Информационные системы маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей ситуации (конъюнктуры) и разработка прогноза развития рынка. Программа такого комплексного изучения зависит от особенности товаров, характера деятельности предприятия, масштаба производства экспортных товаров и ряда других факторов.

Файлы: 1 файл

ИТУ курсовая.DOC

— 152.50 Кб (Скачать файл)


 

 Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

 

 

 

 

Кафедра системного анализа и управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по предмету: «Информационные  технологии в управлении»

 

на тему:

 Информационные системы маркетинга

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Муромцева Е.В.

студентка 3 курса, группы 3101

 

 

 

 

 

 

 

Проверила:

Тятюшкина О.Ю.

 

 

 

Дубна, 2005

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

В современной концепции  маркетинга изучению рынков придается особое значение. Эти исследования служат основой разрабатываемой предприятием стратегии и тактики выступления на рынках, проведения целенаправленной товарной политики.

Цель любого рыночного  исследования состоит в оценке существующей ситуации (конъюнктуры) и разработка прогноза развития рынка. Программа такого комплексного изучения зависит от особенности товаров, характера деятельности предприятия, масштаба производства экспортных товаров и ряда других факторов.

Исследование рынка - не самоцель, а источник информации для принятия эффективного управленческого решения. Это решение может относиться к любому аспекту внешнеторговой и маркетинговой деятельности, поэтому нерационально ограничивать расходы на такие исследования по причине «экономии средств»: потери, вызванные неверным решением, бывают обычно в 10 - 100 раз большими.

Использование маркетинговых  исследований широко варьируется в  зависимости от компании и типа требуемой  информации. Несмотря на то, что большинство  фирм проводит их в той или иной форме, исследовательские отделы создаются скорее в крупных, чем в небольших фирмах. Обычно американская фирма с годовым объемом сбыта в 25 млн. долларов и более расходует около 3.5 % своего маркетингового бюджета, в то время как компания с продажами менее 25 млн. долларов расходует около 1.5 %. Кроме того, компании, производящие потребительские товары, расходуют на маркетинговые исследования больше средств, чем фирмы, выпускающие продукцию производственного назначения.

Чтобы должным образом  функционировать в условиях маркетинга, необходимо получать адекватную информацию до и после принятия решений.

 Существует множество  причин, в силу которых маркетинговая  информация должна собираться  при разработке, реализации  и  пересмотре маркетингового плана  фирмы или каких-либо его элементов. Недостаточно опираться на интуицию суждения руководителей и опыт прошлого.

Хорошая информация позволяет  маркетологам:

    1. получать конкретные преимущества;
    2. снижать финансовый риск и опасности для образца;
    3. определить отношения потребителей;
    4. следить за внешней средой;
    5. координировать стратегию;
    6. оценивать деятельность;
    7. повысить доверие к рекламе;
    8. получить поддержку в решениях;
    9. подкрепить интуицию;
    10. улучшить эффективность.

Если подходить к  сбору маркетинговой информации как к случайному, редкому событию, которое необходимо только тогда, когда нужно получить данные по конкретному вопросу, можно столкнуться с рядом проблем.

Например, может возникнуть ситуация, когда:

    • результаты предыдущих исследований хранятся в неудобном для использования виде;
    • незаметны изменения в окружающей среде и действиях конкурентов;
    • проводится несистематизированный сбор информации;
    • возникают задержки при необходимости проведения нового исследования;
    • по ряду временных периодов отсутствуют данные, необходимые для анализа;
    • маркетинговые планы и решения анализируются неэффективно;
    • действия представляют собой лишь реакцию, а не предвидение.

Роль и задачи МИС в маркетинге организации

 

Маркетинговые исследования надо рассматривать  как часть постоянно действующего интегрированного информационного процесса. Необходимо, чтобы фирма разрабатывала и использовала систему постоянного слежения за окружающей средой и хранения данных с тем, чтобы они могли анализироваться в будущем. Маркетинговую информационную систему можно определить как совокупность процедур и методов, разработанных для создания, анализа и распространения информации для опережающих маркетинговых решений на регулярной постоянной основе.

 

На рис. показана схема маркетинговой информационной системы.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               воздействие

                                 обратная связь

 

Сначала фирма устанавливает  цели компании, определяющие общие  направления планирования маркетинга. На эти цели воздействуют факторы  окружающей среды (конкуренция, правительство, экономика). Планы маркетинга включают контролируемые факторы, определенные в предыдущих разделах, включая выбор целевого рынка, целевого маркетинга, тип организации маркетинга, маркетинговую стратегию (товар или услуга, распределение, продвижение и цена) и управление.

Когда план маркетинга определен, с помощью информационной сети, которая  включает исследования, постоянное наблюдение и сбор данных, можно конкретизировать и удовлетворять общие потребности  маркетинговых служб в информации.

 Маркетинговое исследование  дает точную информацию для  решения исследовательских проблем.  Для него может понадобиться  хранящаяся информация (внутренние  вторичные данные) или сбор внешней  вторичной и/или первичной информации.

 Постоянное наблюдение - это процедура, посредством которой регулярно анализируется меняющаяся окружающая среда. Оно может включать изучение бюллетеней новостей, регулярное получение информации от сотрудников и потребителей, присутствие на отраслевых заседаниях и наблюдение за действиями конкурентов.

Хранение данных - это  накопление всех видов значимой внутрифирменной  информации (такой, как объем продаж, издержки, работа персонала и т.д.), а также информации, собранной  через маркетинговые исследования и постоянное наблюдение. Эти данные помогают принимать решения и хранятся для дальнейшего использования.

В зависимости от ресурсов фирмы и сложности информационных потребностей маркетинговая информационная сеть может быть компьютеризированной или нет. Небольшие фирмы могут  эффективно использовать такие системы и без компьютеров. Необходимые составляющие успеха любой системы - последовательность, тщательность и хорошая техника хранения.

Планы маркетинга следует  реализовать на основе данных, полученных из информационной сети. Например, в  результате постоянного наблюдения фирма может прийти к выводу, что стоимость сырья возрастет на 5% в течение следующего года. Это даст компании время изучить варианты маркетинга (переход на заменители, перераспределение издержек, принятие дополнительных расходов) и выбрать одну из альтернатив для реализации. Если наблюдения не было, то фирма может быть застигнута в расплох и принять на себя дополнительные издержки без какого-либо выбора.

В целом маркетинговая  информационная система дает множество  преимуществ:

    • организованный сбор информации;
    • избежание кризисов;
    • координация плана маркетинга;
    • скорость;
    • результаты, выражаемые в количественном виде;
    • анализ издержек и прибыли.

Однако создание маркетинговой  информационной системы может быть непростым делом. Велики первоначальные затраты времени и людских ресурсов, большие сложности могут быть сопряжены с созданием системы.

Автоматизированные информационные системы и технологии в маркетинге

 

Производственные и  хозяйственные предприятия, организации, фирмы, корпорации, банки представляют собой сложные системы. Под системой понимается совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов, функционирование которых направлено на реализацию конкретной цели или полезного результата. В соответствии с этим определением практически каждый экономический объект или его часть можно рассматривать как систему, стремящуюся в своем функционировании к достижению поставленной цели.

В условиях функционирования рынка покупателей маркетинг  организации может рассматриваться  как сложная система, реализующая комплекс мероприятий по удовлетворению спроса потребителей на продукцию и услуги посредством обмена.

Для системы характерны следующие основные свойства:

    • сложность;
    • делимость;
    • целостность;
    • многообразие элементов и различия их природы;
    • структурированность.

Сложность системы зависит от множества входящих в нее элементов, их структурного взаимодействия, а также от сложности внутренних и внешних связей и динамичности. Служба маркетинга предприятия или организации является примером такого элемента, реализующего сложные внутренние и внешние связи. Деятельность этой службы обеспечивает изучение рынка, выявление условий осуществления сделок по купле-продаже товаров и услуг, находит наилучшие способы достижения цели организации и удовлетворения спроса потребителей.

Делимость системы означает, что она состоит из ряда подсистем, выделенных по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам. Это свойство особенно важно при анализе: особенностей работы экономических объектов, организации их управленческой деятельности; формирования и движения документопотоков; функционирования центров переработки информации и т.п.

Целостность системы означает, что функционирование множества клиентов подчинено единой цели, чем достигается желаемая и определяемая в процессе моделирования результативность деятельности конкретного экономического объекта.

Многообразие  элементов системы и различия их природы связаны с функциональной специфичностью и автономностью элементов. Например, в материальной системе объекта могут быть выделены такие элементы как сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, полуфабрикаты, готовая продукция, трудовые и денежные ресурсы. Для системы маркетинга элементами являются товары, услуги, цены, трудовые и материальные ресурсы и т.п.

Структурированность системы определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов по горизонтали и уровням иерархии. Это не только обусловливает сложившуюся организацию производственно-хозяйственной деятельности, но и создает условия для формирования движения материальных, денежных и информационных потоков.

Важнейшая функция –  управление, без которой немыслима  целенаправленная деятельность любой  социально-экономической организационно-производственной  системы (предприятия, фирмы, организации). Систему, реализующую функции управления, называют системой управления.  Так, система управления маркетингом реализует цель, которая может быть сформулирована как установление перспективных направлений, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, предусматривающих установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с покупателями ради достижения организацией поставленных целей.

Управление связано  с обменом, информацией между  компонентами системы, а также с окружающей средой. Процесс управления предполагает получение сведений о состоянии системы в каждый момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Таким образом, любой  системе управления экономическим  объектом соответствует своя информационная система, называемая экономической  информационной системой.

Экономическая информационная система (ЭИС) – совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

ЭИС маркетинга является системой информационного обслуживания работников, занятых в его службах, и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и действует в регламенте, определенном методами и управленческой структурой, принятой на конкретном экономическом объекте (предприятии, организации), реализует цели и задачи, стоящие перед ним. Поэтому особенности структуры и принципы функционирования экономической информационной системы на современной технической базе рассматриваются в дальнейшем применительно к экономическому объекту в целом с учетом того, что решение задач маркетинга реализуется в рамках типовой технологической модели обработки информации.

Информация о работе Информационные системы маркетинга