Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 19:45, курсовая работа
Интеграционные объединения стали в последние годы неотъемлемым элементом отношений между многими государствами мира. При этом интеграционные процессы проявляются по-разному, в зависимости от социально-экономических условий развития тех или иных групп стран. Особенно актуальна эта проблема в настоящее время, когда большинство стран мира объединяются в различные экономические, политические и другие союзы с целью взаимоподдержки и взаиморазвития.
Вторая половина XX и начало XXI вв. характеризуется увеличением масштабов хозяйственной деятельности, расширением научно–технического прогресса. Нет стран, которые не взаимодействовали бы между собой экономически, не были бы включены в систему производственных отношений и взаимозависимости. В настоящее время весь мир – арена взаимосвязей хозяйственной деятельности людей.
Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран - интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.
Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, что страны, главная проблема которых - создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.
В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.
Современная экономическая наука пока не способна определить полный эффект от реализации интеграционных процессов на глобальном уровне. Это объясняется не сложностью исчисления результатов интеграции, а множественностью последствий этого процесса во времени и в пространстве. Поэтому в исследованиях такого рода принято различать статические и динамические эффекты интеграции.
Статические эффекты определяют экономические последствия международной интеграции, полученные непосредственно после осуществления мероприятий по консолидации экономик двух или нескольких стран.
Динамические эффекты оценивают экономические последствия международной интеграции на перспективу, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования союза.
Как правило, расчеты статического эффекта сводятся к сопоставлению результатов переориентации потребителей в одной стране в связи с закупкой товара или фактора производства у более эффективного участника интеграционной связи в другой стране.
При этом учитывается эффект от наличия или отсутствия таможенного союза или какой-либо другой интеграционной формы. В расчетах такого рода необходимо учитывать и отрицательные последствия международной интеграции. Негативные результаты особенно важно учитывать на перспективу. Именно в будущем импорт товара из другой страны может отрицательно сказаться, например, на проблеме занятости в данной стране.
Преимущества и недостатки международной экономической интеграции представлены в Таблице 1.
Преимущества экономической интеграции |
Недостатки экономической интеграции |
|
|
Таблица 1. Преимущества и недостатки международной экономической интеграции.
Международная экономическая интеграция – процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.
Главными участниками и организаторами интеграционного процесса являются государства; партии; ТНК; общественные организации.
Предпосылками для объединения участников в интеграции являются близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости; географическая близость, наличие общих границ; общность экономических или иных проблем, стоящих перед странами в различных областях.
К основным признакам интеграции можно отнести взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов, а также возникновение межгосударственных структур, вызванное необходимостью целенаправленного регулирования интеграционных процессов.
Интегрирующиеся страны главной целью имеют повышение эффективности национальных экономик. Среди других целей, способствующих, в конечном счете, достижению главной, выделяют следующие:
Интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней:
У всех этих этапов, или форм, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов – цен, процентов и т.д. – на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный контроль над внешнеэкономическими связями. В то же время каждая форма интеграции имеет специфические черты. Рассмотрим подробнее каждую из них.
Зона свободной торговли – первичная форма экономической интеграции", при которой страны отменяют ограничения во взаимных экономических отношениях, но сохраняют полную самостоятельность в проведении своей внутренней и внешней политики.5 В условиях зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы.
Специфическим видом региональной интеграции выступает таможенный союз. Таможенный союз – объединение государств для расширения взаимного экономического сотрудничества и проведения совместной внешнеэкономической политики. Создается на базе договора между двумя или более государствами и предполагает отмену таможенных пошлин и других барьеров на пути товаров во взаимоотношениях договаривающихся государств и формирование единого таможенного пространства. В отличие от зоны свободной торговли таможенный союз предполагает введение общего таможенного тарифа по отношению к остальным странам и проведение общей внешнеторговой политики.6 Участники союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета.
Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Общий рынок – одна из форм экономической интеграции государств, предполагающая снятие барьеров в экономических отношениях между странами (в области движения товаров, капиталов, рабочей силы), создающими эту организацию, и проведение ими общей внешнеэкономической и некоторых элементов внутриэкономической политики, так как в условиях значительной роли государства в развитии экономики отмена барьеров во взаимных отношениях еще не ведет к реальному созданию единой экономической территории7. Здесь все характеристики таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов данного вида интеграционного объединения.
Четвертый этап интеграционного объединения – создание зрелого единого внутреннего рынка. Эту ступень интеграции принято называть экономическим союзом. Экономический союз – одна из форм экономического объединения государств, более развитая форма экономической интеграции, предполагающая не только снятие барьеров во взаимной торговле, как в зоне свободной торговли или таможенном союзе, но и проведение общей экономической политики. При этом наднациональное регулирование, связанное с функционированием экономического союза, предполагает вмешательство не только в сферу обмена, но и в сферу производства. Это регулирование в условиях частного предпринимательства и действия закона стоимости как главного регулятора производства призвано вносить лишь определенные коррективы в механизм рынка в целях стимулирования процессов воспроизводства в масштабе всех стран-участниц, изменения межотраслевых пропорций, ослабления тех или иных социальных противоречий и т.д. Для этого может использоваться общая для всех стран налоговая политика, субсидирование развития отдельных производств или районов из общих фондов союза, составление общих программ экономического развития и другие меры. Тем не менее, и в условиях экономического союза национальное государство сохраняет в своих руках такую важную экономическую функцию, как перераспределение национального дохода через государственный бюджет. Сосредоточение в руках национального государства довольно значительной части создаваемого продукта является одной из существенных форм экономического обособления отдельных стран внутри союза, что составляет объективную основу для противоречий между ними.8
Формирование экономического союза идет значительно медленнее, чем таможенного союза или общего рынка. Но оно идет. Этот этап предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства проведение общей экономической и социальной политики, а также унификацию законодательств в ключевых областях экономики. На этапе экономического союза возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов.
По мере развития экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные экономические отношения и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать.
Информация о работе Формы международной экономической интеграции