Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:04, реферат
Гос закупки как инструмент госрегулирования. Рынок гос закупок является важнейшим элементом социально-экономического развития страны, а сама система государственных заказов все более становится одним из основополагающих институтов государственного регулирования экономики, оказывающего существенное влияние на ее динамику и структуру.
Гос закупки как инструмент госрегулирования. Рынок гос закупок является важнейшим элементом социально-экономического развития страны, а сама система государственных заказов все более становится одним из основополагающих институтов государственного регулирования экономики, оказывающего существенное влияние на ее динамику и структуру.
Госзакупки – это не только процесс заказа, но и инструмент выстраивания политики выполнения государством своих функций:
- защиты (ВПК),
- продовольственной безопасности (АПК),
- энергетической безопасности (ТЭК),
-
социальная сфера (образование,
- охрана и сохранение природных ресурсов.
Одновременно, формирование организационной структуры управления государственным рынком при выделении на территории страны нескольких административных центров способствует регулированию социально-экономического положения регионов (областей) и городов.
О важности совершенствования механизма госзакупок свидетельствует следующее. На рубеже XX–ХХI столетий доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте практически во всех странах (развитых и развивающихся) возросла более чем в 700 раз. Отмечается увеличение как объема, так и стоимости закупок для государственных нужд. Государство становится крупнейшим потребителем на рынке товаров, работ и услуг — доля государственных закупок постоянно растет и составляет в развитых странах более 20% ВВП. Поэтому правительства, руководя государственными расходами и налогами, могут оказывать значительное воздействие на социально-экономические процессы, а государственные закупки все более рассматриваются как один из действенных инструментов социально-экономического развития.
Развитый механизм гос закупок позволяет более эффективно и более справедливо использовать при выполнении госзаказа потенциал частного предпринимательства, обществ инвалидов, предприятий в малых городах и т. д., что содействует обеспечению устойчивости экономического развития, ускоренному и сбалансированному решению актуальных задач социально-экономического развития.
С ростом тенденций социальной ориентации экономики, особенно в кризисных условиях, значимость системы государственных закупок многократно увеличивается. В современной белорусской экономике происходит сближение показателей государственных расходов с показателями развитых стран. Ежегодно объем гос закупок увеличивается на 4–8%. Происходит это в первую очередь за счет увеличения затрат государства на модернизацию, на решение инфраструктурных и жилищных проблем.
Учитывая, что государство и бизнес – это единый узел, который нельзя развязать, необходимо признать, что мало барьерная, но эффективная система гос закупок повышает возможности государства в регулировании бизнеса, создавая такие формы воздействия системы государственных заказов на экономику, которые наряду со стимулирующим, дают и синергетический эффект развития экономики. Именно поэтому ситуация в сфере гос закупок служит индикатором состояния общественного управления и зрелости правового государства. И речь, здесь идет, по сути, не только о хозяйственных вопросах и формировании и исполнении правильных заказов, а, по выражению мэра Москвы Ю.М.Лужкова, о «чистоте и прозрачности» всей государственной экономической системы.
Организуемая государством конкуренция в сфере госзакупок ориентируется на обеспечение следующих факторов развития:
- равенство возможностей в получении госзаказа и уход от уравниловки, которая в конечном итоге порождает дух иждивенчества),
-
рост государственной
-
гармоничное сочетание норм
При полном задействовании этих факторов в государственном управлении возрастании энергия предпринимателей и положительные эмоции общества в оценке справедливости расходования средств налогоплательщиков.
Таким образом, в современных условиях гос закупки выступают инструментом реализации концепции гос управления по формуле «план + рынок = госрегулирование», то есть инструментом работы «невидимой руки рынка» и видимой руки обоснованного госуправления.
Государственные закупки - это инвестиции. Посредством механизма государственных закупок решается проблема привлечения ресурсов для ускоренного экономического роста и социального развития. При этом важно учитывать, что для устойчивого и гармоничного социально-экономического развития важны не только темпы экономического роста, но и создание условий для решения таких важных задач, как:
- достижение социальной и технологической однородности экономического пространства страны,
- снижение дифференциации уровня жизни по доходным группам и между различными регионами,
-
сближение технологического
-
повышение социально-
Именно посредством совершенного механизма госзакупок эти задачи могут быть решены наиболее эффективно. В пользу этого свидетельствует более чем 200-летний опыт развития Федеральной контрактной системы в США.
Исследования
ведущих экономистов
Госзакупки – инструмент формирования Единого экономического пространства. Актуальность совершенствования механизма госзакупок возросла с формированием Таможенного союза. Теоретические расчеты всех его участников подтверждают выгодность этого проекта. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в одном из выступлений заявил, что за счет снятия барьеров в торговле можно к 2015 году увеличить ВВП каждого участника Таможенного союза примерно на 15–20%. По российским оценкам, общий экономический эффект составит более 400 млрд долларов к 2015 году. Совокупный эффект от вступления Казахстана в ТС оценивается в 0,6 процентного пункта дополнительного прироста ВВП страны (3% вместо 2,4% в 2010 году), главным образом за счет роста экспорта и ограничения импорта, импортозамещающего роста в промышленности и строительстве, увеличения объема оказанных услуг.
Поэтому главные ожидаемые результаты от межгосударственного сотрудничесва в сфере госзакупок – это предоставление национального режима предприятиям-резидентам сторон при участии в государственных закупках. Очевидно, что в этом контексте справедлива формула: «Национальный режим + Гармонизация правил проведения госзакупок + Унифицированный документооборот = ЕЭП».
Для формирования межгосударственной системы государственных закупок в качестве первоочередных шагов представляются следующие:
1. Информация о планах закупок (не только на бюджетный год).
2.
Создание межгосударственного
3.
Разработка и заключение
4. Электронизация госзакупок на основе электронных паспортов товаров по системе GS1 и электронного документооборота как инструмента непосредственной помощи предприятиям в экспортно-импортной деятельности, учитывая, что (GS1 + ЭЦП) – язык современного бизнеса.
5.
Создание Центра деловых
6.
Формирование каталогов
7.
Мониторинг национальных
8.
Обобщение и использование
9. Организация подготовки кадров для работы на рынках Таможенного союза и мировых рынках закупок.
10.
Финансирование работ по
Госзакупки – объект аналитических расчетов и государственного руководства. Государственные закупки являются тонкой правовой и сложной организационной процедурой, требующей значительных материальных и людских ресурсов (в развитых странах количество специалистов, организующих закупочный процесс, составляет от 3 до 6 % от общего количества сотрудников государственных органов и предприятий).
В теории и практике госзакупок важно учитывать цикл закупок, который включает в себя три процесса:
- формирование заказа,
- размещение заказа,
- исполнение заказа.
В законодательстве процесс размещения заказа имеет наибольшее нормативно-правовое обеспечение. Однако для повышения эффективности госзакупок важно уделять особое внимание этапу формирования заказа, от которого зависит, по оценкам экспертов, до 60% эффективности закупок.
Формирование заказа предполагает такие мероприятия, как определение и обоснование закупок, их консолидация, проведение исследований рынка поставщиков (маркетинг), оптимизация закупок и поставок продукции по времени и месту (планирование). Следовательно, в законодательстве должны быть определены нормы, четко и процедурно регламентирующие формирование заказа, в том числе и начальной цены контракта. Одновременно должны быть определены положения по оценке рисков (финансовых, страховых и т. д.) для поставщиков и потребителей и процедуры по их анализу и снижению. При этом важно обеспечить конкуренцию поставщиков (что приведет к снижению цены сделки) и мотивацию представителей госзаказчиков к этой работе (и материальную, и моральную).
В размещении заказа важнейшую роль играет система информирования о закупках. Общепризнанные стандарты и наработанный многими странами опыт в этом вопросе свидетельствуют о том, что механизм прозрачности государственных закупок напрямую зависит от возможности государства обеспечить доступность к информации о закупках через государственные информационные интернет-ресурсы и печатные издания. Информация о госзакупках, как правило, размещается в открытом доступе. Следует отметить, что передача полномочий по контролю над публичностью процесса госзакупок коммерческим или общественным структурам крайне нецелесообразна. Финансы, формирующие бюджетную массу страны, которые в дальнейшем будут обращены в государственный заказ, имеют налоговую природу, поэтому принципиально важно обе спечить прозрачность госзакупок на всех стадиях их осуществления. Мировой опыт свидетельствует о преимуществе государственного контроля за госзакупками.
Исполнение заказа предполагает контроль заказчиком выполнения условий контракта по государственной закупке — как по количественным, так и качественным показателям.
Методика госзакупок представляет собой определенную совокупность организационных мероприятий и технологий их осуществления. Основным назначением методики является повышение эффективности исполнения госзаказа. Методики организации и проведения государственных закупок различаются в зависимости от предмета закупки (особенно в части услуг: строительные услуги, консалтинговые и т. д.), а также зависят от степени развитости информационной инфраструктуры в конкретной стране (возможности информирования о закупках, электронного маркетинга и электронных аукционов, системы документационного сопровождения контрактов и т. д.).
Методика закупок определяет действия их участников по следующим стадиям закупочной деятельности:
1.
Что именно и когда покупать
(определение предмета закупки)
2. У кого и на каких условиях покупать (маркетинг).
3. Как оформлять и сопровождать сделку (закупка).
4.
Как произвести анализ
Каждый из этих вопросов имеет две составляющие: внешнюю (использование ценового механизма, переговорные и юридические аспекты) и внутреннюю (внутриорганизационное обеспечение).
Поэтому, для повышения эффективности государственных закупок требуется огромная аналитическая работа и слаженность всех звеньев механизма социально-экономического развития страны.
Таким образом, государственные закупки — это сфера, где необходим постоянный и значительный объем аналитической работы на всех стадиях жизненного цикла закупки — формирования госзаказа, его размещения и исполнения (т. е. это сфера деятельности, в которой нужно многое и тщательно считать). Требуется учет процента прибыли предприятия, выигравшего конкурс, а также принципа формирования цен на товары и услуги предприятия и пр. Требуется общественный мониторинг эффективности государственных закупок и закупок за счет собственных средств, постоянное информирование о востребованности тех или иных специалистов госзакупок, формирование их банка данных с персональными рейтингами. Должна быть обеспечена возможность участия общества в оптимизации законодательной базы по государственным закупкам и закупкам за счет собственных средств. В связи с этим назрела потребность в создании единого аналитического информационного ресурса по государственным закупкам и закупкам за счет собственных средств.