История развития маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение истории развития маркетинга.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- изучить сущность, цели, задачи и функции маркетинга;
- рассмотреть историю развития маркетинга за рубежом;
- рассмотреть историю развития маркетинга в России;
- изучить современное состояние маркетинга в России.

Содержание работы

Введение.…………………………………………………………….…………….…3
1. Теоретические основы маркетинга……………………………………….......….5
1.1. Сущность маркетинга………………………………………………….......…..5
1.2. Цели, задачи и функции маркетинга……………………………………...…..8
2. История развития маркетинга……………………………………………….….11
2.1. История развития маркетинга за рубежом ………………………………...11
2.2. История развития маркетинга в России ……………………………………14
2.3. Современное состояние маркетинга в России…………………….......…….23
Заключение……………………………………………………….............................30
Список литературы …………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая-История развития маркетинга.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»


Факультет дистанционных  технологий

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

по курсу: «Маркетинг»

 

на тему: Тик, тик, тики-тики-так

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань – 2013

 

 

 

 

Содержание

 

Введение.…………………………………………………………….…………….…3

1. Теоретические основы маркетинга……………………………………….......….5

1.1. Сущность маркетинга………………………………………………….......…..5

1.2.  Цели, задачи и  функции маркетинга……………………………………...…..8

2. История развития маркетинга……………………………………………….….11

2.1.  История развития маркетинга за рубежом   ………………………………...11

2.2. История развития маркетинга в России ……………………………………14

2.3.  Современное состояние маркетинга в России…………………….......…….23

Заключение……………………………………………………….............................30

Список литературы …………………………………………………………….…..33

 

Введение

 

Маркетинг – это, прежде всего, предпринимательская деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Современные специалисты в сфере экономики рассматривают его в более широком смысле – как философию бизнеса, определяющую стратегию и тактику фирмы (предприятия) в условиях конкуренции.

Как экономическое понятие  и особый вид предпринимательской  деятельности маркетинг возник на рубеже ХIХ – ХХ вв. Это было своего рода ответом на необходимость решать все более усложняющиеся проблемы реализации в условиях развития крупномасштабного производства и нарастающий конкуренции рынка. Появилась потребность осваивать новые, более эффективные приемы рыночной деятельности, когда на смену « рынка продавца «стал приходить «рынок потребителя».

Наша страна перешла  на рыночный путь развития экономики. В числе терминов, характеризующих  рыночную экономику, особое место принадлежит  слову «маркетинг». Оно всего за несколько лет из «буржуазного пасынка» у нас превратилось в престижную и необходимую реальность. Широкое распространение маркетинга  породило множество его различных определений. Но во всех определениях обязательно присутствуют слова «потребитель», «обмен», «деятельность». Именно они составляют фундамент маркетинга, главная формула которого – «Производить то, что продается, а не продавать то, что производится».

Маркетинг является многообразной  деятельностью, где переплетаются  психологические, социальные, нравственные, финансовые и экономические процессы.

Маркетинг является одной  из самых важных разновидностей экономической  и общественной деятельности, однако, его очень часто неправильно  понимают. Цель маркетинга – повышение  качества товаров и услуг, улучшение условий их приобретения, что в свою очередь приведет к повышению уровня жизни в стране, повышению качества жизни.

Целью курсовой работы является изучение истории развития маркетинга.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

- изучить сущность, цели, задачи и функции маркетинга;

- рассмотреть историю  развития маркетинга за рубежом;

- рассмотреть историю  развития маркетинга в России;

- изучить современное  состояние маркетинга в России.

Объектом исследования является маркетинг.

Предметом исследования является история развития маркетинга.

Информационную базу исследования составляет совокупность специальной  и научной литературы; экономические исследования по теме; справочная и периодическая литература по теме исследования.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

1. Теоретические основы  маркетинга

    1. Сущность маркетинга

 

Появление маркетинга как  определенной системы хозяйствования, метода решения производственно-рыночных проблем - это ни что иное, как ответная реакция хозяйственной единицы на процессы, происходящие в мире - как усложнение процессов производства и реализации товаров, жесткой конкурентной борьбы, частых сдвигов в характере и структуре рыночного спроса, его конъюнктурных колебаний.

Маркетинг - явление сложное, многоплановое и динамичное. Этим объясняется невозможность в одном универсальном определении дать полную, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику. Ныне выдвинуто около 2000 определений, каждое из которых рассматривает ту или иную сторону маркетинга либо дает попытку его комплексной характеристики.

Слово «marketing» образовано от английского «market»- рынок и  в переводе означает «рыночный» [16, с. 34].

По определению института  маркетинга США: маркетинг – это функция управления, которая организует и направляет коммерческую деятельность, связанную с оценкой и превращением покупательской потребности в эффективный спрос на специфический товар или услуги с тем, чтобы достичь намеченных прибылей или других целей, намеченных фирмой.

По определению Американской Ассоциации маркетинга: маркетинг –  это процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров  к покупателям и сбытом, чтобы  достигнутое таким образом разнообразие благ приводило к удовлетворению потребностей, как отдельных личностей, так и организаций.

Видный американский ученый – маркетолог Филипп Котлер дает следующее определение: маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

По определению Лиги  немецких ученых: маркетинг – это  система товарно-денежных отношений.

Маркетинг – комплекс организационно-технических функций  предприятия, связанных с реализацией  товаров и услуг.

Маркетинг – система  мероприятий по изучению рынка и  активного воздействия на потребительский  спрос [4, с. 5].

По определению Академии Управления РФ: маркетинг – система  мероприятий по изучению рынка, управлению производством конкурентоспособных  товаров и услуг и их эффективным сбытом с целью получения прибыли или другого коммерческого эффекта.

Современная концепция  маркетинга.

Успешная деятельность на рынках требует, с одной стороны, повышения конкурентоспособности  продукции на базе достижений науки  и техники, а с другой – систематического совершенствования форм и методов коммерческой работы. Эти два взаимосвязанных фактора, в конечном счете, и определяют уровень экономической эффективности деятельности.

Содержание маркетинга составляет совершенствование форм и методов коммерческой работы [2, c. 97].

В отличие от господствовавшего  ранее подхода, когда перед сбытовыми  звеньями ставилась задача реализовать  уже произведенную продукцию, концепция  маркетинга предполагает, что в основе хозяйственных решений должны лежать не столько возможности производства, сколько требования рынка. Поэтому процесс управления начинается с тщательного анализа рынка, его конъюнктуры, текущей и перспективной потребности, деятельности фирм – конкурентов. На этой основе разрабатывается программа маркетинга, определяются перспективные направления инвестиционной и сбытовой деятельности. Иными словами, маркетинг означает тесное взаимодействие между сферами производства и обращения, способствующее эффективности коммерческих операций.

Сущность маркетинга заключается в том, что деятельность фирмы на рынке должна обеспечивать:

  • надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;
  • создание такого товара, ассортимента товаров, который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;
  • необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.

Из сущности маркетинга вытекают основные принципы, которые  включают [14, c. 46]:

  1. Нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности.

2. Концентрацию исследовательских,  производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности.

3. Направленность предприятия  не на сиюминутный, а на долговременный  результат маркетинговой работы. Это требует особого внимания  к прогнозным исследованиям, разработки  на основе их результатов товаров рыночной новизны, обеспечивающих высокоприбыльную хозяйственную деятельность.

4. Применение в единстве  и взаимосвязи стратегии и  тактики активного приспособления  к требованиям потенциальных  покупателей с одновременным  целенаправленным воздействием на них.

Принципы маркетинга – исходные положения рыночной деятельности предприятия, предусматривающие знание рынка, приспособление к рынку и  активное воздействие на него.

Принципы маркетинга обусловливают общую направленность целей предприятия в области маркетинга.

 

1.2. Цели, задачи  и функции маркетинга

 

Главное в маркетинге – его целевая ориентация и  комплексность, то есть слияние воедино  всех отдельных составляющих этой деятельности.

Главная цель маркетинга – ориентировать производство на требования рынка, разработать план мероприятий по изучению рынка.

С позиций маркетинга, ориентированного на потребителя, цель маркетинга может состоять в [15, c. 38]:

- достижении максимального  потребления (цель маркетинга  – максимизация уровней производства  и потребления и, следовательно, благосостояния общества);

- достижении максимального  удовлетворения потребителя (цель  маркетинга, согласно которой маркетинг  помогает росту степени удовлетворенности  потребителя, а не просто способствует увеличению потребления);

- обеспечении максимально  широкого выбора (цель маркетинга, согласно которой маркетинг должен  дать потребителям возможность  найти продукт, полностью удовлетворяющий  их потребности и соответствующий их вкусам);

- максимального высокого  качества жизни (цель маркетинга, состоящая в том, что он обеспечивает наряду с качеством, количеством и разнообразием доступных товаров качество.

Цель маркетинга, ориентированного на производителя, выглядит более традиционно, и может заключаться в росте  объемов реализации, увеличении дохода компании, имиджа.

Цели маркетинга должны быть:

  • достижимыми;
  • понятными;
  • поддающимися ранжированию;
  • согласованными с общими целями и задачами предприятия;
  • контролируемыми;
  • ориентированными на определенные сроки их достижения;
  • предусматривающими средства морального и материального стимулирования их выполнения.

Задачи маркетинга:

1. Исследование, анализ  и оценка нужд реальных и  потенциальных потребителей продукции  фирмы в областях, интересующих  фирму.

2. Маркетинговое обеспечение  разработки новых товаров и услуг фирмы.

3. Анализ, оценка и  прогнозирование состояния и  развития рынков, на которых оперирует  или будет оперировать фирма,  включая исследование деятельности  конкурентов.

4. Формирование ассортиментной  политики фирмы.

5. Разработка ценовой политики фирмы.

6.Участие в формировании  стратегии и тактики рыночного  поведения фирмы, включая разработку  ценовой политики.

7. Сбыт продукции и  услуг фирмы.

8. Коммуникации маркетинга.

9. Сервисное обслуживание.

Организация маркетинга на предприятии предполагает использование функций маркетинга при взаимодействии предприятия с рынком [11, c. 73].

Функции маркетинга –  совокупность видов деятельности, направленных на обеспечение эффективной деятельности предприятия (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Функции маркетинга

Функции маркетинга представляют собой отдельные направления  маркетинговой деятельности. От специфики  деятельности фирмы зависит, какие  функции маркетинга целесообразно  применять, а какие – нет.

 

 

 

 

 

2. История развития маркетинга

2.1. История развития маркетинга за рубежом

 

Большинство учёных определяют маркетинг как вид деятельности человека, которая направлена на удовлетворение возникающих нужд и потребностей с помощью обмена. И хотя отношения  обмена возникли практически одновременно с возникновением человечества, становление маркетинга как отдельной науки стало происходить только после «великой депрессии», царившей на западе в 1923-1933 годах. Есть и другие мнения на этот счёт. 

Питер Друккер считал, что родиной  маркетинга стала Япония. В 1690 году в Токио поселился основатель в будущем знаменитого рода Мицуи, и открыл первый универсальный магазин. В этом магазине господин Мицуи проводил торговую политику, которая опережала своё время примерно на 250 лет. Впервые в истории торговли хозяин магазина ориентировался на своих покупателей, закупая только то, что было востребовано, предоставляя систему гарантий за качество товара, постоянно расширяя ассортимент товара. 

Информация о работе История развития маркетинга