемы возникающие на пути становления новых дипломатических отношений с Африкой.
5. Заключение.
1. Введение.
Когда речь идет о взаимоотношениях России с большим массивом государств, по инерции объединяемых расплывчатым названием "развивающиеся страны", последним обычно отводится роль объекта приложения российских усилий. Учитывая односторонность подобного подхода я хочу на примере африканского континента рассказать о новых тенденциях развития отношений между Россией и Африкой.
Продолжающиеся полемика о сложном экономическом положении России и возможных путях выхода из кризиса высветила одну люпопыдную закономерность. Авторы, отстаивающие зачастую полярные точки зрения, нередко сходятся на том, что не в последнюю очередь в нынешних тяготах России повинны ее связи с "третьим миром". Не обходиться при этом без упоминания тех или иных африканских государств.
Вместе с тем если отбросить наслоения, вызванные побудительными мотивами популистского толка, то в самом факте обращения к теми о взаимоотношениях России с развивающимися странами, в том числе африканскими, содержится позитивный момент. Активная дискуссия о национальных приоритетах и внешнеполитических приоритетах нашего государства делает их понимание более доступным широкой общественности. Это отрадно, поскольку речь идет о долгосрочных интересах одного из крупнейших государств планеты, призванного историей быть среди ведущих при формировании нового мирового порядка. Мир же в котором предстоит жить нам и нашем детям, все более наглядно проявляет свой взаимосвязанный характер, требующий глубокого понимания диалектики части и целого, а это, хотим мы этого или нет, исключает возможности безнаказанного пренебрежения ролью того или иного народа, страны, региона и тем более континента.
C окончания длительного периода "холодной войны" четко обозначилась и такая характерная черта строящегося миропорядка, как растущее значение проблем отношений по линии Юг-Север. Не вдаваясь детально в их суть, следует подчеркнуть главное: какое бы место Россия ни заняла в новой системе координат, ее отношения со всеми компонентами как Севера, так и Юга должны носить прочный и стабильный характер. Только в этом случае она сможет обеспечить себе свободу и независимость в долгосрочных подходах, гарантирует себя от роли "крупной фигуры, но в чужой игре", объекта влияния той или иной стороны, уязвимого для негативных последствий столкновения чужих интересов.
В складывающимся механизме нового миропорядка Африка занимает весьма специфическое место. Главная ее особенность - огромный разрыв между политико-экономическим потенциалом и существующей реальностью. Африканские государства составляют треть членов ООН и около половины - Движения не присоединения. Без участия африканцев невозможно создание целостной и стабильной мировой системы, комплексное решение глобальных проблем, развитие всеобъемлющего гуманитарного и культурного сотрудничества. В то же время из-за незавершенности процессов, связанных с формированием устойчивых политических традиций, Африка считается зоной опасных, порой масштабных и затяжных конфликтов, хронической нестабильности и, самое главное, малой предсказуемости. Возникшие там очаги напряженности имеют тенденцию к быстрому разрастанию и интернационализации. Все это не может не затрагивать стратегических интересов мирового сообщества, в том числе России.
Подобное противоречие мы наблюдаем и в экономической сфере с одной стороны - наличие значительных природных богатств и положение сырьевого резервуара развитых стран, с другой стороны - резкое отставание в развитии от других континентов (например, на момент правозглашение независимости Ганы ее ВНП превышал ВНП Южной Кореи), хронические экономические и экологические катаклизмы, ликвидации последствий которых также требует привлечение значительных внешних усилий и ресурсов.
Таким образом, новая Россия стоит перед сложной задачей проведения такой политики в Африке, которая, будучи адекватной ее положению крупной мировой державы и постоянного члена Совета Безопасности ООН, учитывала бы, помимо прочих, три наиболее очевидных фактора: таящуюся в африканских бедах угрозу будущему мировому порядку и стабильности; специфику этого континента, где решение практически всех проблем проходит через оказание ему массированной, прежде всего экономической, помощи; реальные финансово-экономические и другие возможности нашей страны на нынешнем переходном этапе ее развития.
2. Африканская политика России.
Стремление демократической
России строить отношения с Африкой с
качественно иных, чем ранее, позиций,
на основе здравого смысла, гуманитарных
ценностей, принципов взаимной выгоды
вполне отвечает духу времени и переосмысленным
государственным интересам страны. Вместе
с тем новые подходы не могут не сочетаться
со здоровой преемственностью. Это естественно
вытекает и из статуса государства продолжателя.
Речь здесь, конечно, идет не о том, чтобы перенять, закамуфлировав, идеологическую зацикленность или затрадный характер торгово-экономических и других связей бывшего Советского Союза с Африкой. По-новому понятые государственные интересы заставили решительно покончить с этим.
Важные результаты дала и будет продолжать давать наша помощь африканским странам в подготовке их национальных кадров, культурное и научное сотрудничество, наша поддержка их борьбы против расизма и апартеида.
С отходом от непомерных идеологических мотиваций у России, наконец, появилась возможность проводить в Африке открытую реалистичную политику. В ее основе должны лежать следующие факторы. Учет в практических делах ограниченности наших сегодняшних материальных возможностей и обозначение далеко идущих стратегических потерь, в случае бездействия и апатии.
Новый внешнеполитический курс России воспринимается в Африке неоднозначно, вызывает у некоторых африканских предводителей определенную настороженность. В тоже время именно в следствии этого курса значительно расширился круг африканских стран, с которыми Россия могла бы действительно взаимовыгодно сотрудничать.
Благодаря открытости внешней политики России и проводимым ею рыночными реформам расширились возможности партнерства в Африке не только с самими африканцами, но и с промышленно развитыми странами.
Сложнее обстоит дело в сфере многостороннего экономического сотрудничества. Сказывается, в частности, различие в экономическом потенциале и структуре наших внешних экономических связей, в самом характере, исторически сложившихся отношений с Африкой.
Одна из крупных проблем, по которой России еще предстоит найти конструктивное взаимопонимание с африканскими государствами, это проблема за должности этих стран бывшему СССР (только по странам Африки южнее Сахары они составляют 14,5 миллиарда рублей).
Говоря о развитии экономических связях с Африкой, надо реально отдавать себе отчет в том, что получение от них прямой и быстрой экономической выгоды, особенно по государственной линии, дело достаточно отдаленного будущего.
С учетом собственных финансовых и экономических проблем вполне логично, что усилия сосредотачиваются, прежде всего, на развитии связей с теми из государств Африки, которые готовы сотрудничать на коммерческой основе (нефтедобывающие страны: Нигерия, Ангола, Габон; поставщики уникальных товаров и нужного нам сырья: Гвинея, Гана, Мадагаскар, Заир, Зимбабве и др.) Такой подход, естественно, не только не исключает, но и делает актуальным поиск точек соприкосновения с другими странами континента, изучение их потенциала для взаимовыгодного сотрудничества.
3. Новые тенденции в развитии отношений России и Африки.
Осуществление в России
глубинным реформ побуждает нас по-новому
посмотреть на вопрос о том, как в новых
условиях наиболее эффективно организовать
представительство ее торгово-экономических
интересов, кому следует поручить координацию
на месте внешнеэкономической деятельности,
изучение соответствующей конъюнктуры
и т.д.
Для более широкого информирования предпринимателей России о возможностях экономических связей со странами Африки стоит подумать о создании целевого информационного центра с привлечением участников из самой Африки, третих стран, а также международных организаций.
Традиционно развитой сферой отношения бывшего Союза с Африкой были связи в военно-технической области. Сегодня кардинально пересматривается нацеленность нашей роли в строительстве вооруженных сил африканских государств. Тем не менее, коммерческий интерес к этому направлению двухстороннего сотрудничества, несомненно, сохраняется. В тоже время мы должны на равне с крупными поставщиками вооружений и военной техники вести дело к тому, чтобы военное сотрудничество с Африкой из компонента нестабильности и конфронтации в прошлом превратилось в фактор региональной и внутриполитической стабилизации.
Работающие на черном континенте тысячи российских специалистов и членов их семей часто подвергаются непосредственной опасности. Обострение внутриполитической ситуации в ряде государств (Сомали, Либерия) вынудило принять срочные меры по полной эвакуации россиян из этих точек.
Ведя разговор общего плана об африканской политике в России, приходится констатировать, что, к сожалению, на практике нашему внешнеполитическому ведомству приходится концентрировать свое внимание на болевых точках Африки, таких как Сомали, Либерия.
4. Проблемы возникающие на пути становления новых дипломатических отношений с Африкой.
Проведение Россией
реалистичной, рассчитанной на длительную
перспективу внешней политики по любому
из азимутов трудно себе представить без
обеспеченья той или иной точке планеты
ее физического присутствия и наличие
хорошо подготовленного профессионального
корпуса дипломатических сотрудников.
Но, тем не менее, в 1992 году в связи с тяжелым
финансовым положением России были вынуждены
закрыться 9 российских посольств в Африке,
южнее Сахары.
Но надо смотреть реальности в глаза: кроме посольств и отчасти остающихся торговых представительств у нас в Африканских странах нет пока дополнительных рецептов для восприятия происходящих там процессов и тем более точек опоры для становления новой структуры сотрудничества.
Говоря о политических, торгово-экономических и других аспектов наших отношений с Африкой, былобы не правильным не сказать хотя бы несколько слов о тех людях, которые занимаются проведением российской внешней политики на этом направлении. В условиях формирующегося ранка проблема сохранения дееспособных кадровых структур в МИД России встала уже в полный рост. Весьма скромные материальные возможности мотивации дипломатического труда заставляют многих, прежде всего, молодых, специалистов переходить на работу в частный бизнес и другие иностранные фирмы.
5. Заключение.
Подводя итог размышлениям
об африканской политике России, я хочу
еще раз подчеркнуть, что идущие на черном
континенте демократические и рыночные
реформы коренным образом меняют его облик.
Поддерживая эти перемены, мы должны изменить
отношение к Африке в самой России, преодолеть
бытующие еще предубежденность и предрассудки,
в том числе расовые, в отношении африканцев,
отказаться от устаревших стереотипов
в подходах, адекватно оценить роль и место
африканских стран в мировом сообществе.
Особую роль в этом деле призваны сыграть
российские средства массовой информации.
Российским специалистам надо посмотреть
на Африку свежим взглядом. Российские
интересы в Африке были и остаются.