Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:54, реферат
Целью данной работы является изучить появление и рост городов- миллионеров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Возникновение городов
2.Города- миллионеры России
3.Рост городов- миллионеров
Город- миллионник - это особый статус. В советское время города- миллионники имели приоритет в финансировании. С численностью населения были связаны и такие блага, как метрополитен.
В современной России данный статус дает возможность участия в большем числе федеральных программ и проектов, в том числе и общенациональных, и получения увеличенных траншей из федерального бюджета.
Все основные показатели определения бюджетных расходов на решение задач, стоящих перед крупными мегаполисами, рассчитываются исходя из численности жителей. Это и строительство больниц и поликлиник, детских садов, развитие дорожной сети города и линий скоростного транспорта. Некоторые программы на современном этапе реализуются только в городах, число жителей в которых больше миллиона.
Кроме того, статус города- миллионника способствует повышению его инвестиционной привлекательности. Бизнес- стратегии многих солидных компаний рассчитаны исключительно на крупные мегаполисы.1
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время увеличивается число городов- миллионников, а вместе с тем и ряд проблем.
Целью данной работы является изучить появление и рост городов- миллионеров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Предмет исследования- города- миллионеры.
Объект- особенности развития городов- миллионеров в России.
Город – модель человеческого общества, его породившего. У него удивительная способность отражать особенности региона, в котором он находиться; этноса, живущего в этой части Земли; отраслей, представленных в его производственной структуре. Особое значение городов и в том, что они создают условия для движения человечества вперед. Они обладают арсеналами информации, соединяют разные сферы деятельности, на пересечении которых возникают точки роста в культуре, науке, технике и политике. Им присуща особая атмосфера общения, многоконтактная среда.
В современной России, огромнейшую роль в экономике и жизни страны играют города с населением более миллиона человек, на долю которых приходится почти четверть населения страны. Эти города отличаются сложной отраслевой и управленческой структурой, высокой занятостью населения и наибольшей социальной дифференциацией.
Функции городов: промышленные, транспортные, научные центры, города-курорты и др. Города, выполняющие несколько функций (многофункциональные), часто являются столицами административных образований – Москва, Санкт-Петербург, Красноярск.
В целом развитие городского расселения в стране можно считать недостаточным для такого огромного по масштабам государства, как Россия. Достаточно густая сеть городских поселений сформировалась лишь примерно на 1/3 территории страны - в Главной полосе расселения. Развитию городского расселения на остальной площади страны препятствуют суровые природные условия и недостаточный демографический потенциал. В последнее десятилетие эта проблема обострилась, так как сотни небольших городских поселений исчезли, а образование новых городских населенных пунктов практически прекратилось.3.
Крупные города России, будучи важными промышленными, научными и культурными центрами, создают вместе с тем немало трудностей для своих жителей и ухудшают экологическую обстановку. Несмотря на преимущества крупных городов, их рост не может быть беспредельным, так как возникают трудности в обеспечении людей водой, продуктами питания, в сохранении зеленых массивов, чистого воздуха, усиливаются социальные проблемы: растет преступность, осложняется работа транспорта и т.п. Примерно 35 городов России имеют совершенно недопустимые показатели загрязнения воздушной среды. Острая экологическая ситуация сложилась в Новокузнецке, нижнем Новгороде, Самаре, Омске, Никеле и др. В этой связи необходимы срочные меры для ограничения роста крупных и развития малых и средних городов России.4
Города-миллионники (или города-миллионеры) это города с населением свыше миллиона человек. В России по состоянию на конец 2012 года 15 городов-миллионеров:
Пермь была городом-миллионником до 2004 года, затем утратила статус миллионника, но сейчас там проживает ровно миллион жителей. Всего в городах-миллионерах России проживает более 30 миллионов человек, что составляет порядка 22% от населения России, то есть каждый пятый россиянин живёт в городе-миллионнике. Семь из пятнадцати городов-миллионников имеют метро.
Город-миллионник - это
особый статус. В советское время
города-миллионники имели
В современной России данный статус
дает возможность участия в большем
числе федеральных программ и
проектов, в том числе и
Все основные показатели определения бюджетных расходов на решение задач, стоящих перед крупными мегаполисами, рассчитываются исходя из численности жителей. Это и строительство больниц и поликлиник, детских садов, развитие дорожной сети города и линий скоростного транспорта. Некоторые программы на современном этапе реализуются только в городах, число жителей в которых больше миллиона.
Кроме того, статус города-миллионника способствует повышению его инвестиционной привлекательности. Бизнес-стратегии многих солидных компаний рассчитаны исключительно на крупные мегаполисы.5
Бурный рост больших городов в 19 в. объективно обусловил появление особой категории городских поселений – города-миллионеры. В 1900 самыми крупными были Лондон (4536 тыс.), Нью-Йорк (3437 тыс.),Париж (2714 тыс.), Берлин (1890 тыс.), Чикаго (1699 тыс.), Вена (1662 тыс.), Токио (1497 тыс.), Петербург (1265 тыс.).
Рост крупных городов и их пригородов порождал тенденцию к слиянию близлежащих больших и малых поселений в гигантские урбанизированные агломерации или конурбации как их тогда называли. К началу 20 в. такого рода новые урбанистические образования появились в ряде районов Великобритании, Центральной Шотландии, Германии.
В 20 в. рост городов-миллионеров ускорился, а со второй половины разрастание-«расползание» городов становится универсальным процессом и глобальной проблемой. В этот процесс втягиваются все регионы мира независимо от уровня урбанизации, социально-экономического и культурно-исторического их развития.
В первой половине 20 в. количество
городов-миллионеров
Со второй половины 20 в. рост крупных городов мира осуществляется преимущественно за счет развивающихся стран.
В справочниках ООН из разнообразной и количественно значительной категории городов-миллионеров в самостоятельную группу выделены и четко определены сверхкрупные города – мега-города (мегаполисы метрополисы) и метрополитенские ареалы с населением 8 млн. человек и более. В 1950 только Нью-Йорк и Лондон превышали указанную численность населения, в 1960 к ним присоединились Токио и Пекин, а в 1970 количество мега-городов увеличилось до 11, в том числе 5 приходилось на развивающиеся страны (Мехико, Пекин, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро).
Общее число мега-городов на Западе достигло цифры шесть к 1970 и с этого периода не меняется. Рост мега-городов, начавшись на Западе и достигнув своих пределов в этой части мира, динамично продолжается в развивающихся странах. В 2000 число мега-городов выросло в них до 19, к 2015 увеличится до 27. В состав мега-городов с населением свыше 10 млн. жителей входят многие города-гиганты Азии – Бомбей, Большая-Манила, Джакарта, Сеул и другие.6
Рост и развитие современных городов связаны прежде всего с экономическими выгодами - так называемой агломерационной экономией: концентрация производителей и потребителей на ограниченной территории само по себе становится источником дополнительных доходов из-за снижения издержек производства на выпуск единицы продукции (возможности создания производств оптимальных размеров) и сокращения транспортных расходов (близость покупателей и продавцов, создание общей инфраструктуры).
Однако экономический выигрыш от роста площади и численности населения города увеличивается лишь до определенных пределов - до тех пор, пока неминуемо возрастающие транспортные расходы на перевозку промышленных товаров, сырья и пассажиров будут выгодны при данных издержках производства.
Обострение экологических проблем крупных городских агломераций, развитие личного транспорта и современных средств связи ведут к оттоку населения в пригородные зоны субурбанизации. Этому явлению в значительной степени способствуют более дешевые цены на земельные участки вне городов, перемещение в загородные промышленные парки наукоемких отраслей, для которых значимость агломерационного эффекта невелика.7