Дизайн в производстве товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:54, доклад

Описание работы

Улучшение качества непродовольственных товаров, как правило, немыслимо без дизайна. Дизайн (англ. design — замысел, проект) — творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Эта цель достигается с помощью формальных свойств предметов, создаваемых средствами промышленного производства. К этим свойствам относятся внешний вид предметов и главным образом структурные связи, которые придают предметной среде необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства и качества продукции.

Файлы: 1 файл

Дизайн в производстве товаров.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Хотя различия между  «Оливетти» и «Браун» (разное понимание  задач дизайнера, разные методы проектирования) существенны, необходимо подчеркнуть их единый внутренний характер — они касаются профессионального представления о дизайнерской деятельности. Обе промышленные компании в значительной степени обязаны своим развитием дизайну и дизайнерам.

Еще одним феноменом индустриального дизайна является фирма «Сони» (Япония). Созданная сразу после прекращения Второй мировой войны (в 1946 г.) маленькая компания по телекоммуникациям, идея которой принадлежала будущему техническому гению фирмы Масару Ибуки, по абсолютному исходному нулю напоминала классическую ситуацию в дизайне — обновление через кризис.

Сначала фирма пыталась выпускать электрические рисоварки, потом домашние электропечи для  хлеба, основанные на принципе электропроводности сырого риса и теста: когда рис или тесто высыхали, электроцепь между стенками сосудов размыкалась и продукт должен был быть готов. Ни одна из них не получилась. Все закончилось электрогрелками, которые неплохо расходились на уличных толкучках. Затем фирма перешла на выпуск коротковолновых приставок к старым приемникам, обычно рассчитанным только на средние волны, на которых можно было слушать лишь местные японские станции. Это были небольшие неказистые деревянные ящички с примитивной радиосхемой и всего одной радиолампой.

Впоследствии фирма  «Сони» стала вырабатывать свою собственную, уникальную линию поведения. Она  была определена как новаторство  в производстве новейших наиболее технологически емких товаров. Первыми из них стали магнитофоны, которые были предложены для записи речей в судопроизводстве, а позднее в лингафонных кабинетах школ, где активно изучали запрещенный ранее английский язык. Правда, магнитофоны были громоздкие и не могли претендовать на то, чтобы их покупали люди за собственные деньги. Первый магнитофон средних размеров был больше, чем чемодан-дипломат, но меньше дорожного чемодана. Это был простой, односкоростной и прочный механизм. Каждая следующая модификация отличалась более интересным дизайном. Изготовление таких магнитофонов для фирмы было техническим подвигом, особенно когда шла речь об уменьшении размеров. Появление транзисторов дало толчок принципиально новым решениям.

Миниатюризация и компактность всегда импонировали японцам. Руководители фирмы поставили своей целью создать достаточно маленький радиоприемник, который можно было бы поместить в кармане. Не просто портативный, а карманный. Если первый транзисторный приемник как массовый продукт фирма освоила в 1955 г., то карманный появился уже два года спустя. С той поры и начался действительно резкий и все непрекращающийся взлет фирмы «Сони». Она выпустила первый в мире переносной телевизор на транзисторах, изобрела портативный стереопроигрыватель с наушниками, получивший название «Уокмэн», создала плоский мини-телевизор «Уочмэн» в виде наручных часов, проигрыватель на компакт-дисках «Дискмэн», первый в мире кассетный видеомагнитофон и систему «Тринитрон». Появился новый метод проецирования цветного изображения на кинескопы телевизоров, разработаны серии переносных видеокамер и маленьких видеомагнитофонов, беспленочная камера «Мавика», заложены основы телевидения с высокой четкостью изображения и т.д.

Руководители фирмы  избрали линию на производство таких  вещей, которые ни одна фирма до этого не делала. Стратегия состояла в том, чтобы вести за собой потребителя, создавая новые продукты, а не спрашивать его, какие товары ему хотелось бы иметь. Вместо того чтобы проводить многочисленные исследования рынка, руководители фирмы концентрировали творческие способности на создании того или иного продукта, формировании для него рынка сбыта, рекламируя его потребителям и поддерживая с ними контакт.

Управленческие  открытия фирмы заключаются в  постановке крупной и, что не менее  важно, понятной всем, вплоть до каждого рабочего, цели. Такая постановка и достижение цели проходят несколько этапов:

1) выяснение, существует ли на рынке такое изделие, которым хочет и может заняться фирма;

2) установка области применения будущего изделия;

3) разъяснение руководством фирмы, исходя из здравого смысла возможного будущего потребителя, всех преимуществ изделия, философии нововведения. Например, карманный радиоприемник не мешает легко передвигаться в пространстве и одновременно позволяет слушать передачу; личный стереопроигрыватель с наушниками погружает человека в выбранную им автономную звуковую среду; видеомагнитофон позволяет «сдвигать время», так как запись можно смотреть, когда удобно, а не когда ее дает телецентр;

4) решение сложнейших  технических задач инженерами, обеспечение качества производственниками и рыночного успеха отделом сбыта.

Подобные этапы  повторяются циклами много раз, обеспечивая развитие фирмы.

Специалисты знают  теперь, что принцип дизайна заключается  в том, что надо идти от конечной функции изделия к исходной точке. Остается только неясным, как же предвидеть и определить будущую функцию до того, как она покажется всем очевидной? Чисто инженерные, научные исследования, какими бы потрясающими они ни были, к этому не приведут. Руководители фирмы легко и сознательно идут на контакты с творческой элитой, чтобы почувствовать современные тенденции в музыке и кино, модельном искусстве, архитектуре и т.п.

Конечно, пример фирмы  «Сони» не уникален. Существуют десятки  аналогов поисков таких же решений, которые, безусловно, входят в сферу профессионального дизайна. В связи с этим интересно, как вписывается опыт фирмы в опыт общемирового дизайна. Изделия фирмы «Сони» подчеркнуто ненавязчивы, скромны, лишены визуальных ассоциаций. Нигде и ни при каких обстоятельствах нельзя узнать имена художников, работающих в фирме. Это пример анонимного фирменного дизайна, свойственный всему японскому дизайну.

Правда, это не означает, что японские дизайнеры меньше внимания уделяют бытовой технике. Здесь  мы встречаемся просто с иной философией творчества. Начав в 1950 —1960-е гг. экспортировать радио- и телевизионную технику высокого качества, фирма «Сони» одна из первых пошла по пути миниатюризации внешнего образа изделий и добилась максимально простых решений. Она не позволила открывшуюся свободу формотворчества направить на чисто художественные и развлекательные цели. Миниатюризация — один из принципов автономности техники в бытовых условиях, использования сложнейших устройств в служебных целях (для прослушивания записи, съемки видеокамерой, монтажа звука и изображения). Хотя, конечно, дизайнеры фирмы учитывают стилистические изменения в технике, все же придерживаются более близких им мягких, плавных форм, сдержанных нейтральных цветов, неброских сочетаний металла и пластика.

В 1960 — 1970-х гг. в  творчестве дизайнеров появились новые  направления, например «гуманитарного дизайна» (для развивающихся стран, бедных слоев населения, престарелых, инвалидов) и «компьютерного дизайна». В 1980 —1990-х гг. дизайн уже не ограничивался рамками двух противоположных, но однобоких принципов: чистого искусства и стремления к коммерческому успеху. Он принял новые, плюралистические концепции. Доступность синтетических полимеров с их постепенно расширяющимися возможностями дала дизайнеру больше свободы для экспериментов с формой, цветом и текстурой материалов.

В основе современного развития дизайна лежат прежде всего  духовные запросы человека и стремление к ясности. Сейчас, в условиях главенствующей роли техники в нашей жизни, как  никогда раньше важно иметь вещи, с которыми можно найти «общий язык», вещи, спроектированные таким образом, чтобы было ясно, для чего они предназначены и как ими пользоваться. Такими всегда и были дизайнерские задачи, но сегодня они приобрели особое значение. Размеры механизмов внутри приборов настолько уменьшились, что перестали определять форму вещей. Изделия, изготовленные с использованием микроэлектроники, могут иметь любой внешний вид, какой заблагорассудится дизайнеру.

Современная задача заключается в выпуске товаров «дружелюбного» вида. Это сравнительно новая концепция дизайна. Она появилась в компьютерной индустрии, ранние изделия которой отпугивали покупателей. Дизайнеры и программисты приложили немало усилий к тому, чтобы сделать компьютеры более привлекательными. 


Информация о работе Дизайн в производстве товаров