Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 22:57, курсовая работа
В своей курсовой работе я попытался рассмотреть основные особенности и элементы перевозки грузов, ответственность за нарушение обязательств, их виды и правила заключения.
Источники использованные для выполнения данной работы могут быть представлены как литературные и нормативно правовые, Главным образом использовалась Справочно-правовая система «Консультант Плюс» и общедоступные материалы сети Интернет, а так же имеющаяся печатная литература.
Введение………………………………………………………….3
Цели и задачи исследования ……………………………………4.
1.Понятие и виды договора перевозки грузов ...........................5
1.1 Железнодорожные перевозки
1.2 Автомобильные перевозки
2. Элементы договора перевозки грузов ……………………….9
3. Ответственность по договору перевозки грузов……………15
Заключение…………….………………………………………...20
Правовая ситуация………………………………………………22
Список литературы…………………………………………. ….25
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Кафедра «Правовое регулирование экономической деятельности»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Обязательственное право»
на тему «Договор перевозки»
Студент: Култышев А.А.
Группа: ЭМ-321501
Руководитель: Шаблова Е.Г.
Срок сдачи работы:
Срок защиты:
Оценка:
Екатеринбург, 2014
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Цели и задачи исследования ……………………………………4.
1. Понятие и виды договора перевозки грузов ...........................5
1.1 Железнодорожные перевозки
1.2 Автомобильные перевозки
2. Элементы договора перевозки грузов ……………………….9
3. Ответственность по договору перевозки грузов……………15
Заключение…………….……………………………………
Правовая ситуация………………………………………………22
Список литературы…………………………………………. ….25
Приложение (пример договора перевозки грузов)..……….….26
Введение
Отдельную сферу экономической деятельности образует транспорт. Транспорт оказывает услуги по перевозке товара и человека. Благодаря транспорту осуществляется связь между другими отраслями. Транспортные перевозки обеспечивают 8% ВВП страны. В их работе занято более 5% граждан РФ. Правительство страны ищет возможность повешения эффективности перевозок, главным из них является правовое регулирование. Будучи урегулированными нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно правовых. Не все территориальные перевозки объектов и людей приводят к появлению обязательства перевозки. Последнее характеризуется рядом отличий:
Во-первых, оно должно быть товарным и строиться на равно-возмездных началах. Перевозки выполняются транспортом принадлежащим какому-либо лицу не являются обязательным критериям для создания обязательства перевозки.
Во-Вторых перевозку характеризует перемешение лиц и товаров, находящихся «на» и «в» транспортных средствах. Если перемещение перемещение объекта осуществлялось например буксировкой, то на него действуют другие правила и обязанности
Следовательно, если перевозчик осуществляет услуги транспортировки груза или пассажира из одного пункта в другой, то отправитель груза пассажир или иное лицо обязуется уплатить вознаграждение равное цене предоставленных ему услуг.
В своей курсовой работе я попытался рассмотреть основные особенности и элементы перевозки грузов, ответственность за нарушение обязательств, их виды и правила заключения.
Источники использованные для выполнения данной работы могут быть представлены как литературные и нормативно правовые, Главным образом использовалась Справочно-правовая система «Консультант Плюс» и общедоступные материалы сети Интернет, а так же имеющаяся печатная литература.
Цель и задачи исследования.
Целью исследования выступает детальный комплексный анализ института договора перевозки.
Задачи исследования явились:
- дать правовую характеристику договора перевозки;
- определить виды договоров перевозки;
- рассмотреть процедуру заключения, прекращения и отказа от договора перевозки;
- раскрыть содержание договора перевозки;
- рассмотреть ответственность по договору перевозки.
1. Понятие и виды договора перевозки грузов. Правовое регулирование перевозок.
Перевозка - вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в пространстве материальных объектов (грузов, багажа) и людей-пассажиров.
Соблюдая договор транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить доверенный груз (багаж) в обговоренный пункт назначения и выдать лицу уполномоченному на его получение (получателю), а отправитель обязуется уплатить за предоставленную услугу плату (ст. 373 ГК РФ). Договор перевозки грузов – является одним из важнейших хозяйственных договоров, благодаря которому осуществляется связь между сельским промышленным и торговым хозяйством. В договоре перевозки грузов взаимодействуют две стороны – перевозчик и грузоотправитель. Создается план на основе которого заключается договор перевозки.
Исходя из этого договор перевозки будет считаться плановым и двухсторонним, что означает что обе стороны несут ответственность за выполнения обязанностей. Договор перевозки считается заключенным когда на перевозочном документе ставиться отметке о передаче груза.
Однако зачастую бывает такое что в договоре возникает третье лицо, на которое в последствии ложатся все права и обязанности. Это лицо называется получателем. Получатель обязан: Принять груз, обеспечить составление актов, хоть и к договору перевозки грузополучатель никакого отношения не имеет. Его обязанности появляются с появлением взаимодействия с поставщиком.
Классификация зависит от транспорта занимавшегося перевозкой и перевозимого груза.
Выделяют следующие виды перевозок:
железнодорожные;
автомобильные;
1.2 Железнодорожная перевозка
Железные дороги пронизывают все области нашей страны, соединяет Европу и Азию, является одной из основных средств транспортировки грузов. Российские Железные Дороги (РЖД) предоставляют недорогие и быстрые доставки грузов как частным лицам так и организациям.
Договор оформляется с помочью накладной, являющейся основным документом сопровождавшим груз во время перевозки. Юридическое значение накладной в том, что: а) является обязательной письменной формой договора , б) является доказательством заключения договора между сторонами, в) утверждает иск лица на предъявление претензий к организаций в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения договора перевозки, Составляется она грузоотправителем, который несет ответственность за правильность заполнения всех сведений требуемых для отправки груза, РЖД имеет право, но не обязана проверять правильность и достоверность сведений (ст. 39 УЖД).
Договор можно считать действительным с момента передачи груза с накладной, перевозчик отмечает этот факт на накладной, а отправителю предоставляют квитанцию о принятии груза. Последняя является доказательством передачи груза и основанием предъявлением иска в случае утери или порче груза и накладной.
Тарифы на перевозку грузов устанавливаются государством, посредством оценки тарифов, расходов и другими аспектами ( ст.10 Закона о федеральном железнодорожном транспорте). Стоимость дополнительных услуг обговаривается лично. При несоблюдения условий договора РЖД вправе задержать груз. За Сверхнормативное хранения взымается пени.
Железная дорога обязана доставить груз в пункт назначения в установленный срок, который зависит от расстояния, вида отправки, скорости перевозки и других условий. Различаются перевозки грузовой и более высокой скоростью (ст. 40 УЖД), а также перевозки пассажирскими поездами и грузобагажом. Срок доставки исчисляется с 24 часов дня приема груза к перевозке, а если груз был принят к перевозке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 часов дня, в который груз должен быть погружен. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки. При задержке подачи вагона (контейнера) под выгрузку по причинам, зависящим от получателя, груз считается доставленным в срок, если он прибыл на станцию назначения до истечения установленного срока доставки (ст. 57 УЖД). При различных обстоятельствах действующие сроки могут удлиняться или укорачиваться.
Если в районе станции назначения груза не окажется получателя, дорога поступает с грузом по указанию отправителя. При неполучении от него указаний до истечения установленного срока хранения груза последний как невостребованный передастся для реализации в установленном порядке. Вырученные суммы, за вычетом причитающихся железной дороге, перечисляются получателю при оплате им стоимости груза и отправителю в остальных случаях.
1.2 Автомобильная перевозка.
На автомобильном транспорте перевозки различаются, прежде всего, по территориальному признаку, а именно:
а) городские (в пределах черты города, другого населенного пункта); б) пригородные (за пределы города или другого населенного пункта на расстояние до 50 км включительно); в) междугородные (за пределы указанных выше населенных пунктов на расстояние более 50 км); г) межреспубликанские (на территории нескольких субъектов Федерации); д) международные (ст. 5 УАТ).
Перевозки автомобильным транспортом принято также разделять на централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортная организация заключает договор с отправителем (поставщиком либо грузообразующим пунктом — станцией, портом и пр.), по указанию которого грузы доставляются к получателям. При децентрализованных перевозках автотранспортная организация заключает договор с каждым из получателей, по заданию которых и доставляет им грузы. Для автомобильной перевозки характерно условие договора о том, кем будут экспедироваться грузы — отправителем или получателем.
Сдача груза к перевозке оформляется товарно-транспортной накладной, которая является формой договора и выполняет те же функции, что и железнодорожная накладная. Перевозка однородных грузов от одного отправителя в адрес одного получателя на одно и то же расстояние может оформляться актом замера или актом взвешивания суммарно на весь объем перевозок, выполненных автомобилем в течение смены. Пользование автомобилем с оплатой его работы по повременному тарифу оформляется обычно записями отправителя (получателя) в путевом листе.
Плата за перевозку определяется соглашением сторон договора (в том числе годовым договором) по тарифам или иным установленным способом. Все расчеты за перевозку производятся заказчиками автотранспорта, в качестве которых могут выступать как отправители, так и получатели. За указанными в законе изъятиями провозная плата должна быть внесена до сдачи груза к перевозке. В противном случае автотранспортные предприятия не принимают груз к перевозке (ст. 103 УАТ).
Сроки доставки грузов установлены только для перевозок в международном сообщении и исчисляются с 24 часов дня приема грузов и оплаты, а по срочным заказам—с момента приема груза и оплаты стоимости перевозки.
Перевозка грузов должна осуществляться по кратчайшему расстоянию, открытому для движения автомобильным транспортом, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличением пробега. В этих случаях автотранспортное предприятие должно поставить в известность заказчика об увеличении расстояния перевозки.
Выдача груза производится на складе получателя или в ином указанном в заказе на перевозку месте. Обязанность получателя востребовать доставленный в его адрес груз основана на законе. Он может отказаться от принятия груза лишь в том случае, если качество груза вследствие порчи или повреждения, за которые отвечает автотранспортное предприятие, изменилось настолько, что исключена возможность полного или частичного использования груза по прямому назначению. О причине отказа получатель должен указать в накладной (ст. 72 УАТ).
2. Элементы договора перевозки грузов.
Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основных условий перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для перевозки, а также объемов и характера перевозимых грузов). Основная задача такого согласования состоит в наиболее рациональном и экономичном использовании перевозочных средств, отвечающем запросам рынка. В период, когда в регулировании экономики преобладали административные начала, подавляющая часть перевозок планировалась в централизованном порядке. Именно поэтому во все транспортные уставы и кодексы включались разделы о планировании перевозок. В настоящее же время планирование перевозок, как правило, носит технико-экономический, а не административно-правовой характер.
По общему правилу, закрепленному в ст. 784 ГК, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные средства, а грузоотправитель — предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК). Предпосылки заключения договора грузовой перевозки сегодня могут приобретать правовые формы: а) заявок (заказов) на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте; 6) договоров об организации перевозок (годовых, навигационных и др.) на любых видах транспорта; в) административно-плановых актов в упоминавшихся особых случаях. Кроме того, иногда все организационные предпосылки заключения договора перевозки груза просто содержатся в самом договоре перевозки, имеющем консенсуальную природу.
При системе заявок (заказов) грузоотправители представляют перевозчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. На железнодорожном и речном транспорте особо выделяются декадные заявки (ст. 28 УЖД и ст. 61 УВВТ). Подача заявки обеспечивает завязку процесса транспортировки груза, но не считается офертой в договоре перевозки.
Договор об организации перевозок заключается в порядке, установленном ст. 798 ГК. Такая форма взаимоотношений между перевозчиком и грузовладельцем применяется при систематических перевозках грузов на долгосрочной основе. Суть этого договора в том, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. По своей природе он не является договором перевозки, носит консенсуальный, взаимный характер и направлен на обеспечение планомерных отправок грузов. Договоры об организации перевозок получили разнос наименование в транспортных уставах и кодексах (годовой договор — на автомобильном транспорте, навигационный — на внутреннем водном и др.). Существенными условиями договора считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке, порядок расчетов сторон и пр.