Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 13:00, курсовая работа
Исследование проблем и перспектив развития общественного питания актуально и в плане понимания его роли в социальной и экономической жизни общества и определение основных направлений развития отрасли.
Объект исследования являются предприятия общественного питания, как важный сегмент российского рынка услуг.
Предмет исследования - экономико-управленческие отношения, возни-кающие на предприятиях общественного питания в процессе организации обслуживания посетителей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты анализа качества торгового облуживания в условиях конкуренции 5
1.1 Современные виды услуг и форм обслуживания посетителей на предприятиях 5
1.2 Содержание и основные требования к организации торгового
обслуживания 10
1.3 Методы оценки процесса торгового обслуживания потребителей на предприятиях 19
2 Анализ организации обслуживания общественного питания потребительского общества "Общепит" 24
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности потребительского общества "Общепит" 24
2.2 Анализ существующей системы обслуживания потребительского общества "Общепит" 29
2.3 Разработка предложений и рекомендации по повышению культуры обслуживания в потребительском обществе "Общепит" 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Содержание
Введение
1 Теоретические аспекты анализа
качества торгового облуживания в условиях
конкуренции
1.1 Современные виды услуг
и форм обслуживания
1.2 Содержание и основные
требования к организации
обслуживания
1.3 Методы оценки процесса
торгового обслуживания
2 Анализ организации
2.1 Анализ финансово-
2.2 Анализ существующей
системы обслуживания
2.3 Разработка предложений
и рекомендации по повышению культуры
обслуживания в потребительском обществе
"Общепит"
Заключение
Список использованнЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ
Г
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Рыночная экономика сопровождается изменениями в деятельности всех хозяйствующих субъектов потребительского рынка, в том числе в общественном питании, укреплением финансовой самостоятельности предприятий, совершенствованием методов хозяйствования, направленных на повышение их эффективности. Деятельность предприятий общественного питания заключается в решении как экономических, так и социальных задач, направленных на удовлетворение потребности населения в организации внедомашнего питания и досуга.
Рыночные преобразования в экономике страны создали условия для развития конкуренции в сфере общественного питания, изменения структуры, характера услуг предлагаемых населению, повышения роли предприятий отрасли в развитии экономики страны и удовлетворении индивидуальных потребностей человека.
Развитие рыночных отношений и усиление конкуренции объективно требует повышенного внимания ученых и практических работников к проблеме оценки эффективности субъектов хозяйствования в общественном питании.
Научные исследования в области общественного питания в основном ориентированны на изучение технологии производства продукции и организации обслуживания населения на предприятиях отрасли.
Исследование проблем и перспектив развития общественного питания актуально и в плане понимания его роли в социальной и экономической жизни общества и определение основных направлений развития отрасли.
Объект исследования являются предприятия общественного питания, как важный сегмент российского рынка услуг.
Предмет исследования - экономико-управленческие отношения, возникающие на предприятиях общественного питания в процессе организации обслуживания посетителей.
Целью исследования является исследование эффективности внедрения современных методов обслуживания на предприятии общественного питания на примере ПО «Общепит».
В соответствии с поставленной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть современные виды услуг и форм обслуживания посетителей на предприятиях питания;
- изучить содержание
и основные требования к
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретические аспекты анализа качества торгового облуживания в условиях конкуренции
1.1 Современные
виды услуг и форм
Предприятия общественного
питания выполняют три
- производство кулинарной продукции;
- реализация кулинарной продукции;
- организация ее потребления [7, с.61].
В соответствии с Госстандартом России 50764-95 «Услуги общественного питания, общие требования» [2] услуга общественного питания - результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей потребителя в питании и проведении досуга. Процесс обслуживания - совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации кулинарной продукции и организации досуга. Качество услуг должно удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям потребителей. Услуги общественного питания должны отвечать требованиям безопасности и экологичности, целевому назначению и предоставляться потребителям в условиях, отвечающих требованиям действующих нормативных документов. В процессе обслуживания потребителей комплекс услуг должен соответствовать типу предприятия и его классу. При оказании услуг должно быть учтено требование эргономичности, т.е. соответствие условий обслуживания гигиеническим, антропометрическим, физиологическим потребностям потребителей. Соблюдение требований эргономичности обеспечивает комфортность обслуживания [2, с.32].
Предоставляемая услуга должна отвечать требованиям эстетичности. Эстетичность характеризуется гармоничностью архитектурно-планировочного решения помещений предприятия, а также условиями обслуживания, в том числе внешним видом обслуживающего персонала, сервировкой стола, оформлением и подачей кулинарной продукции. Потребитель должен получать полное, достоверное и своевременное информирование о предоставляемой услуге.
Основная услуга общественного питания - услуга питания, которая представляет собой услуги по изготовлению кулинарной продукции и созданию условий для ее реализации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия. Они подразделяются на следующие:
- услуга питания ресторана;
- услуга питания бара;
- услуга питания кафе;
- услуга питания столовой;
- услуга питания закусочной [22, с.90].
Так, например, услуга питания ресторана представляет собой услуги по изготовлению, реализации и организации потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного изготовления из различных видов сырья, покупных товаров и винно-водочных изделий, а услуга питания закусочной представляет услугу изготовления, реализации и потребления ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления для быстрого обслуживания потребителей.
Услуги по организации
потребления продукции и
- организацию
питания и обслуживания
- услугу официанта, бармена по обслуживанию на дому;
- доставку кулинарной
продукции и кондитерских
- обслуживание
потребителей в пути
- обслуживание в номерах гостиниц;
- организацию
рационального комплексного
В ресторанах, барах большое внимание уделяется организации услуги досуга. Услуги по организации досуга включают:
- организацию музыкального обслуживания;
- организацию
проведения концертов,
- предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда и др.
Культура обслуживания - один из основных критериев в оценке деятельности работников общественного питания [20, с.107]. К основным факторам, определяющим культуру обслуживания, относятся:
- наличие современной материально-технической базы;
- виды и характер предоставляемых услуг;
- ассортимент
и качество выпускаемой
- внедрение
прогрессивных форм
- уровень рекламно-
- профессиональное
мастерство работников
Культура обслуживания на высоком уровне повышает конкурентоспособность предприятия, что очень важно при рыночных отношениях.
Методы обслуживания потребителей - это способ реализации потребителям продукции общественного питания. Различают два метода обслуживания: обслуживание официантом, барменом, буфетчиком и самообслуживание [18, c.90].
Форма обслуживания
потребителей: организационный прием,
представляющий собой разновидность
или сочетание методов
Примеры форм обслуживания: реализация кулинарной продукции через торговые автоматы, столы саморасчета, по типу «шведского стола», отпуск скомплектованных обедов и др.
Виды, методы и формы обслуживания на предприятиях зависят от места приема пищи, способа ее получения и доставки потребителям, степени участия персонала в обслуживании и др. Выбор наиболее рациональных видов обслуживания способствует более полному удовлетворению спроса потребителей.
Основными видами обслуживания в общественном питании являются:
- реализация продукции в залах предприятий открытого типа (ресторанов, баров, столовых, кафе, закусочных), а также в столовых при промышленных предприятиях, учебных заведениях;
- обслуживание пассажиров в пути следования;
- реализация
кулинарной продукции через
- организация обслуживания официантом (барменом) на дому [24, с.176].
На предприятиях
общественного питания
- самообслуживание;
- обслуживание официантами, барменами;
- комбинированный метод [30., с.17].
При массовом обслуживании, при сравнительно небольшом ассортименте реализуемых блюд, для ускорения обслуживания применяется самообслуживание, в процессе которого потребители самостоятельно берут с раздаточной холодные блюда и напитки, мучные кондитерские изделия. Горячие блюда раздатчики порционируют непосредственно перед отпуском.
Обслуживание
официантами применяется в
При комбинированном методе предусматривается сочетание двух указанных методов обслуживания. Например, предприятие работает днем по методу самообслуживания (общедоступная столовая, кафе), а в вечернее время - обслуживание официантами. В таких предприятиях также должны создаваться условия для организации отдыха потребителей.
В зависимости
от участия персонала в
При полном самообслуживании
потребитель выполняет все