Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: изучение целий и стратегии маркетинга и анализ маркетинговой деятельности предприятия МУП «Александровский хлебокомбинат».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить цели маркетинга и их классификацию;
2. Изучить и раскрыть понятие стратегии маркетинга;
3. Изучить основные виды маркетинговой стратегии;
Наименование предприятия: МУП «Александровский хлебокомбинат»
МУП «Александровский хлебокомбинат» - предприятие по производству хлебобулочной продукции.
Форма собственности:
муниципальное унитарное
Адрес МУП «Александровский хлебокомбинат» 618320, г. Александровск, ул. Братьев Давыдовых, 3.
Хлебокомбинат выпускает более 60 наименований хлебобулочных и 40 – кулинарных изделий. Фирменный знак данного предприятия – колобок (прямоугольный вкладыш с надписью Александровский хлебозавод, в центре которого – колобок). Он может быть желтого, кремового, фиолетового, розового цвета, каждый из которых соответствует работающей бригаде.
На хлебокомбинате имеется свое торговое объединение, через фирменную сеть которого производится реализация части продукции (магазин №12 г. Александровск, №10 п. Яйва)
Широкий ассортимент, высокое качество продукции позволяет занять лидирующую позицию на рынке хлебобулочных изделий Александровского района.
Цель предприятия – получение максимальной прибыли, за счет удовлетворения потребностей покупателей.
2.2 Характеристика товаров и услуг МУП «Александровский хлебокомбинат».
Ассортимент товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку [13].
Ассортимент продукции МУП «Александровский хлебокомбинат» включает в себя 67 наименований хлебобулочных (приложение 1) и 41 наименование кондитерских изделий (приложение 2).
Основным сырьём служат пшеничная и ржаная мука различных сортов, вода, хлебопекарные дрожжи и поваренная соль. В качестве дополнительного сырья употребляются сахар, патока, жиры, натуральное или сухое молоко, молочная сыворотка, яйца, мак, пряности и др. Дополнительное — жиры, сахар, патока, молочные продукты, солод, яйцо и яичные продукты, отруби или цельносмолотое зерно, орехи, изюм, пряности и др.
«Александровский хлебокомбинат» – приобретает более 290 тонн муки в месяц. Основной поставщик муки ОАО «Пермский мукомольный завод».
Обеспечение необходимого уровня обслуживания оптовых покупателей и роста основных экономических показателей деятельности торгового предприятия в значительной степени зависит от рационального формирования ассортимента товаров. Под формированием ассортимента следует понимать процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность работы торгового предприятия. Создание оптимального ассортимента товаров в коммерческих структурах, занимающихся оптовой торговлей товарами народного потребления, является одним из важных условий бесперебойного снабжения розничной торговой сети ассортиментом товаров, удовлетворяющим запросы конечных потребителей.
Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка.
В связи с этим ассортимент товаров должен обладать достаточной широтой и глубиной.
Проанализируем качество продукции МУП «Александровский хлебокомбинат» (Таблица 2).
Таблица 2
Оценка качества товаров в пятибалльной системе
№ |
Критерий |
Оценка (балл) |
1 |
Уровень качества товаров |
5 |
2 |
Наличие оборудования, для производства качественных товаров |
5 |
3 |
Качество сырья |
5 |
4 |
Степень удовлетворенности товарами потребителей |
5 |
5 |
Этап жизненного цикла, на котором сейчас находится продукция |
зрелость |
Сумма |
20 |
Качество продукции МУП «Александровский хлебокомбинат» в пятибалльной системе имеет 20 баллов из 20 возможных.
Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка.
В связи с этим ассортимент товаров должен обладать достаточной широтой и глубиной.
Устойчивый ассортимент позволяет обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение розничных торговых предприятий, являющихся основными оптовыми покупателями.
2.3 Характеристика потребителей МУП «Александровский хлебокомбинат»
МУП «Александровский
Продукция пользуется
Хлеб – продукт ежедневного спроса. Хлебобулочную продукцию приобретают люди всех возрастов и социальных статусов. Наиболее часто продукцию приобретают люди 25 – 45 летнего возраста среднего достатка. Средний чек составляет 30 рублей. Покупки хлебобулочной продукции совершаются ежедневно – через день.
2.4 Конкуренты предприятия МУП «Александровский хлебокомбинат»
Конкуренция — соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.
Конкурентами являются: ОАО «Покровский хлеб» и ИП Жуков А.Д., чья продукция также представлена на местном рынке (таблица 3).
Таблица 3
Анализ конкурентов
Фирма, предприятие |
Товары |
Цены |
Рынки |
Потребители |
Способ рекламы |
ОАО «Покровский хлеб» |
Ассортимент широкий, продукция качественная |
Доступные, удовлетворяющие потребителей |
Занимает 15 % в рынке хлебобулочных изделий Александровского района |
Среди потребителей преобладает население до 40 лет |
СМИ |
ИП Жуков А. Д., минипекарня |
Ассортимент узкий, продукция удовлетворительного качества |
Цены низкие |
Занимает 5 % в рынке хлебобулочных изделий изделий Александровского района |
Пенсионеры, люди с низким уровнем дохода |
отсутствует |
Проанализируем сильные и слабые стороны конкурентов МУП «Александровский хлебокомбинат» (таблица 4):
Таблица 4
Анализ слабых и сильных сторон конкурентов
Конкурирующая фирма |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
ОАО «Покровский хлеб» |
1. Широкий ассортимент 2. Качественная продукция 3. Доступные цены 4.Привлекательная упаковка 5.Активная рекламная политика |
1. Несвоевременность поставок из-за дальности перевозок 2. Ухудшение качества продукции во время перевозки |
ИП Жуков А.Д., минипекарня |
1.Своевременность поставок 2.Низкие цены на продукцию |
1.Низкое качество продукции |
2.5 МУП «Александровский хлебозавод» и его конкуренты
МУП «Александровский хлебокомбинат» занимает лидирующую позицию на рынке хлебобулочных изделий Александровского района. Это связано наличием широкого ассортимента качественной продукции, невысоких ценах, хорошей упаковкой, своевременностью поставок. На предприятие есть лаборатория, которая позволяет отслеживать качество продукции. Все вышеперечисленное дает ряд преимуществ предприятию перед конкурентами (таблица 5).
Таблица 5
Отличия МУП «Александровский хлебокомбинат» от конкурентов
Отличия |
Какое преимущество дает это отличие |
Почему это отличие ставит в невыгодное положение |
Низкая цена |
Большой и постоянный спрос |
- |
Широкий ассортимент |
Позволяет удовлетворить все потребности покупателей разных возрастных категорий |
- |
Своевременность, быстрота доставки |
Позволяет по мере необходимости пополнять запас хлебобулочной продукции в торговых точках |
- |
Данные отличия дают преимущество МУП «Александровский хлебокомбинат» на рынке хлебобулочных изделий Александровского района. Формирует прибыль предприятию, за счет постоянного спроса на продукцию.
Отличительной особенностью данного предприятия является то, что помимо розничных сетей, оно реализует свою продукцию в дошкольных, образовательных учреждениях, а также осуществляет поставки в больницу (таблица 6).
Таблица 6
Отличия в клиентуре
Отличия |
Какое преимущество дает это отличие |
Почему это отличие ставит в невыгодное положение |
Обеспечивает хлебобулочной |
Расширение круга потребителей, получение дополнительной прибыли |
- |
2.6 Определение рыночных сегментов.
Сегментирование рынка - это процесс распределения потребителей (покупателей, клиентов) на отдельные группы по определенным характеристикам. Клиенты, входящие в определенную группу сходным образом реагируют на определенную стратегию позиционирования. Сегментирование – это процесс определения подгрупп клиентов в общей массе потребителей.
МУП «Александровский хлебокомбинат» реализует свою продукцию через фирменный магазин, розничные торговые точки, а также муниципальные учреждения. Хлебокомбинат поставляет продукцию в 70 магазинов Александровского района (г. Александровск, п. Яйва, п. В.Вильва, п. Усть-Игум и др.), а также обеспечивает 18 детских садов и 6 школ. Поставки осуществляются на основании договора-поставки ежедневно центазавозом. Также возможен довоз хлебобулочной продукции в магазины по мере необходимости.
2.7 Определение позиций МУП «Александровский хлебокомбинат »на каждом рыночных сегментов.
Определение позиций
предприятия МУП «
Позиции предприятия на каждом из рыночных сегментов
Таблица 7
Сегменты | ||
Розничные торговые точки |
Муниципальные учреждения | |
Позиция предприятия с точки зрения удовлетворения потребностей потребителей |
Удовлетворение потребностей |
Удовлетворение потребностей |
Позиция, которую предприятие стремится занять в будущем |
Удовлетворение потребностей |
Удовлетворение потребностей |
Конкуренты |
ОАО «Покровский хлеб» , ИП Жуков А.Д. |
- |
Частота поставок |
Ежедневно |
ежедневно |
Ресурсы для удержания позиции |
Да |
Да |
Соответствие положение |
Да |
Нет |
По данным, приведенным в таблице 7, можно сделать следующий вывод. Хлебозавод полностью удовлетворяет потребности розничных торговых точек и муниципальных учреждений (детские сады, школы) в хлебобулочной продукции. Поставки осуществляются ежедневно.
В настоящее время компания проводит рекламную деятельность. А также постоянно расширяет ассортимент и повышает качество хлебобулочной продукции.
Сильным конкурентом является ОАО «Покровский хлеб», данное предприятие производит качественную продукцию широкого ассортимента. ОАО «Покровский хлеб» занимает огромную долю хлебобулочного рынка в Пермском крае, в частности в городе Пермь. Но предприятие не может обеспечивать в полной мере Александровский район из-за дальнего расстояния. Перевозки сопровождаются высокими транспортными потерями и ухудшением качества продукции.