Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:09, курсовая работа
Целями курсовой работы является выявление понятия и сущности банковского маркетинга, его предмета, объектов и субъектов, ознакомление с комплексом основных приемов, освещение целей и задач, функций и принципов, определение места маркетинга в деятельности коммерческого банка, перечисление особенностей маркетинга в банковской сфере, обусловленных, прежде всего, спецификой банковской продукции; проведение анализа маркетинговой деятельности на примере конкретного банка - «Банк ВТБ 24» (ЗАО), а именно: перечисление осуществляемых им банковских операций, видов предлагаемых продуктов и услуг, обозначение способов продвижения банковских продуктов в соответствии с применяемой маркетинговой стратегией в данном банке. Так же, считаем важным разъяснить проблемы совершенствования банковского маркетинга, первоначально сославшись на влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему в целом и на банковский маркетинг в отдельности, а затем постараемся озвучить перспективы развития банковского маркетинга в России.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена:
- важным
социально-экономическим
- необходимостью
совершенствования
- недостаточностью
комплексного исследования
Маркетинг известен как система управления и организации деятельности различных субъектов хозяйствования, в том числе банков, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы банковского маркетинга в силу его специфики представляет особою отрасль маркетинга. Это внешняя и внутренняя идеология, стратегия, тактика и политика деятельности банка, определяемая конкретной общественно-политической и экономической ситуацией.
Последние изменения в банковских системах стран с развитой рыночной экономикой, реальная хозяйственная ситуация в России сегодня привлекли к жизненной необходимости освоения коммерческими банками самых современных приемов и способов маркетинга. На это ориентируют универсализация банковской деятельности, выход ее за границы традиционных операции, усиление у банков конкурентов в лице небанковских учреждении, отток вкладов из банков в результате развития рынка ценных бумаг и неблагополучного экономического положения в стране, усугубившегося мировым финансовым кризисом. Кроме того, в России в банковскую сферу активно проникают страховые, брокерские, сберегательные, трастовые и другие компании, пенсионные фонды, торгово-промышленные и финансовые корпорации. В результате стали характерными снижение доходности коммерческих банков и значительное усиление риска их операции. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, банкам предстоит осваивать новые услуги, новые формы бизнеса, выдвигать на первое место не только интересы акционеров, но бороться за каждого клиента.
Введение маркетинга в управление коммерческими банками обусловило возникновение системы критериев выработки стратегии и тактики деятельности, а также определения конкретных мер изучения и развития рынка. Внедрение маркетинга способствует росту доходности и снижению риска банковской деятельности. Необходимость маркетинга заключается в том, что он выступает механизмом поддержания адекватности всей деятельности банка процессам, развивающимся на рынке.
В последнее время российские банки стали осознавать необходимость очень внимательно ознакомиться с современным маркетингом, чтобы организовать деятельность в соответствии с намеченными планами, еще более детально изучить клиентов. Аксиомой является то, что обслуживание каждого клиента должно опираться на глубокое и всестороннее изучение его реального потенциала, возможностей, положения на рынке, хозяйственных перспектив, что и делается при помощи специфических инструментов маркетинга.
Таким образом, на основе всего вышеизложенного заметим, что вопрос исследования банковского маркетинга на сегодняшний день более, чем актуален.
Целями курсовой работы является выявление понятия и сущности банковского маркетинга, его предмета, объектов и субъектов, ознакомление с комплексом основных приемов, освещение целей и задач, функций и принципов, определение места маркетинга в деятельности коммерческого банка, перечисление особенностей маркетинга в банковской сфере, обусловленных, прежде всего, спецификой банковской продукции; проведение анализа маркетинговой деятельности на примере конкретного банка - «Банк ВТБ 24» (ЗАО), а именно: перечисление осуществляемых им банковских операций, видов предлагаемых продуктов и услуг, обозначение способов продвижения банковских продуктов в соответствии с применяемой маркетинговой стратегией в данном банке. Так же, считаем важным разъяснить проблемы совершенствования банковского маркетинга, первоначально сославшись на влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему в целом и на банковский маркетинг в отдельности, а затем постараемся озвучить перспективы развития банковского маркетинга в России.
Объектом изучения данной курсовой работы является банк ВТБ 24.
Предмет изучения-
В ходе написания работы в качестве источников и литературы использовались Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», электронные адреса с необходимой официальной информацией о рассматриваемом банке, ежегодно-публикуемый отчет «Банка ВТБ 24» (ЗАО) за 2009 год, статьи периодических изданий и учебно-методические пособия.
Глава 1. Теоретические основы банковского маркетинга
1.1 Сущность маркетинга и его приемы
Развитие рыночных отношений и формирование двухуровневой банковской системы вносят существенные изменения в банковскую деятельность: из типичного учреждения, каковым банк был в ранний период, он становится полноценным предприятием. И, как любое предприятие, банк теперь должен заботиться о сбыте своих услуг, что в условиях растущей конкуренции возможно только лишь на основе существования маркетинга.
В свою очередь, создание
двухуровневой банковской системы
привело к образованию
Банковский маркетинг
по своему экономическому содержанию
- это рыночная форма комплексной
организации производственно-
Предметом банковского маркетинга являются процессы, имеющие место внутри банка и вне него - на микроэкономическом уровне применительно к финансовому рынку. Субъектами банковского маркетинга выступают коммерческие банки, маркетинговые отделы и фирмы, маркетологи, клиенты банка (юридические и физические лица), а объектами продуктовый ряд, конкуренты, потребители банковских услуг, виды коммуникаций и систем доставки, динамика потребительского спроса и уровня рыночного риска.
В практике коммерческого
банка существует целый комплекс
различных приемов маркетинга. Основными
из них являются общение с клиентурой,
обеспечение рентабельной деятельности
и достаточного размера дивидендов
по акциям банка, предоставление клиентам
преимуществ и уникального
1.2 Банковский маркетинг
Банковский маркетинг - это процесс, средством которого прогнозируется, расширяется спрос потребителей через разработку и реализацию услуги.
Банковский маркетинг
является рыночной концепцией управления
деятельностью банка, направленная
на изучение рынка, экономической конъюнктуры,
конкретного запроса
Применение банком маркетинга характеризуется наличием в его деятельности следующих черт, являющихся сущностными признаками маркетинга:
Маркетинговое управление
следует рассматривать с
Сегодня понятие маркетинга
в банковской сфере включает выявление
существующих и потенциальных рынков
для предоставления услуг; выбор
сфер наиболее выгодного предложения
банковских услуг и определение
потребностей клиентов в этих сферах;
установление кратко- и долгосрочных
целей для развития существующих
и создания новых видов услуг;
предложения услуг таким
Специфика банковского маркетинга предопределяется особенностями банковского продукта. Можно предложить такое определение рассматриваемого явления. Банковский продукт (услуга) – разнообразные действия на финансовом рынке, денежные операции, осуществляемые коммерческими банками за определенную плату по поручению и в интересах своих клиентов, а также действия, имеющие целью совершенствование и повышение эффективности банковского предпринимательства ( например, совершенствование организационной структурой).
В настоящее время кредитные учреждения в странах с развитой рыночной экономикой осуществляют обслуживание физических и юридических лиц, предоставляя им около 270 видов различных услуг.
Особенности банковских услуг состоят в следующем:
Важной чертой продукта банка является его имидж. Имидж — это распространенное и достаточно устойчивое представление об отличительных либо же исключительных характеристиках продукта, придающих последнему особое своеобразие и выделяющих его из ряда аналогичных продуктов. Имидж продукта складывается под воздействием следующих факторов:
Имидж продукта не занимает пассивной позиции по отношению к отмеченным факторам. Он сам, в свою очередь, оказывает на них существенное влияние, что приводит к их трансформации. Данные факторы в свою очередь находятся в активном взаимодействии и воздействуют как друг на друга, так и на всю совокупность данных факторов.
1.3 Место маркетинга в деятельности коммерческого банка
В условиях рыночной
системы главной целью
1. Формирование и стимулирование спроса;
2. Обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы банка;
3. Расширение объемов предоставляемых услуг, рыночной доли;
4. Увеличение прибыли.
В конечном счете,
банковский маркетинг направляется
на осуществление единой цели: радикальное
использование доходов и
Основополагающими задачами маркетинга в банке можно назвать:
1. Создание эффективной
системы стратегического и
2. Проведение маркетинговых
исследований по всем рыночным
показателям, всесторонний
3. Максимальное
удовлетворение запросов
4. Совершенствование
политики банковского продукта,
создание и развитие комплекса
маркетинга, получение прибыли в
заданных границах времени и
в пределах имеющихся средств
и производственных
5. Комплексное решение коммерческих, организационных и социальных проблем коллектива банка;
6. Развитие эффективной
коммуникационной политики
7. Постоянное проведение
контроля и аудита
В западной и отечественной литературе пока нет единого подхода к определению функций маркетинга. Исходя из задач и целей маркетинга, можно выделить четыре блока функций.
1. Аналитическая
функция, которая включает в
себя изучение рынка,
2. Производственная функция, подразумевающая организацию производства новых банковских продуктов (продукт-новинка), организацию материально-технического снабжения, управление качеством и конкурентоспособностью услуг;
3. Сбытовая функция
(продвижения) сочетает
4. Функция управления
и контроля исходит из
Информация о работе Анализ места и роли маркетинга в банковской деятельности