Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:54, курсовая работа
Актуальность маркетинговых исследований определяется возрастающей ролью маркетинга в построении стратегии развития успешного предприятия, независимо от специфики его деятельности, а именно:
- реальной ориентацией развития российской экономики по пути регулируемых рыночных отношений;
- возрастающим интересом к маркетингу, как средству жизнеобеспечения и развития субъектов рынка;
- массовым изменением в ходе проводимых в стране реформ менталитета потребителей и формированием в их сознании нового рыночного образа жизни, неотъемлемой частью которого является маркетинг;
- проникновением в социокультурную сферу рыночных механизмов.
Введение 6
1 Маркетинговые исследования в туризме 9
1.1 Понятие и роль маркетинга услуг 9
1.2 Исследование туристского спроса 19
2 Анализ маркетинговой деятельности
ООО «Дальавиатраст» 27
2.1 Состояние туристской отрасли в Хабаровском крае 27
2.2 Анализ деятельности ООО «Дальавиатраст» 36
Во-первых, это организация, производящая услуги. Эйглие и Лангеард разделяют организацию услуг на две части: видимую для потребителя и невидимую для потребителя. Согласно модели наиболее важной частью для маркетинга является видимая часть, которая разделена на контактный персонал, оказывающий услуги, и материальную среду, в которой происходит процесс обслуживания.
Во-вторых, это другие потребители, обозначенные как «потребитель Б». Согласно модели качественные характеристики других потребителей, находящихся в процессе обслуживания в поле зрения или рядом с потребителем А, существенно влияют на общее восприятие и процесс обслуживания потребителем А.
Согласно логике этой модели
менеджер по маркетингу кроме традиционных
стратегий маркетинга, используемых
в производственном секторе (товар,
цена, коммуникации, каналы распределения),
должен продумать и спланировать
три дополнительные стратегии. Менеджер
должен позаботиться о видимой части
организации и создать
Данная модель более точно описывает продажи туристского продукта. Покупка туристских услуг, как правило, проходит в офисе турагентства, при непосредственном участии персонала организации. Причем антураж офиса и вклад (профессионализм) персонала оказывает значительный вклад в результативность сделки, в создании необходимого для потребителя индивидуального комплекса услуг. Все вышеописанное создает видимую часть маркетинга услуг (согласно озвученной концепции маркетинга услуг по П. Эйглие и Е. Лангеарда). И эта видимая часть является наиболее важной для успешной реализации туристского продукта, и как следствие, успешного осуществления экономической деятельности туристского предприятия.
Внедрение в модель внешнего окружения потребителя А (потребитель Б) еще раз подчеркивает близость модели к предоставлению услуг в туристских предприятиях, поскольку достаточно большие доли новых продаж основаны на рекомендациях потребителей (в данном случае туристов), которые уже успешно были обслужены в турагентствах. Или, наоборот, потребитель Б, который остался не удовлетворен качеством обслуживания или туруслуг на предприятии, с большой долей вероятности повлияет на отказ потребителя А от обслуживания в данной компании.
Поэтому разработка маркетинговых стратегий или мероприятий для трех составляющих модели – материальная среда, персонал и окружение потребителей – является наиболее обоснованным решением для предприятий туристской сферы.
Итак, туристский маркетинг – совокупность методов и приемов сбора и анализа данных, направленных на выявление возможностей удовлетворения потребностей людей с точки зрения психологических, экономических и социальных факторов, а так же на решение задач рационального ведения туристской организации /6/.
Объект любого маркетинга – это поведение предприятия в отношении его рынка и потребителей. Центральная идея маркетинга при этом – концентрация внимания на рыночной ориентации вместо ориентации на производимый продукт.
На рисунке Б.1 (Приложение Б) представлена упрощенная схема достижения конечного результата деятельности туристской компании за счет внедрения концепции маркетинга на предприятии, в частности использования возможностей аналитической функции маркетинга (маркетинговых исследований).
Разработанный рисунок показывает,
что аналитическая функция
Реализация аналитической функции происходит в три шага, представленные на рисунке В.1 (Приложения В) /7/.
Таким образом, информационное
обеспечение, которое предоставляет
аналитическая функция
- прогнозировать потребности в туристских услугах;
- выявлять услуги, пользующиеся наибольшим спросом;
- улучшать взаимоотношения
с потенциальными
- приобретать доверие и формировать положительный имидж турифирмы в глазах потребителей за счет понимания их запросов;
- понимать, чем руководствуется
потребитель, принимая решение
о приобретении туристских
- выяснять источники информации,
используемые при принятии
- вырабатывать соответствующую
стратегию маркетинга и
- создавать систему обратной
связи с потребителями
Маркетинговое исследование
– это вид маркетинговой
В этой связи следует подчеркнуть,
что глобальная цель маркетинговых
исследований в туризме – информационно-
Основой любого представленного вида исследования для туристского предприятия должна быть его практическая значимость, т.е. результаты исследований должны способствовать увеличению прибыли турфирмы. Для этого собранные данные должны быть должным образом проанализированы с помощью одного или нескольких способов маркетингового анализа. Следует подчеркнуть, что эффективность проведенного маркетингового исследования, прежде всего, зависит от эффективности отбора маркетинговой информации.
Отбор маркетинговой информации построен на основе оценки ряда критериев источника информации и качественного состояния информации, поступающей от него. Все критерии отбора, которым должно соответствовать качество поступающей информации, ориентируются на экономическую рациональность выбора источника – минимизацию времени извлечения информации из источника или сокращение времени предварительной обработки информации.
Отбор информации должен вестись
на критериях полезности, достоверности,
периодичности и
Критерий полезности маркетинговой информации определяется соотношением объема «полезной» информации (информации, которая фактически используется) к общему объему поступающей информации из источника. Например, если в отдел маркетинга поступает информация по ценам туристских фирм по 10 позициям туристских предложений, а отдел маркетинга использует только 1 позицию, то полезность поступающей информации равна 0,1. Допустимым значением критерия полезности для маркетинговой информации считается значение критерия не менее 0,05 /11/.
Критерий достоверности маркетинговой информации определяет уровень точности получаемой информации. Схема расчета критерия достоверности сводится к определению степени отклонения полученного значения от среднего по источникам: выбирается исследуемый параметр и производится его сравнение со средней величиной, рассчитанной по ряду других источников.
Критерий периодичности
определяет устойчивость источника
информации по времени ее поступления.
Этот критерий обычно не оценивают
математически – сроки
Критерий систематизации
подразумевает возможность
В качестве информационных источников маркетинга могут выступать: разнообразная статистическая информация, статистические данные Госкомстата России, статистические данные ФТС России (Федеральной таможенной службы), статистические индикаторы экономики России (или отдельных регионов и территорий), данные иных информационных источников (в зависимости от задач исследования, изучаемых рынков), данные торговых ассоциаций, Законодательство, Федеральные законы, местные законы, внутренняя информация фирмы или организации, печатные СМИ, Интернет-ресурсы, новостные ленты информационных агентств, сайты электронных СМИ, сайты конкурентов, сайты отраслевых, российских, региональных ассоциаций, объединений, форумы, результаты собственных количественных, качественных, кабинетных исследований по различным товарным категориям, результаты исследований (готовые отчеты) других исследовательских агентств, выборочная информация из отчетов по результатам синдикативным исследований и панелей, различные базы данных агентств.
Традиционными носителями информации являются:
- периодическая печать;
- государственные отчеты по отраслям и сферам госрегулирования;
- телевидение и радио ;
- негосударственные статистические агентства и агентства маркетинговой информации;
- маркетинговые базы данных;
- международные маркетинговые коммуникационные
сети (Приложение Д).
Спрос на туристские товары и услуги зависит от многих переменных, некоторые из которых являются независимыми и находятся вне контроля со стороны производителей туристского продукта и со стороны потенциальных туристов, в то время как другие могут быть изменены и зависят друг от друга.
Спрос на туризм может быть разделен на потенциальный и действительный.
Объем потенциального спроса на туристские товары и услуги определяется количеством человек, которые желают путешествовать. Действительный спрос представлен теми, кто действительно путешествует в данное время и направляется в конкретное место назначения. Усилия маркетологов должны быть направлены на снижение количественной разницы между потенциальным и действительным спросом.
Выделяют следующие элементы спроса на туристские услуги:
- подготовка путешествия (информация, консультации, продажа билетов, обмен валюты, покупка одежды, снаряжения и т.д.);
- передвижение (перевозка к месту пребывания, экскурсии и т.д.);
- проживание и питание (в отелях, кемпингах, ресторанах);
- деятельность в местах размещения (развлечения, спорт, покупки, и т.д.);
- покупки и личные нужды
(покупка предметов первой
- запись и сохранение
впечатлений (видео,
К факторам спроса можно причислить нижеследующие характеристики:
- покупательская способность, т.к. высокая степень зависимости между уровнем жизни и интенсивностью путешествий является одним из важнейших факторов туризма, увеличение личных доходов приводит к перераспределению общих расходов в целом, и туризма в частности, положительная эластичность спроса на туристские услуги по отношению к доходу объясняет быстрый рост спроса на туризм;
- демографическая структура и тенденции, в данном случае значимым является не рост населения, а изменение возрастной структуры, увеличение среднего возраста приводит к тому, что больше людей имеют уровень дохода, позволяющий им путешествовать;
- социальные и культурные факторы, при увеличении свободного времени и признании оплачиваемых отпусков как социальной необходимости увеличивается спрос на туризм в такой же степени, как и изменения в стиле жизни и предпочтениях, все больше делается акцент на свободу передвижения, путешествия как средства самовыражения и путь получения новых впечатлений и опыта. Стрессы также способствуют росту спроса на туризм в области развлечений и отдых;
- мотивация и отношение к путешествиям. Так как выгоды, получаемые от туризма в большинстве случаев неосязаемы, абстрактны и субъективны, не удивительно, что конкретные туристские товары и услуги могут привлечь потребителей часто с противоречивыми и несовместимыми нуждами и мотивами. Это должно учитываться при разработке стратегии продвижения и планировании продвижения;
- возможности для путешествия и интенсивность маркетинга. Объем спроса определяется не только желанием и нуждами, но также покупательской способностью и имеющимся предложением. Другими словами спрос на туризм тем выше, чем больше выбор туристских возможностей.
Все эти факторы вместе определяют спрос на данном рынке и, следовательно, их необходимо учитывать при определении рыночных условий и оценки будущего рыночного потенциала. Большинство из них могут быть количественно изменены и относительно легко определены. По этой причине прогнозы общего спроса обычно более достоверны и точны.
Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности ООО «Дальавиатраст