Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:55, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ формирования стратегии фирмы, а также практическое их применение на примере конкретного предприятия ООО «Красноярский хлеб».
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
- рассмотрение сущности и видов маркетинговой стратегии;
- изучить методы разработки, оценки и выбора стратегии развития фирмы;
-провести анализ и разработать стратегию развития конкретной фирмы (ООО «Красноярский хлеб»).
Введение 3
1. Теоретические основы стратегии фирмы 6
1.1. Понятие и виды маркетинговой стратегии. 6
1.2 Методы разработки маркетинговой стратегии фирмы 10
1.3 Методы оценки и выбора стратегии развития фирмы 15
2. Анализ и оценка стратегии фирмы ОАО «Красноярский хлеб». 18
2.1. Общая характеристика предприятия. 18
2.2 Стратегический анализ предприятия 20
2.3 Разработка и выбор альтернативной стратегии развития предприятия 25
Заключение 28
Список используемой литературы: 30
Ежегодно «Красноярский
хлеб» производит более 36 тыс. тонн
продукции порядка 400 наименований
по традиционным и оригинальным рецептурам.
В настоящий момент предприятие
выпускает 30 сортов хлеба, порядка 50 наименований
хлебобулочных и 47 наименований сдобных
изделий, 26 наименований пряников, 29 - печенья,
46 - вафель и вафельных тортов, 29 -
сухарей, 95 наименований бисквитно-кремовых
изделий. Около 70% всего ассортимента -
собственные разработки.
Конъюнктура рынка постоянно диктует новые правила, поэтому через фирменную торговлю, специалисты службы маркетинга не только отслеживают продвижение товара, но и апробируют новинки. По результатам исследований, и без того богатый ассортимент, постоянно обновляется. Только за последний год кондитерский ассортимент пополнился новыми видами вафель и вафельных тортов «Для души», бисквитно - кремовыми тортами, новой линейкой легких ягодно-йогуртовых тортов «Фруэлли», крекерным печеньем.
Эксклюзивные оригинальные разработки диетических и постных хлебов в разные годы получали высокие награды Всероссийских форумов пекарского искусства. Отмеченные знаком качества «100 лучших товаров России». Компания прочно сохраняет позиции как по удовлетворению спроса населения в количественном выражении, так и по высокому качеству изделий.
Ежегодно на рынки Красноярского края и соседних регионов поставляется более 27 тысяч тонн высококачественной продукции более 400 наименований. «Красноярский хлеб» обеспечивает потребности населения края на 30% в хлебобулочных и на 27% в кондитерских изделиях. Кроме городов и районов края, география поставок мучных и кондитерских изделий с длительным сроком хранения достаточно широка. Эта продукция поставляется в Московскую, Новосибирскую, Омскую, Томскую, Кемеровскую, Иркутскую области, Алтайский край и даже Монголию[14].
Разработка стратегии развития ОАО «Красноярский хлеб» начинается с анализа среды, в которой она функционирует.
Изучение непосредственного
окружения организации
Оценка и анализ внешней среды предприятия.
Рассмотрим анализ макроокружения ОАО «Красноярский хлеб». Основой анализа служит информация, содержащаяся в информационных изданиях, журналах, а также мнения и заключения экспертов.
Ситуация, сложившаяся в стране и крае в указанных средах, безусловно, влияет на деятельность предприятия и оказывает воздействие на его конкурентные возможности. Наибольшее влияние на предприятие оказывают экономические и политические факторы.
Анализ внешней среды
позволяет выявить критические
факторы и установить угрозы и
возможности. К угрозам следует
отнести дефицит
К возможностям можно отнести допустимость свободного выбора сферы и направлений хозяйственной деятельности, применение новых технологий, производство новых видов продукции[9].
Анализ среды
Изучение непосредственного
окружения предприятия
Поставщики.
Основные поставщики сырья,
которое непосредственно
ЗАО "Назаровское" поставщик муки различных сортов;
ООО АгроНик поставщик сухого молока;
ООО "Ле Рой Трейдинг" поставляет сахар, изюм, мак и другие добавки[14].
Отдел по работе с поставщиками стремится найти поставщиков сырья с наименьшими ценами и наилучшим качеством. Существуют налаженные связи с поставщиками, с некоторыми работают более 4-х лет. Хорошо налажено партнерство в отношениях с поставщиками. Организация не испытывает сильную зависимость от поставщиков сырья, т.к. большинство поставщиков расположено в нашем регионе и в случае появления проблем с перебоями поставок, их можно легко решить.
Потребители.
Потребителями продукции являются люди почти всех возрастов, с разными уровнями дохода, а так же мелкие предприятия покупающие продукцию для дальнейшей перепродажи. В основном сегментация потребителей происходит в зависимости от ассортимента продукции.
География поставок продукции обширна: продукцию длительного хранения поставляют в Московскую, Новосибирскую, Томскую, Иркутскую области, Алтайский край и в Дальневосточный округ. Но основной рынок сбыта это Красноярский край. 68% своей продукции ОАО «Красноярский хлеб» реализует в Красноярске и занимает 38.9 % на местном хлебобулочном рынке[14].
Конкуренты.
ОАО “Красноярский хлеб”
занимает доминирующее положение на
рынке, доля компании в общих продажах
хлебобулочной продукции в
В соответствии с приведёнными данными среди производителей кондитерских изделий наблюдается низкий уровень конкуренции (только в производстве кондитерских изделий, в производстве хлебобулочных изделий «Красноярских хлеб» – фирма лидер).
Компания поставляет свою продукцию во многие регионы и области России, поэтому ей приходится сталкиваться с местными производителями, которые как бы по праву выступают на региональных рынках.
При рассмотрении продукции с точки зрения потребителей выяснилось, что продукция выглядит лучше по качеству и ассортименту по сравнению с другими фирмами, представленными на рынке. Но цена у «Красноярского хлеба» выше, чем у конкурентов.
В результате рассмотрения контактной среды ОАО «Красноярский хлеб» можно сделать следующие выводы, что фирме следует опасаться усиления влияние поставщиков и потребителей, и «оживления» со стороны конкурентов. А что касается направлений по улучшения деятельности, к ним относятся: выход на новые рынки и развитие кондитерской промышленности.
Внутренняя среда организации — это та часть общей среды, которая находится в рамках организации и оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:
взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
На ОАО «Красноярских Хлеб» работает всего 1700 чел человек, из
них 250 человек – управляющий персонал, все остальные – рабочие.
Средняя заработная плата за 2010 год составила 16 тыс.руб. Задолженности по выплате заработной платы и уплате налогов у организации нет. Предприятие почти постоянно испытывает потребность в квалифицированных кадрах. На фабрике постоянно ведется работа с кадрами, т.е. обучение, развитие[16].
В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Производственная база предприятия непрерывно модернизируется уже в течении 12 лет. Последняя модернизация двух цехов по производству хлебобулочной продукции прошла в 2009 году. Руководство в настоящее время разрабатывает мероприятия по проведению очередной модернизации.
Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. Исполнительным органом ОАО «Красноярский хлеб» является ООО Управляющая компания «Красноярский хлеб» во главе с генеральным директором. Управляющий орган непрерывно проводит мероприятия по совершенствованию организационной структуры, функций и методов управления. Установление цен на продукцию осуществляется не исполнительным органом, а административными структурами, которые сильно влияние на принятие решений по ценовой политике компании[14].
Анализ внутренней среды ОАО Красноярский хлеб позволяет сделать выводы о том, что на предприятии наблюдается низкая текучесть кадров, потому что достойная заработная плата удерживает людей на предприятии. Организация имеет оптимальную структуру управления, но слишком подвержена контролю цен. В коллективе сохраняется благоприятный социально – психологический климат. Но наиболее важной возможностью, содержащейся во внутренней среде организации, будет являться стремление к накоплению научно – инженерного потенциала, а угрозой – тенденция к физическому и моральному старению основных средств.
Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе организация должна уметь прогнозировать, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, как и то, какие возможности могут открыться для нее. Поэтому в стратегическом анализе особый упор необходимо делать на то – какие угрозы и возможности таит в себе внешняя среда.
Для того чтобы определить направление деятельности предприятия в области реализации возможностей и предотвращения угроз необходимо найти точки их соприкосновения в деятельности предприятия.
Для сведения итогов анализа среды предприятия и выработки стратегических альтернатив его развития рекомендуется применять метод SWOT (сокращенно с англ. - силы, слабости, возможности, угрозы).
Для проведения SWOT- анализа необходимо, прежде всего, оценить возможности и угрозы с точки зрения вероятности их реализации и степени влияния на организацию. Для этих целей были построены матрицы возможностей и угроз, в которых представлены наиболее важные с моей точки зрения возможности и угрозы:
Вероятность использования возможности |
Влияние реализации возможностей на деятельность предприятия | ||
сильное |
умеренное |
малое | |
Высокая |
сохранения конкурентных позиций и доли на привлекательном рынке |
||
Средняя |
увеличение маржинальной прибыли |
Покупка современного, но более дешевого оборудования |
|
Низкая |
Таблица 2 - Матрица возможностей
Вероятность реализации угрозы |
Возможные последствия | |||
разрушение |
критическое |
тяжелое |
«легкие ушибы» | |
Высокая |
1. Рост цен на электроэнергию и материалы, перебои в поставке сырья |
|||
Средняя |
Нехватка собственных финансовых ресурсов |
Недостаточно современная |
||
Низкая |
Усиление конкурентной борьбы |
Таблица 3 - Матрица угроз
Результаты SWOT-анализа деятельности ОАО Красноярский хлеб представлены в табл.4.
Возможности: Получение большей прибыли за счет увеличения объемов производства и выхода на новые рынки Появление прогрессивного оборудования, но более дешевого, чем импортное, |
Угрозы: Усиление конкурентной борьбы перебои в поставке материалов Техническое отставание Рост налогового бремени | |
Сильные стороны: использование современных технологий в процессе производства Высокая оборачиваемость капитала Высокий уровень качества продукции Большая доля рынка |
- Наращивание прибыли за счет - Поддержание высокого уровня качества продукции - Рост относительной доли рынка - Совершенствование технологий
и приобретение - Выход на новые рынки |
- поддержание низкого
уровня себестоимости - стратегия развития и поддержания товара |
Слабые стороны: Некоторое оборудование морально устаревает Административные структуры Нехватка собственных Рост дебиторской задолженности |
- стабилизация финансового положения предприятия - приобретение нового, современного оборудования - погашение дебиторской задолжности |
- стратегия развития рынка - экономия материала |
Информация о работе Анализ и оценка стратегии фирмы ОАО «Красноярский хлеб»