Иностранные инвестиции и экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 22:09, реферат

Описание работы

Иностранные инвестиции являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны -реципиента капитала. В условиях глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала роль инвестиций, как важного фактора экономического развития возрастает.

Файлы: 1 файл

Иностранные инвестиции в РФ.docx

— 49.86 Кб (Скачать файл)

Первый Профессиональный Университет

Профессиональный Институт Управления

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

тема: « Иностранные инвестиции и экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент: Гарин  Н.А.

Специальность: менеджмент организации 

 

Проверил: Александров  В.А.

 

 

 

Москва, 2012

 

 

Введение

Иностранные инвестиции являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны -реципиента капитала. В условиях глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала роль инвестиций, как важного фактора экономического развития возрастает.

Проблема  привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику существует многие десятилетия и продолжает сохранять свою значимость до настоящего времени. В настоящее время суммарный объем поступивших в Россию иностранных инвестиций превысил 70 млрд. долларов, однако, их недостаточно для устойчивого развития российской экономики.

В современных условиях глобализации возрастает потребность в обосновании  эффективной государственной инвестиционной политики, которая позволит увеличить  отдачу иностранных инвестиций, прежде всего, выражаемую в темпах прироста ВВП России, улучшить качество управления инвестиционными процессами, создать  дополнительные экономические стимулы  для развития предпринимательства.

Перспективным направлением развития международного инвестиционного сотрудничества России является возрастание роли регионов. Выработка мероприятий по улучшению  инвестиционного климата регионов позволяет местным правительствам привлечь иностранный капитал в  целях повышения конкурентоспособности  региональных хозяйственных комплексов и увеличения темпов экономического роста.

Понятие и виды иностранных инвестиций 

В наиболее общем виде инвестиции могут  быть определены как экономические  отношения, возникающие в процессе формирования и вложения ресурсов с целью получения прибыли.

Основные функции инвестиций: 
1. Регулирующая. Инвестиции способны корректировать процессы воспроизводства капитала и поддержание темпов их роста, развитие наиболее важных ключевых отраслей хозяйства, структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса и улучшать социальное благосостояние.

2. Распределительная. Посредством инвестирования, в сущности, осуществляется распределение созданного общественного продукта в его денежной форме между отдельными собственниками, уровнями и сферами общественного производства, видами деятельности.  
3. Стимулирующая. Инвестирование ориентировано на обновление средств производства, на активизацию самых подвижных и быстроизменяющихся его элементов, на развитие науки и техники. 4. Индикативная. Реализация этой функции инвестиций позволяет контролировать движение к цели, то есть вырабатывать такие регулирующие механизмы, которые обеспечивают, как минимум, равновесное состояние экономической системы.

Экономический смысл привлечения иностранного капитала заключается в том, что вместе с ним в национальную экономику привносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства.

В мировой практике выделяют три основные формы зарубежного инвестирования: 
Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг, непосредственно в предприятия).

Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги). Портфельные инвестиции – основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками.

Прочие инвестиции (среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям).

Прямые  инвестиции могут обеспечивать инвестирующим  корпорациям либо полное владение инвестируемой  компанией, либо позволяют устанавливать  над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь  не более 10% акционерного капитала. Ведущими инвесторами являются экономически развитые страны, в первую очередь  США, но за последние 20 лет их доля в  общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран  Западной Европы и Японии возросли (соответственно с 37% до 44% и с 1% до 10%).

Таким образом, инвестиции являются неотъемлемой частью современных экономических  отношений, которые постоянно развиваются  и требуют своего дальнейшего  изучения. При этом, важной особенностью инвестиционной деятельности можно  считать возможность обеспечения  с ее помощью устойчивого развития различных отраслей хозяйства, и, в  конечном счете, всей жизнедеятельности  общества – как для стран-доноров, так и стран-реципиентов. 

Влияние иностранных  инвестиций на экономическое  
развитие принимающего государства

Зарубежные  инвестиции играют большую роль в  экономическом развитии любого государства независимо от уровня его экономического развития.

Иностранные инвестиции содействуют экономическому росту принимающей экономики на основе более эффективного использования национальных ресурсов. Выход зарубежных фирм на национальный рынок ведет к замещению или вытеснению менее эффективных национальных компаний, что приводит к перераспределению внутренних ресурсов между более и менее рентабельными компаниями и способствует росту производительности труда и доходов в принимающей стране.

Исследования  по выявлению эффекта зарубежных инвестиций на экономическое развитие принимающей страны установили: 
- ПИИ могут увеличить объем совокупного капитала, а значит, содействовать экономическому росту. Однако необходимо, чтобы зарубежные инвестиции не вытесняли равные суммы национальных капиталов вследствие роста конкуренции на рынках; 
- ПИИ содействуют экономическому росту, если они более рентабельны по сравнению с национальными капиталовложениями; 
- вклад ПИИ в увеличение экономического роста возможен только в условиях наличия связи между ПИИ и уровнем квалификации трудовых ресурсов.

ПИИ — основной канал передачи передовой  технологии развивающимся странам и государствам с переходной экономикой. Но негативную роль могут сыграть отдельные факторы. Правительство может предложить стимулы иностранным инвесторам, чтобы стимулировать ПИИ в целях пополнения валютных резервов и развития конкретных отраслей, являющихся стратегическими с точки зрения промышленной политики. Следствием такой политики может быть приток ПИИ. 
Эффект ПИИ на экономическое развитие зависит от уровня квалификации рабочей силы в принимающей стране. Существует тесная взаимосвязь между ПИИ и уровнем образования занятых лиц. ПИИ, как сказано выше, — основной канал передачи технологии, а ее реализация требует соответствующего уровня подготовки местных кадров, которые могут эффективно работать с передовыми технологиями. Это, в свою очередь, определяет влияние зарубежных капиталовложений на трудовые ресурсы — на уровень занятости, на стоимость оплаты труда, а также на рост квалификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иностранные инвестиции в Российской Федерации. 

       Эффективность практической реализации инвестиционной политики в современных условиях во многом определяет судьбу российской экономики, является важнейшим условием на пути успешного перехода страны к новому.

Российская  экономика в последние десятилетия развивалась в условиях острейшего инвестиционного кризиса. Практически все отрасли сталкивались с катастрофической нехваткой инвестиционных ресурсов не только для расширенного воспроизводства, но даже для поддержания функционирования имеющегося производственного потенциала в нормальном рабочем состоянии. Топливно-энергетический комплекс, в значительной мере ориентированный на экспортную деятельность, не является в этом смысле исключением. И это при том, что он в силу своей природы относится к числу высоко капиталоемких отраслей.

Наличие в России огромных запасов нефти, а также стремление развитых стран  в целях диверсификации поставок нефти и снижения зависимости от стран Ближнего Востока организовать новые дополнительные стабильные поставки нефти из России делает нефтедобывающую промышленность привлекательным объектом для иностранных инвестиций.

Кардинальное  изменение сложившегося в советскую  эпоху экономического строя и  замена его рыночной системой хозяйствования в РФ в последние десятилетия  в полной мере проявилась и в инвестиционной сфере. Если до середины 1980-х гг. она оставалась исключительно областью деятельности государства, то в последующий период произошло резкое свертывание инвестиционной деятельности государства, вместо которого в роли инвесторов выступили многочисленные частно-хозяйственные структуры, резко возросла роль иностранного капитала.

Категория защиты права собственности и  имущественных интересов инвесторов в международной практике обычно подразумевает наличие надежных правовых гарантий против таких действий государственных органов, как принудительное лишение инвесторов принадлежащего им движимого и недвижимого имущества в результате национализации или конфискации без своевременной выплаты владельцу разумной компенсации, неожиданного изменения базисных условий функционирования инвестированного капитала в результате принятия новых радикальных по характеру законов или подзаконных актов властями любого уровня.

При оценке состояния инвестиционного  климата в той или иной стране большое значение на международном уровне придается условиям, которые обеспечиваются ее властями именно для иностранных инвесторов. Именно в этой сфере зачастую возникают коллизии между общепринятыми в мировой практике нормами и принципами инвестиционного сотрудничества и «правилами игры», укоренившимися в национальной инвестиционной политике. Чем шире спектр таких противоречий, тем менее благоприятным может оказаться инвестиционный климат, причем не только для иностранных, но и для своих инвесторов.

Для России, как страны с «переходной экономикой», характерна незавершенность формирования конкретных условий функционирования рыночной экономики, в том числе и инвестиционного режима, адекватного современным критериям международного инвестиционного сотрудничества.

Оценивая  российскую действительность с позиций необходимости создания в стране более благоприятного инвестиционного климата, следует признать, что комплекс подлежащих решению проблем в этой сфере сближает Россию скорее с развивающимися, чем с промышленно развитыми странами. Специфическая особенность состоит, например, в том, что в нашей стране пока еще не созданы основополагающие условия для существования единообразного инвестиционного климата для всего ее экономического пространства.

На  микроуровне это проявляется в том, что пока лишь только малая часть потенциальных объектов для инвестирования готова к эффективному освоению средств в силу неприемлемо низкого качества управления. Российская модель рыночного управления только начинает складываться, и это представляет собой реальное препятствие для нормального развития инвестиционного процесса с широким участием иностранного капитала.

Львиная доля инвестиций сосредоточена в  регионах с высоким экономическим потенциалом и незначительным предпринимательским риском. Это особенно характерно для иностранных инвесторов.

Таким образом, при характеристике инвестиционного климата в России, вероятно, еще достаточно долго придется считаться с существованием значительных различий в условиях инвестирования в зависимости от реальной социально-экономической обстановки в регионах и степени готовности отдельных предприятий и даже отраслей к эффективному использованию инвестиционных ресурсов.Без создания адекватной правовой базы невозможно создать благоприятный инвестиционный климат.

Отмечая отставание в формировании четкой и  ясной правовой базы инвестиционной политики в России, нельзя отрицать, однако, и тот факт, что в последние годы все же удалось заложить основы федерального инвестиционного законодательства, все более соответствующего мировой практике. Теперь речь идет скорее о преодолении сохраняющейся его незавершенности, недостаточной «прозрачности» и стабильности, слабой координации этой работы между федеральными и региональными органами власти.

В последние годы с принятием I и II частей Налогового кодекса Российской Федерации было значительно улучшено налоговое законодательство, оно было существенно приближено к зарубежным стандартам. Впервые, в частности, был прописан принцип презумпции невиновности налогоплательщика. Также были сохранены налоговые льготы по соглашениям о разделе продукции.

Совершенствование российского федерального инвестиционного  законодательства предполагает также  существенное обновление и развитие уже действующих законов и  других правовых актов, регулирующих валютно-финансовую, внешнеторговую и банковскую сферы, а также вопросы приватизации, антимонопольного и земельного права.

Следует отметить, что содержание двусторонних международных инвестиционных соглашений, подписанных Россией, не вступает в противоречие с действующими в российском государстве правовыми нормами. В российской практике эффективность нормативных положений, закрепленных в законодательстве, зачастую оказывается неоправданно низкой и даже временами сводится на нет из-за отсутствия соответствующих подзаконных актов, которыми регламентируются механизмы и порядок применения принимаемых законов. Более того, встречаются и ситуации такого рода, когда подзаконные акты либо вступают в прямое противоречие с нормами, реализации которых они призваны способствовать, либо не до конца раскрывают заложенные в законодательных актах возможности.

Информация о работе Иностранные инвестиции и экономика