Факторинг и форфейтинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 22:00, реферат

Описание работы

В процессе своей деятельности многие предприятия (в том числе и российские) сталкиваются с такими проблемами как:
Недостаточная капиталовооруженность;
Растущие риски кредитования;
Высокая дебиторская задолженность;
Рост неплатежей;
Указания иностранных клиентов о покупке товара по открытым счетам.

Содержание работы

Введение………………………………………………………3
Факторинг…………………………………………………….4
Форфейтинг…………………………………………………..8
Заключение…………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………17

Файлы: 1 файл

Факторинг или форфейтинг.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………3

Факторинг…………………………………………………….4

Форфейтинг…………………………………………………..8

Заключение…………………………………………………..16

Список литературы…………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В процессе своей деятельности многие предприятия (в том числе и российские) сталкиваются с такими проблемами как:

  • Недостаточная капиталовооруженность;
  • Растущие риски кредитования;
  • Высокая дебиторская задолженность;
  • Рост неплатежей;
  • Указания иностранных клиентов о покупке товара по открытым счетам.

Справиться с этими  трудностями можно прибегнув  к одним из самых перспективных  видов банковских услуг, наиболее приспособленным  к современным процессам развития экономики -  факторингу и форфейтингу. Основная цель настоящего реферата - сравнить эти два вида кредитования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФАКТОРИНГ

Первоначально факторинг, известный еще с xvi—xvii вв., возник как операция специализированных торговых посредников, а позднее в него включились торговые банки. Но только в 60-е годы нашего столетия факторские, операции пришли на смену коммерческому кредиту в вексельной форме и стали широко применяться для обслуживания процесса реализации продукции. Это было вызвано усилением инфляционных процессов и неустойчивостью в экономике ряда стран в тот период, что требовало более быстрой реализации продукции, т.е. Ускорения перевода капитала из товарной формы в денежную. Широко используемая в странах рыночной экономики вексельная форма расчетов не всегда гарантирует своевременность получения средств и возмещение действительных затрат на производство продукции. Поэтому проблема дебиторской задолженности для поставщиков приобрела первостепенное значение.

ФАКТОРИНГ, ЕГО  СУЩНОСТЬ

Как уже отмечалось выше, одним из наиболее перспективных  видов банковских услуг является факторинг - рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики. Термин «факторинг» от английского - посредник, агент.

Факторинг - приобретение права на взыскание долгов, на перепродажу товаров и услуг с последующим получением платежей по ним. При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Другими словами, факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма-посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег (право инкассировать дебиторскую задолженность). Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски.

Предметом уступки, под  которую предоставляется финансирование, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем (будущее требование). Денежное требование, являющееся предметом уступки, должно быть определено в договоре клиента с финансовым агентом таким образом, который позволяет идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование - не позднее чем в момент его возникновения. Этот тип договора широко применяемый в международной практике под названием "факторинг" в рф впервые получил закрепление в части второй нового гк рф.

В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (банк) - покупатель требования, первоначальный кредитор (клиент) и должник, получивший от клиента товары с отсрочкой платежа.

Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% стоимости отфактурованных поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета факторинга, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и  средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.

Виды факторинговых операций

Факторинговые операции банков классифицируются как:

Внутренние, если поставщик и его клиент, т.е. Стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране, или международные;

Открытый факторинг - это форма факторинговой услуги, при которой должник уведомлен  о том, что поставщик переуступает счета фактуры факторинговой компании.

Закрытый, или конфиденциальный факторинг свое название получил в связи с тем, что служит скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке им счетов фактур факторинговой компании. В данном случае плательщик ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.

В нашей стране факторинговые операции впервые стали применяться с 1 октября 1988 г. Ленинградским промстройбанком, а с 1989 г. Факторинговые отделы стали создаваться в других банковских учреждениях страны. Задача факторинговых отделов – на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно – расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги.

Выгоды участников факторингового соглашения

Факторинг выгоден и  поставщику, и покупателю, и фактору. С его  помощью поставщик может следующее:

  • Увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под надежную гарантию;
  • Получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что ускорит оборачиваемость средств.
  • Сосредоточиться непосредственно на производстве продукции.
  • Избежать риска неплатежей.

Покупатель может:

  • Получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев);
  • Избежать риска получения некачественного товара;
  • Увеличить объем закупок;
  • Улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств.

Фактор приобретает:

  • Проценты по кредиту;
  • Комиссионное вознаграждение.
  • Возможность привлекать для обслуживания дистрибьюторов и производителей, тем самым привлекая новый капитал.

Таким образом, можно  выделить главные экономические  достоинства факторинга, как особой формы кредитования:

  • Увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
  • Превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
  • Возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
  • Независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;
  • Возможность расширения объемов оборота;
  • Повышение доходности;
  • Экономия собственного капитала;
  • Улучшение финансового планирования;
  • Уменьшение рисков неплатежей.

Факторинг является рискованным, но высоко прибыльным видом кредитования, эффективным орудием финансового маркетинга, одной из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития мировой экономики.

 

 

 

 

 

Форфейтинг

Форфейтинг возник после  второй мировой войны. Несколько банков цюриха, имевших богатый опыт финансирования международной торговли, стали использовать этот прием для финансирования закупок зерна странами западной европы в сша. В те годы поставки продукции и конкуренция между поставщиками настолько возросли, что покупатели потребовали увеличения сроков предоставляемого кредита до 180 дней против привычных 90. Кроме того, произошло изменение структуры мировой торговли в пользу дорогостоящих товаров с относительно большим сроком производства. Таким образом, повысилась роль кредита в развитии международного экономического обмена, и поставщики были вынуждены искать новые методы финансирования своих сделок.

В настоящее время одним из основных центров форфейтинга является лондон, поскольку экспорт многих европейских  стран давно финансируется из сити, никогда не медлившего с освоением новых банковских технологий. Значительная часть форфейтингового бизнеса сконцентрирована также в германии.

Форфейтинг - его сущность

Форфейтинг - это покупка долга, выраженного в оборотном документе, у кредитора на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой.

Механизм форфейтинга используется в двух видах сделок:

· в финансовых сделках - в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;

· в экспортных сделках - для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.

Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются векселя. Однако объектом форфейтинга могут стать и другие виды ценных бумаг. Важно, чтобы эти бумаги были “чистыми” (содержащими только абстрактное обязательство).

Основным видом форфейтинговых ценных бумаг являются векселя - переводные и простые. Операции с ними обычно осуществляются быстро и просто, без неожиданных осложнений.

Кроме векселей объектом форфейтинга  могут быть обязательства в форме  аккредитива. Аккредитив- это расчетный или денежный документ, представляющий собой поручение одного банка (кредитного учреждения) другому произвести за счет специально забронированных средств оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар или выплатить предъявителю аккредитива определенную сумму денег. Документарный аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Безотзывный аккредитив является твердым обязательством банка-эмитента произвести платежи по предоставлении ему коммерческих документов, предусмотренных аккредитивом, и соблюдении всех его условий.

В качестве объекта форфетирования аккредитивы применяются редко. Это объясняется сложностью операции, заключающейся прежде всего в том, что в случае с аккредитивом необходимо предварительно и подробно согласовать условия сделки, что приводит к увеличению сроков всей процедуры. Между тем, форфейтинговый рынок предполагает высокую скорость заключения и совершения сделки, а также простоту документооборота.

Техника совершения форфейтинговой сделки

Этапы подготовки сделки

А) инициация сделки

Существует два возможных инициатора форфейтинговой сделки - экспортер и импортер. Чаще всего в этой роли выступает экспортер либо его банк. И это естественно, поскольку для дисконтирования представляются или переводные векселя, выписанные экспортером, или простые векселя, оплачиваемые ему. Именно этим определяется необходимость проведения переговоров инициатора с форфейтером на ранних стадиях подготовки контракта. Еще до того, как экспортер и импортер подпишут контракт, форфейтер может определить свои требования к гарантии или авалю, хотя бы приблизительно указать размер дисконта. Без этой информации экспортер не в состоянии точно определить цену контракта.

На практике далеко не каждый экспортер вступает в переговоры с форфейтером на столь ранней стадии, а в результате он может обнаружить, что маржа за финансирование, включенная им в цену контракта, необоснованна.

Б) определение характера  сделки

Первое, что должен определить для себя форфейтер, - это характер сделки, т.е. Выяснить, с какими ценными бумагами ему придется иметь дело - финансовыми или товарными. Финансовые векселя - это ценные бумаги, выпущенные с целью аккумуляции средств, которые заемщик в дальнейшем может использовать по своему усмотрению. Товарные же векселя оформляются в случае сделок купли-продажи продукции. Однако граница между финансовыми и товарными сделками в определенной мере размыта (скажем, выписывается вексель без совершения торговой сделки, но затем полученные средства используются для покупки каких-либо товаров). Тем не менее определенность в вопросе о том, являются ли векселя финансовыми или товарными, для форфейтера имеет важное значение по следующим причинам.

Во-первых, некоторые  участники вторичного форфейтингового рынка не желают приобретать финансовые векселя. Существуют различные объяснения этого нежелания. Некоторые вторичные форфейтеры рассматривают подобный способ привлечения ресурсов как свидетельство финансового неблагополучия заемщика (хотя это не всегда так). Иные отдают предпочтение товарным векселям по той причине, что деньги обесцениваются, что пугает инвесторов, и реальный товар кажется им более надежным вложением средств.

Информация о работе Факторинг и форфейтинг