Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:29, курсовая работа
Где абзацы????????? Актуальность темы исследования обусловлена динамичным развитием банковской системы России и необходимостью теоретического осмысления роли интегрированных маркетинговых коммуникаций в деятельности российских банков. Среди предлагаемых российскими коммерческими банками продуктов и услуг появились категории, популярные у потребителей: потребительские кредиты, автокредитование, денежные переводы. Наблюдается рост интереса к ипотечным кредитам, значительное развитие приобретают кредитные карты.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Современные тенденции развития маркетинговых коммуникаций на рынке банковских услуг..........................................................................................6
1.1. Особенности формирования коммуникационной стратегии банка.............6
1.3. Перспективы осуществления маркетинговой деятельности в российской банковской отрасли...............................................................................................12
Глава 2. Общая характеристика Сбербанка России..........................................16
3. Совершенствование маркетинговой деятельности Сбербанка России...........................................................................................21
3.1. Состояние маркетинговых коммуникаций Сбербанка России........................................................................................... 21
3.2. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности Сбербанка России..............................................................26
Заключение.............................................................................................................36
Список использованной литературы...................................................................38
Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права (ГФ)
Курсовая работа
по дисциплине “Банковское дело”
на тему: “ Банковские маркетинговые стратегии”
Студент: Андреев Станислав
Специальность: Финансы и кредит
Преподаватель: Танина Анна Валерьевна
Санкт-Петербург 2014
Оглавление
Введение......................
Глава 1. Современные тенденции развития
маркетинговых коммуникаций на рынке
банковских услуг.........................
1.1. Особенности формирования
1.3. Перспективы осуществления маркетинговой
деятельности в российской банковской
отрасли.......................
Глава 2. Общая характеристика Сбербанка
России........................
3. Совершенствование
3.1. Состояние маркетинговых
3.2. Рекомендации по
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Почему криво???
Введение
Где абзацы????????? Актуальность темы исследования обусловлена динамичным развитием банковской системы России и необходимостью теоретического осмысления роли интегрированных маркетинговых коммуникаций в деятельности российских банков. Среди предлагаемых российскими коммерческими банками продуктов и услуг появились категории, популярные у потребителей: потребительские кредиты, автокредитование, денежные переводы. Наблюдается рост интереса к ипотечным кредитам, значительное развитие приобретают кредитные карты.
Чтобы выжить в условиях все более жесткой конкурентной борьбы, банки вынуждены задумываться о внедрении современных клиентоориентированных стратегий развития, которые предполагают постоянное внимание к изменяющимся потребностям рынка, четкое позиционирование бренда в целом и отдельных продуктов и услуг, формирование единого комплекса маркетинговых мероприятий.
Тем не менее, на практике многие российские кредитные организации пока не уделяют должного внимания маркетингу в его современном понимании как единой концепции, направленной на создание долговременных взаимовыгодных отношений с потребителями и партнерами по бизнесу. В частности, нередко упускается из виду, что в современных условиях для потребителей важную роль при выборе кредитной организации играют не только ставки и размер первоначального взноса, но и качество предоставляемых услуг, репутация бренда, продуманная маркетинговая стратегия и тактика, грамотное сочетание различных маркетинговых инструментов, которые взаимно дополняют и усиливают друг друга. В результате на рынке возникает ситуация, когда многие банки не уделяют внимания улучшению качества обслуживания клиентов, при этом разные банки рекламируют практически одни и те же продукты и услуги, что вызывает определенные сложности в привлечении внимания со стороны потенциального клиента к продукту (услуге) конкретного банка.
Вместе с тем, освоение самых современных маркетинговых разработок становится для банков объективной необходимостью ввиду усиления конкуренции как внутри банковской системы, так и со стороны других участников финансового рынка. В связи с этим важно иметь четкое представление о специфике применения маркетинга в банках и влиянии российских условий на его использование.
Сложность, многоплановость и недостаточная разработанность проблем банковского маркетинга, наличие нерешенных и дискуссионных вопросов, в том числе проблемы создания современной коммуникации с потребителем, объективная необходимость ее научного осмысления и анализа и определили выбор темы, цель, задачи, структуру и содержание научного исследования.
Все вышеизложенное позволило определить выбор темы работы, объекта и предмета исследования, сформулировать цели и задачи исследования, а также очертить круг рассматриваемых вопросов.
Основной целью исследования является обоснование роли маркетинговых коммуникаций в деятельности коммерческих банков и выработка рекомендаций по формированию маркетинговой политики банка.
Для достижения данной цели были поставлены и последовательно решались следующие исследовательские задачи:
- изучить банковский продукт как объект продвижения;
- проанализировать сравнительные преимущества и недостатки основных элементов системы маркетинговой деятельности применительно к банковским услугам;
- рассмотреть ситуацию на рынке банковских услуг России;
- выявить причины использования тех или иных инструментов маркетинговых коммуникаций российскими банками;
- исследовать перспективы
Объектом исследования выступает маркетинговая деятельность на рынке банковских услуг.
Предметом исследования являются тенденции и перспективы совершенствования маркетинговой деятельности банков.
Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день имеется множество работ российских и зарубежных ученых, посвященных проблемам банковского маркетинга, данные вопросы исследуются в работах таких маркетологов, как Д. Е. Шульц, С. И. Танненбаум, Р. Ф. Лаутерборн, П. Дж. Китчен, Г. Е. Хайнс, Т. Л. Харрис, А. Гронштедт, В. Мислоски, Дж. Бернет, С. Мориарти.
В отечественной экономической литературе маркетинговым коммуникациям и проблемам функционирования банковской системы и банковского маркетинга посвящены работы Ф.И. Шаркова, О.С. Габинской, М.Р. Зобниной, Едроновой В.Н., Крючкова О.А., Идт С.В. , Шубиной Т.А., В.А. Алексунина, Марковой О.М., Сахаровой Л.С., Сидорова В.Н., Поповой Н.Ю., Покровской В.В., Смирнова М.А., Сорокиной И.О., Тавасиева А.М., Терещенко Н., Челнокова В.А. и все они есть в списке литературы?
Глава 1. Современные тенденции развития маркетинговых коммуникаций на рынке банковских услуг
1.1. Особенности формирования коммуникационной стратегии банка АБЗАЦ 1,25 ВЕЗДЕ!
Банковское дело – специфическая отрасль, объединяющая целый ряд видов деятельности: корпоративное банковское обслуживание, инвестиционное банковское дело и банковские услуги малому бизнесу, управление капиталами, операции на рынке долгосрочного ссудного капитала и т.д. Одним из таких видов деятельности является банковское обслуживание физических лиц, для которого характерны большое количество клиентов, счетов и операций, разнообразие продуктов и услуг, высокая степень зависимости от технологий и необходимость тесного взаимодействия между банками, розничными продавцами, предприятиями и потребителями.
Важнейшей составляющей современной рыночной экономики выступает рынок банковских услуг, под которой принято понимать единичную банковскую операцию или их совокупность, объединенных и структурированных таким образом, чтобы удовлетворить потребность клиента. Особенности банковских услуг предопределяют специфику банковского маркетинга, позволяющего формировать условия устойчивого развития банков.
Системный маркетинговый подход к организации деятельности банка предполагает активную работу подразделений банка и первоочередную ориентацию не на банковские продукты или услуги, а на реальные потребности клиентов. Только такой взгляд на банковский маркетинг позволяет банку сформировать конкурентные преимущества и обеспечить успех в конкурентной борьбе на рынке, где результаты деятельности банков зависят от решений клиентов.
Рыночный характер перераспределения денежных ресурсов на основе посредничества, осуществляемого финансовыми институтами, предопределяет возможность и необходимость интеграции маркетинговых инструментов в процесс управления финансовыми отношениями. Маркетинговые коммуникации позволяют максимально учесть и реализовать противоречивые интересы экономических субъектов на рынке.
Современное понимание маркетинга как концепции рыночно-ориентированного поведения, направленного на преодоление рыночных противоречий, позволяет интегрировать маркетинговые инструменты в разные сферы деятельности банков. В системе финансовых отношений коммерческого банка эта интеграция характеризуется комплексным применением маркетингового подхода не только для управления отношениями с клиентами – потребителями традиционных банковских услуг – но и при оказании услуг инфраструктуры финансового рынка, инвестиционно-банковских услуг, а также организации взаимодействия с инвесторами банка на рынке ценных бумаг (акционерами и держателями облигаций).
Банки первоначально рассматривали маркетинг исключительно как средство изучения спроса и привлечения клиентов. Целостная концепция банковского маркетинга, ориентированная не только на сбыт, но и на комплексные исследования рынка, разработку банковских продуктов, управление всей банковской деятельностью, появилась в странах с развитой рыночной экономикой лишь в 80-х годах 20 века. Необходимость в этом была связана с усилением конкуренции во всех секторах финансового рынка. Банк, который отказывается от использования стратегического позиционирования и инструментов продвижения продуктов и услуг, снижает свою эффективность.
Перемены, произошедшие в области маркетинга, характеризуются, в том числе, кардинальными изменениями в коммуникационной стратегии: вследствие изменений в поведении потребителя, а также в связи с обострением конкуренции на большинстве рынков, в том числе в банковской сфере, требуется интегрированный подход к установлению эффективной коммуникации между компанией и внешней средой.
Коммуникационная политика – это планирование различных видов коммуникаций, их оптимальное сочетание для обеспечения четкости и последовательности достижения большего эффекта при комплексном воздействии на потребителя. Цели и задачи политики формируются исходя из краткосрочных и долгосрочных задач, стоящих перед финансовой организацией. Их, как правило, несколько. Например:
- формирование репутационного
капитала банка как
- создание зонтичного бренда банка и структур, входящих в холдинг;
- сокращение и предотвращение
имиджевых рисков и рисков
со стороны общественного
- выделение торговой марки
- продвижение отдельных
- обеспечение постоянного присутствия бренда банка на информационном поле;
- создание информационных
Коммуникационное послание может быть сформулировано на основании, например, маркетинговой или клиентской политики банка и направлено на соблюдение баланса интересов всех общественных групп, задействованных в бизнесе банка. Оно должно отражать преимущества предлагаемых услуг, мотивы и причины их выбора представителями целевых аудиторий, которые будут оценивать предлагаемые услуги. При этом, как мы уже показали выше, необходимо учитывать особенности маркетинговой среды, специфику продукта или услуги, а также характеристики целевой аудитории. Маркетинговая среда банка состоит из микросреды, имеющей непосредственное отношение к самому банку и его возможностям по обслуживанию клиентов, а также макросреды, то есть сил, оказывающих влияние на микросреду (демографические, экономические, природные, политические и культурные).
Рассмотрим процесс продажи банковской услуги. Однажды продав клиенту услугу, банк навсегда связывает его с нею, пытаясь периодически напоминать клиенту о прошлом опыте сотрудничества либо предлагая клиенту нарастить объемы сотрудничества. Банк собирает о клиенте все больше и больше информации, которая используется для продажи все той же услуги. Однако, следует отметить, что такой подход кроет в себе ряд опасностей:
- банк начинает ассоциироваться у клиента только с этой конкретной услугой;
- как только потребность в услуге исчезает, клиент уходит из банка;
- банк вынужден постоянно
- клиент выбирает поставщиков услуг и распределяет свои потребности между ними и тратит больше времени на перемещение, идентификацию и т.п.