Государственные закупки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:04, реферат

Описание работы

Гос закупки как инструмент госрегулирования. Рынок гос закупок является важнейшим элементом социально-экономического развития страны, а сама система государственных заказов все более становится одним из основополагающих институтов государственного регулирования экономики, оказывающего существенное влияние на ее динамику и структуру.

Файлы: 1 файл

Гос закупки как инструмент госрегулирования.docx

— 25.92 Кб (Скачать файл)

Гос закупки как инструмент госрегулирования. Рынок гос закупок является важнейшим элементом социально-экономического развития страны, а сама  система государственных заказов все более становится одним из основополагающих институтов государственного регулирования экономики, оказывающего существенное  влияние на ее динамику и структуру.

Госзакупки  – это не только процесс заказа, но и инструмент выстраивания политики выполнения государством своих функций:

- защиты (ВПК),

- продовольственной безопасности (АПК),

- энергетической безопасности (ТЭК),

- социальная сфера (образование,  здравоохранение, наука, культура),

- охрана и сохранение природных  ресурсов.

Одновременно, формирование организационной структуры  управления государственным рынком при выделении на территории страны нескольких административных центров способствует регулированию социально-экономического положения регионов (областей) и городов.

О важности совершенствования механизма  госзакупок свидетельствует следующее. На рубеже XX–ХХI столетий доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте практически во всех странах (развитых и развивающихся) возросла более чем в 700 раз. Отмечается увеличение как объема, так и стоимости закупок для государственных нужд. Государство становится крупнейшим потребителем на рынке товаров, работ и услуг  — доля государственных закупок постоянно растет и составляет в развитых странах более 20% ВВП. Поэтому правительства, руководя государственными расходами и налогами, могут оказывать значительное воздействие на социально-экономические процессы, а государственные закупки все более рассматриваются как один из действенных инструментов социально-экономического развития.

Развитый  механизм гос закупок позволяет более эффективно и более справедливо использовать при выполнении госзаказа потенциал частного предпринимательства, обществ инвалидов, предприятий в малых городах и т. д., что содействует обеспечению устойчивости экономического развития, ускоренному и сбалансированному решению актуальных задач социально-экономического развития.

С ростом тенденций социальной ориентации экономики, особенно в  кризисных условиях, значимость системы государственных  закупок многократно увеличивается. В современной белорусской экономике происходит сближение показателей государственных расходов с показателями развитых стран. Ежегодно объем гос закупок увеличивается на 4–8%. Происходит это в первую очередь за счет увеличения затрат государства на модернизацию, на решение инфраструктурных и жилищных проблем.

Учитывая, что государство и бизнес –  это единый узел, который нельзя развязать, необходимо признать, что мало барьерная, но эффективная система гос закупок повышает возможности государства в регулировании бизнеса, создавая такие формы воздействия системы государственных заказов на экономику, которые наряду со стимулирующим, дают и синергетический эффект развития экономики. Именно поэтому ситуация в сфере гос закупок служит индикатором состояния общественного управления и зрелости правового государства. И речь, здесь идет, по сути, не только о хозяйственных вопросах и формировании и исполнении правильных заказов, а, по выражению мэра Москвы Ю.М.Лужкова, о «чистоте и прозрачности» всей государственной экономической системы.

Организуемая государством конкуренция в сфере госзакупок ориентируется на обеспечение следующих факторов развития:

-  равенство возможностей в получении госзаказа и уход от уравниловки, которая в конечном итоге порождает дух иждивенчества),

-  рост государственной значимости частного бизнеса и частной собственности (праведно заработанной), как условий, мобилизующих коллективы и каждую личность, повышающих  качество рабочей силы, то есть условий всего того, без чего не может быть динамично развивающейся и процветающей экономики (можно сказать, что в современных условиях если нет добросовестной конкуренции, то нет и полноценного государства),

-  гармоничное сочетание норм частной собственности с реализуемыми государством идеями коллективизма в решении задач социально  –экономического развития.

При полном задействовании этих факторов в государственном управлении возрастании энергия предпринимателей и положительные эмоции общества в оценке справедливости расходования средств налогоплательщиков. 

Таким образом, в современных условиях гос закупки выступают инструментом реализации концепции гос управления по формуле «план + рынок = госрегулирование», то есть инструментом работы «невидимой руки рынка» и видимой руки обоснованного госуправления.

Государственные  закупки  -  это инвестиции. Посредством механизма государственных закупок решается проблема привлечения ресурсов для ускоренного экономического роста и социального развития. При этом важно  учитывать, что для устойчивого и гармоничного социально-экономического развития важны не только темпы экономического роста, но и создание условий для решения таких важных задач, как:

-  достижение социальной и технологической однородности экономического пространства страны,

-  снижение дифференциации уровня жизни по доходным группам и между различными регионами,

-  сближение технологического уровня  производства в различных отраслях экономики,

- повышение социально-технологической  однородности экономики.

Именно  посредством совершенного механизма госзакупок эти задачи могут быть решены наиболее эффективно. В пользу этого свидетельствует более чем 200-летний опыт развития Федеральной контрактной системы в США.

Исследования  ведущих экономистов показывают, что в  России темпы роста ВВП и рост инвестиций находятся в обратной зависимости. Наибольших темпов падение ВВП достигало в 1992-93, когда инвестиции составляли 30-35% ВВП, а 8%-ный рост ВВП достигнут в 2000 при снижении инвестиций к ВВП до 15-17%.

Госзакупки  – инструмент формирования Единого экономического пространства. Актуальность совершенствования механизма госзакупок возросла с формированием Таможенного союза. Теоретические расчеты всех его  участников подтверждают выгодность этого проекта. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в одном из выступлений заявил, что за счет снятия барьеров в торговле можно к 2015 году увеличить ВВП каждого участника Таможенного союза примерно на 15–20%. По российским оценкам, общий экономический эффект составит более 400 млрд долларов к 2015 году. Совокупный эффект от вступления Казахстана в ТС оценивается в 0,6 процентного пункта дополнительного прироста ВВП страны (3% вместо 2,4% в 2010 году), главным образом за счет роста экспорта и ограничения импорта, импортозамещающего роста в промышленности и строительстве, увеличения объема оказанных услуг.

Поэтому главные ожидаемые результаты от межгосударственного сотрудничесва в сфере госзакупок  – это предоставление национального режима предприятиям-резидентам сторон при участии в государственных закупках. Очевидно, что в этом контексте справедлива формула: «Национальный режим  +  Гармонизация правил проведения госзакупок + Унифицированный документооборот = ЕЭП».

Для формирования межгосударственной системы государственных закупок в качестве первоочередных шагов представляются следующие:

1.  Информация о планах закупок  (не только на бюджетный год).

2.  Создание межгосударственного Агентства  по госзакупкам.

3.  Разработка и заключение Рамочных соглашений между заказчиками и поставщиками (конкурентный баланс, эффективный при реализации крупных народнохозяйственных проектов: строительство дорог и мостов, обновление подвижного состава и т.д. и т.п.).

4.  Электронизация госзакупок на основе электронных паспортов товаров по системе GS1 и электронного документооборота как инструмента непосредственной помощи предприятиям в экспортно-импортной деятельности, учитывая, что (GS1 + ЭЦП)  –  язык современного бизнеса.

5.  Создание Центра деловых операций (логистика).

6.  Формирование каталогов товаров  в соответствии с национальными стандартами и международными рекомендациями (система GS1  – «электронные паспорта товаров).

7.  Мониторинг национальных рынков  государственных закупок.

8. Обобщение и использование лучшей мировой практики: опыт ЕС (SIMAP), Федеральной контрактной системы США, системы госзаказа России, системы госзакупок Беларуси, Украины, Латвии, Молдовы и других государств.

9. Организация подготовки кадров  для работы на рынках Таможенного союза и мировых рынках закупок.

10. Финансирование работ по обобщению мирового опыта госзакупок и развития результативных методов его практического применения.

Госзакупки  – объект аналитических расчетов и государственного руководства. Государственные закупки являются тонкой правовой и сложной организационной процедурой, требующей значительных материальных и людских ресурсов (в развитых странах количество специалистов, организующих закупочный процесс, составляет от 3 до 6 % от общего количества сотрудников государственных органов и предприятий).

В теории и практике госзакупок важно учитывать цикл закупок, который включает в себя три процесса:

-  формирование заказа,

-  размещение заказа,

-  исполнение заказа.

В законодательстве процесс размещения заказа имеет наибольшее нормативно-правовое обеспечение. Однако для повышения эффективности госзакупок важно уделять особое внимание этапу формирования заказа, от которого зависит, по оценкам экспертов, до 60% эффективности закупок.

Формирование  заказа предполагает такие мероприятия, как определение и обоснование закупок, их консолидация, проведение исследований рынка поставщиков (маркетинг), оптимизация закупок и поставок продукции по времени и месту (планирование). Следовательно, в законодательстве должны быть определены нормы, четко и процедурно регламентирующие формирование заказа, в том числе и начальной цены контракта. Одновременно должны быть определены положения по оценке рисков (финансовых, страховых и т. д.) для поставщиков и потребителей и процедуры по их анализу и снижению. При этом важно обеспечить конкуренцию поставщиков (что приведет к снижению цены сделки) и мотивацию представителей госзаказчиков к этой работе (и материальную, и моральную).

В размещении заказа важнейшую роль играет система информирования о закупках. Общепризнанные стандарты и наработанный многими странами опыт в этом вопросе свидетельствуют о том, что механизм прозрачности государственных закупок напрямую зависит от возможности государства обеспечить доступность к информации о закупках через государственные информационные интернет-ресурсы и печатные издания. Информация о госзакупках, как правило, размещается в открытом доступе. Следует отметить, что передача полномочий по контролю над публичностью процесса госзакупок коммерческим или общественным структурам крайне нецелесообразна. Финансы, формирующие бюджетную массу страны, которые в дальнейшем будут обращены в государственный заказ, имеют налоговую природу, поэтому принципиально важно обе спечить прозрачность госзакупок на всех стадиях их осуществления. Мировой опыт свидетельствует о преимуществе государственного контроля за госзакупками.

Исполнение  заказа предполагает контроль заказчиком выполнения условий контракта по государственной закупке  —  как по количественным, так и качественным показателям.

Методика  госзакупок представляет собой определенную совокупность организационных мероприятий и технологий их осуществления. Основным назначением методики является повышение эффективности исполнения госзаказа. Методики организации и проведения государственных закупок различаются в зависимости от предмета закупки (особенно в части услуг: строительные услуги, консалтинговые и т. д.), а также зависят от степени развитости информационной инфраструктуры  в конкретной стране (возможности информирования о закупках, электронного маркетинга и электронных аукционов, системы документационного сопровождения контрактов и т. д.).

Методика  закупок определяет действия их участников по следующим стадиям закупочной деятельности:

1. Что именно и когда покупать (определение предмета закупки).

2. У кого и на каких условиях  покупать (маркетинг).

3. Как оформлять и сопровождать  сделку (закупка).

4. Как произвести анализ закупочной  деятельности (контроль).

Каждый  из этих вопросов имеет две составляющие: внешнюю (использование ценового механизма, переговорные и юридические аспекты) и внутреннюю (внутриорганизационное обеспечение).

Поэтому, для повышения эффективности государственных закупок требуется огромная аналитическая работа и слаженность всех звеньев механизма социально-экономического развития страны.

Таким образом, государственные закупки — это сфера, где необходим постоянный и значительный объем аналитической работы на всех стадиях жизненного цикла закупки  —  формирования госзаказа, его размещения и исполнения (т. е. это сфера деятельности, в которой нужно многое и тщательно считать). Требуется учет процента прибыли предприятия, выигравшего конкурс, а также принципа формирования цен на  товары и услуги предприятия и пр. Требуется общественный мониторинг эффективности государственных закупок и закупок за счет собственных средств, постоянное информирование о востребованности тех или иных специалистов госзакупок, формирование их банка данных  с персональными рейтингами. Должна быть обеспечена возможность участия общества в оптимизации законодательной базы по государственным закупкам и закупкам за счет собственных средств. В связи с этим назрела потребность в создании единого аналитического информационного ресурса по государственным закупкам и закупкам за счет собственных средств.

Информация о работе Государственные закупки