Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 13:00, курсовая работа
Цель работы — выявить проблемы асимметричности информации на рынке образовательных услуг и обосновать пути их решения.
Задачи работы:
рассмотреть историю разработки проблемы асимметричности информации в экономической теории;
выявить особенности асимметричности информации в различных сферах рыночной экономики и инструментов решения данной проблемы;
определить специфику асимметричности информации на рынке образовательных услуг;
определить пути снижения асимметричности информации в сфере образования;
обосновать рекомендации по решению проблем асимметричности информации для абитуриента при выборе вуза.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...……………….….….3
Глава I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АСИММЕТРИЧНОСТИ ИНФОРМАЦИИ. АСИММЕТРИЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ НА РАЗЛИЧНЫХ РЫНКАХ.………………………………....………..…................................................6
1.1. История разработки проблемы асимметричности информации в экономической теории.….….........................................................................................6
1.2. Особенности асимметричности информации в различных сферах рыночной экономики и инструменты решения данной проблемы.………………………………..…………………………………...……...12
1.3 Специфика асимметричности информации на рынке образовательных услуг…………………………………………………………………………..…..….18
Глава II. АСИММЕТРИЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ…………………………………………………………………..……24
2.1. Пути снижения асимметричности информации в сфере образования..………………………..............................................................................24
2.2. Рекомендации по решению проблем асимметричности информации для абитуриента при выборе вуза………………………………………………….....…29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………………………………………..………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..…………………..……………..36
В ваших интересах, с одной стороны, приобрести достаточно просторную и удобную квартиру, а с другой, приобрести ее по возможности дешевле. Если бы вы самостоятельно сопоставляли различные варианты покупки, то вы соразмеряли бы полезность квартиры с ее ценой. По смыслу вашего контракта с агентом, он должен действовать в ваших интересах. Но в действительности его интересы с вашими не совпадают.
Будем считать, что агент получит вознаграждение лишь в случае, если сделка состоится, и в размере, зависящем от суммы сделки (например, в виде фиксированного процента). Полезность квартиры для вас сама по себе его не интересует. Он заинтересован в том, чтобы вы купили квартиру, и притом подороже. Кроме того, он не хочет затрачивать лишние усилия на поиски. Поскольку вы не располагаете той информацией, которой располагает он (потому-то вы и обратились к его услугам), и не можете проконтролировать качество его выбора, скорее всего, он подберет для вас квартиру, которая окажется для вас приемлемой, но не обязательно самой лучшей.
Разумеется, если существует конкуренция на рынке агентских услуг, вы можете обратиться к другому агенту и сопоставить качество услуг обоих агентов. Если бы этот рынок был совершенным, то агенты в конечном счете были бы заинтересованы в оптимальном для своих клиентов (принципалов) выборе. Однако значительные трансакционные затраты и другие факторы несовершенства рынка агентских услуг вызывают более или менее значительные потери у клиентов.
Этот простой пример показывает условия возникновения риска недобросовестности, связанного с проблемой "принципал-агент":
– несовпадение интересов принципала и агента;
– информационная асимметрия (в пользу агента) в отношении качества выполнения условий контракта;
– несовершенство рынка агентских услуг.
Проблема взаимоотношений
принципала и агента заняла важное
место в современных теориях
фирмы и экономики
Примеры являются иллюстрацией того, что асимметрия информации оказывает существенное влияние, как на поведение участников рынка, так и на механизм его функционирования. В зависимости от степени асимметрии информации обусловленные ею негативные последствия могут проявиться как в неоптимальном распределении ресурсов, так и в невозможности установления рыночного равновесия.
1.3 Специфика асимметричности информации на рынке образовательных услуг
Трансформация социально-экономических
отношений формирует новые
В результате реформирования
высшего образования, необходимым
элементом которого является изменение
системы его финансировании, вузы
оказались поставленными в
Развитие высшего образования в настоящее время наполняет новым смыслом само понятие высшего образования. В настоящее время образование – это не право, а товар, который продается и покупается на рынке. Поэтому особенно значимым становится рассмотрение вопросов, связанных с экономическим анализом процессов, происходящих на рынке образовательных услуг, на котором в полной мере функционируют силы спроса и предложения.
Высшее образование
как форма экономической
− нематериальность;
− проверка качества в трудовой деятельности;
− неотделимость услуг от исполнителей (услуги нельзя отделить от источника, преподаватель не может представить услугу, если нет студентов) [9, С. 80–91];
− возможность потребления услуги только в процессе ее оказания;
− невозможность
сохранять (создать запас, складировать
и хранить образовательные
− способ увеличения человеческого капитала;
− длительность процесса обучения (существует риск, связанный с тем, что студент, принимающий решение о вложении в человеческий капитал, будет действовать в условиях неопределенности относительной будущей структуры производства и будущего спроса на работников разных специальностей);
− коллективный характер потребления (большая часть учебных занятий проводится для группы или целого потока студентов, поэтому в процессе потребления образовательной услуги происходит взаимодействие потребителей, формируются социальные связи, которые в будущем могут стать источником дополнительного дохода).
Образовательные
услуги относятся к социально-
Во-первых, спрос на образовательные услуги всегда индивидуален, предшествует их производству и практически невзаимозаменяем. Иными словами, заранее подготовить, произвести услугу в том виде, в котором на нее существует спрос, практически невозможно.
Во-вторых, для сферы образовательных услуг характерна асимметричность информации. Потребитель, не имеющий достоверной информации о качестве предлагаемой услуги, рассматривает ее цену как показатель качества и надежности.
В-третьих, образовательные услуги являются смешанным благом, обладающим и индивидуальной, и общественной полезностью. В экономической литературе услуги образования нередко относят к квазиобщественным благам. Определенное сходство проявляется в том, что выгоды от образования достаются не только получившим образование, но и другим менее образованным членам общества. В то же время свойствами неисключаемости и несоперничества, характерными для общественных благ, сами образовательные услуги не обладают. Они остаются персональными, делимыми и исключаемыми. Указанными свойствами общественных благ обладают не сами образовательные услуги, а последствия получения образования [10, с. 53].
При классификации всех благ по степени получения потребителем информации об их качестве образовательные услуги относят к так называемым доверительным благам. Достоверные сведения о них поступают лишь через продолжительное время (чаще всего на рынке труда). Покупатель (потребитель услуг) не может надежно прогнозировать ситуацию на рынке труда, поэтому его ожидания от услуг очень размыты. Тем не менее вопрос об уменьшении информационной асимметрии должен получить определенное решение. В какой-то степени он решается через получение информации о стандартах качества оказываемых услуг.
Услуги образования обладают свойствами, позволяющими включить их в группу так называемых мериторных благ, спрос на которые, по Р. Масгрейву, со стороны частных лиц отстает от желаемого обществом (или искажается рынком), и стимулируются государством [11, с. 165–172.]. Государство, снижая возникающие рыночные риски, реализует свои мериторные интересы и опекает производство и потребление этого блага. Мировая практика показывает, что решающая роль государства в финансировании высшего образования не подвергается сомнению ни в одной развитой стране.
Однако в последнее время в российской экономике складываются тенденции к коммерциализации высшей школы, что стало результатом значительного сокращения государственного финансирования и дерегулирования сферы образования. Государственные вузы расширяли прием студентов на платной основе, одновременно открывались частные вузы, в связи с чем на рынке высшего образования обострилась конкуренция. Многие вузы стремились привлечь студентов возможностью получить диплом с минимальными затратами времени и усилий. По причине того, что образовательные услуги являются доверительным благом (качество данных услуг ненаблюдаемо), то и конкуренция между вузами по качеству не является рациональной стратегией. Дабы захватить большую рыночную долю, вузы манипулируют потребителями с помощью различных ценовых стратегий. Таким образом, одной из составляющих деятельности любого вуза в современных условиях является ценовая политика. Ценообразование является концептуальным выражением стратегических целей вуза. Оно отражает характер производимых услуг, их особенности и особенности соответствующего рынка. Выстраиваемая вузом стратегия ценообразования зависит от многих факторов, одним из которых является фактор окружающей среды (покупатели, конкуренты, другие субъекты). Эффективность ценообразования зависит не только от потребительского спроса и отклика покупателей, но и от конкурентного поведения самого вуза и других участников на рынке образовательных услуг. Структура рынка зависит от количества продавцов и степени дифференцированности услуг. При определении цен большую роль оказывают цены однотипных вузов-конкурентов. Спад рождаемости в 90-е гг. XX в. привел к критической фазе демографической ситуации в стране, и вузам стало необходимо прилагать определенные усилия по «захвату» каждого дополнительного клиента. И в данном случае ключевая роль принадлежит тактике ценообразования. Результаты многих исследований указывают на необходимость использования гибкой системы ценообразования, дифференциации цен на весь ассортимент образовательных услуг университета. В основе дифференциации услуг, предоставляемых высшей школой, лежат следующие факторы:
1) уровень реализуемых программ (подготовка бакалавров, магистров, аспирантов);
2) отраслевая
составляющая учебных программ (экономика,
управление, отрасли промышленности,
сельского хозяйства,
3) используемые
технологии (дистанционное обучение,
обучение в малых группах,
4) качество предоставляемых
услуг, определяемое
Благодаря дифференциации
производимых услуг все учебные
заведения имеют рыночную власть,
т. е. могут влиять на цену. Степень
рыночной власти зависит не только
от специфики продукта, но и от величины
стипендии, выплачиваемой по результатам
учебы студентов (имеются в виду
частные образовательные
Во-первых, этот сегмент является наиболее крупным по своим размерам и емкости. Как правило, у университета сложился свой контингент абитуриентов, достаточно устойчивый и стабильный. Преимущественно это выходцы из семей, ориентированных на получение образования, поэтому даже в случае не очень большого достатка родители стремятся дать образование детям, в том числе и на платной основе.
Во-вторых, работа в этом сегменте минимизирует затраты университета, связанные с содержанием и организацией учебного процесса. Как правило, студенты, обучающиеся на платной основе, учатся в тех же группах и по тем же учебным планам и программам, что и остальные студенты.
В-третьих, ряд специальностей, по которым университет ведет подготовку на платной основе, имеются только у него, что создает в определенном смысле монопольную ситуацию, которая с точки зрения рыночных критериев весьма привлекательна для поставщика данного вида услуг. [12]
Глава II. АСИММЕТРИЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ
2.1. Пути снижения асимметричности информации в сфере образования.
В настоящее время такой товар как образование становится элементом рыночных отношений. Оно выступает как продавец образовательных услуг, и как общественный институт формирования рыночного сознания общества.
Рынок образовательных
услуг сформировался в нашей
стране относительно не давно, в ходе
прививания принципов рыночной экономики
к системе социально-
Определение рынка
образовательных услуг
Так с позиции Щетина В.П., рынок образовательных услуг - это рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. [13, с. 135-137]
Багиев Г.А., к примеру, понимает рынок образовательных услуг как систему экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг, непосредственно востребованных как коллективным, так и индивидуальным потребителем2.
По мнению Бортника,
рынок образовательных услуг
это материальные взаимодействия участников
образовательного процесса: учащихся,
организаций, предоставляющих
Рынок образовательных услуг – это материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организации, оплачивающих эти услуги4. Рынок образовательных услуг можно рассмотреть с точки зрения образовательных программ, т.е. специфике предоставляемых услуг.
Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» и комментариями к нему все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, каждая из которых, кроме основной, может иметь и дополнительную программу. Это является двумя основными направлениями на рынке образовательных услуг.
Информация о работе Асимметричность информации на рынке образовательных услуг