Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение истории развития маркетинга.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- изучить сущность, цели, задачи и функции маркетинга;
- рассмотреть историю развития маркетинга за рубежом;
- рассмотреть историю развития маркетинга в России;
- изучить современное состояние маркетинга в России.
Введение.…………………………………………………………….…………….…3
1. Теоретические основы маркетинга……………………………………….......….5
1.1. Сущность маркетинга………………………………………………….......…..5
1.2. Цели, задачи и функции маркетинга……………………………………...…..8
2. История развития маркетинга……………………………………………….….11
2.1. История развития маркетинга за рубежом ………………………………...11
2.2. История развития маркетинга в России ……………………………………14
2.3. Современное состояние маркетинга в России…………………….......…….23
Заключение……………………………………………………….............................30
Список литературы …………………………………………
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»
Факультет дистанционных технологий
по курсу: «Маркетинг»
на тему: Тик, тик, тики-тики-так
Казань – 2013
Содержание
Введение.………………………………………………………
1. Теоретические основы
1.1. Сущность маркетинга………………………………………………….
1.2. Цели, задачи и
функции маркетинга………………………………
2. История развития маркетинга……………………………………………….…
2.1. История развития маркетинга за рубежом ………………………………...11
2.2. История развития маркетинга в России ……………………………………14
2.3. Современное состояние маркетинга в России…………………….......…….23
Заключение……………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………….…..33
Введение
Маркетинг – это, прежде всего, предпринимательская деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Современные специалисты в сфере экономики рассматривают его в более широком смысле – как философию бизнеса, определяющую стратегию и тактику фирмы (предприятия) в условиях конкуренции.
Как экономическое понятие и особый вид предпринимательской деятельности маркетинг возник на рубеже ХIХ – ХХ вв. Это было своего рода ответом на необходимость решать все более усложняющиеся проблемы реализации в условиях развития крупномасштабного производства и нарастающий конкуренции рынка. Появилась потребность осваивать новые, более эффективные приемы рыночной деятельности, когда на смену « рынка продавца «стал приходить «рынок потребителя».
Наша страна перешла на рыночный путь развития экономики. В числе терминов, характеризующих рыночную экономику, особое место принадлежит слову «маркетинг». Оно всего за несколько лет из «буржуазного пасынка» у нас превратилось в престижную и необходимую реальность. Широкое распространение маркетинга породило множество его различных определений. Но во всех определениях обязательно присутствуют слова «потребитель», «обмен», «деятельность». Именно они составляют фундамент маркетинга, главная формула которого – «Производить то, что продается, а не продавать то, что производится».
Маркетинг является многообразной деятельностью, где переплетаются психологические, социальные, нравственные, финансовые и экономические процессы.
Маркетинг является одной из самых важных разновидностей экономической и общественной деятельности, однако, его очень часто неправильно понимают. Цель маркетинга – повышение качества товаров и услуг, улучшение условий их приобретения, что в свою очередь приведет к повышению уровня жизни в стране, повышению качества жизни.
Целью курсовой работы является изучение истории развития маркетинга.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- изучить сущность, цели, задачи и функции маркетинга;
- рассмотреть историю
развития маркетинга за рубежом
- рассмотреть историю развития маркетинга в России;
- изучить современное состояние маркетинга в России.
Объектом исследования является маркетинг.
Предметом исследования является история развития маркетинга.
Информационную базу исследования составляет совокупность специальной и научной литературы; экономические исследования по теме; справочная и периодическая литература по теме исследования.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы маркетинга
Появление маркетинга как
определенной системы хозяйствования,
метода решения производственно-рыночн
Маркетинг - явление сложное, многоплановое и динамичное. Этим объясняется невозможность в одном универсальном определении дать полную, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику. Ныне выдвинуто около 2000 определений, каждое из которых рассматривает ту или иную сторону маркетинга либо дает попытку его комплексной характеристики.
Слово «marketing» образовано от английского «market»- рынок и в переводе означает «рыночный» [16, с. 34].
По определению института маркетинга США: маркетинг – это функция управления, которая организует и направляет коммерческую деятельность, связанную с оценкой и превращением покупательской потребности в эффективный спрос на специфический товар или услуги с тем, чтобы достичь намеченных прибылей или других целей, намеченных фирмой.
По определению Американской Ассоциации маркетинга: маркетинг – это процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к покупателям и сбытом, чтобы достигнутое таким образом разнообразие благ приводило к удовлетворению потребностей, как отдельных личностей, так и организаций.
Видный американский ученый – маркетолог Филипп Котлер дает следующее определение: маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
По определению Лиги немецких ученых: маркетинг – это система товарно-денежных отношений.
Маркетинг – комплекс
организационно-технических
Маркетинг – система мероприятий по изучению рынка и активного воздействия на потребительский спрос [4, с. 5].
По определению Академии
Управления РФ: маркетинг – система
мероприятий по изучению рынка, управлению
производством
Современная концепция маркетинга.
Успешная деятельность
на рынках требует, с одной стороны,
повышения
Содержание маркетинга составляет совершенствование форм и методов коммерческой работы [2, c. 97].
В отличие от господствовавшего ранее подхода, когда перед сбытовыми звеньями ставилась задача реализовать уже произведенную продукцию, концепция маркетинга предполагает, что в основе хозяйственных решений должны лежать не столько возможности производства, сколько требования рынка. Поэтому процесс управления начинается с тщательного анализа рынка, его конъюнктуры, текущей и перспективной потребности, деятельности фирм – конкурентов. На этой основе разрабатывается программа маркетинга, определяются перспективные направления инвестиционной и сбытовой деятельности. Иными словами, маркетинг означает тесное взаимодействие между сферами производства и обращения, способствующее эффективности коммерческих операций.
Сущность маркетинга заключается в том, что деятельность фирмы на рынке должна обеспечивать:
Из сущности маркетинга вытекают основные принципы, которые включают [14, c. 46]:
2. Концентрацию
3. Направленность предприятия
не на сиюминутный, а на
4. Применение в единстве
и взаимосвязи стратегии и
тактики активного
Принципы маркетинга – исходные положения рыночной деятельности предприятия, предусматривающие знание рынка, приспособление к рынку и активное воздействие на него.
Принципы маркетинга
обусловливают общую
1.2. Цели, задачи и функции маркетинга
Главное в маркетинге – его целевая ориентация и комплексность, то есть слияние воедино всех отдельных составляющих этой деятельности.
Главная цель маркетинга – ориентировать производство на требования рынка, разработать план мероприятий по изучению рынка.
С позиций маркетинга, ориентированного на потребителя, цель маркетинга может состоять в [15, c. 38]:
- достижении максимального
потребления (цель маркетинга
– максимизация уровней
- достижении максимального
удовлетворения потребителя (
- обеспечении максимально
широкого выбора (цель маркетинга,
согласно которой маркетинг
- максимального высокого качества жизни (цель маркетинга, состоящая в том, что он обеспечивает наряду с качеством, количеством и разнообразием доступных товаров качество.
Цель маркетинга, ориентированного на производителя, выглядит более традиционно, и может заключаться в росте объемов реализации, увеличении дохода компании, имиджа.
Цели маркетинга должны быть:
Задачи маркетинга:
1. Исследование, анализ
и оценка нужд реальных и
потенциальных потребителей
2. Маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг фирмы.
3. Анализ, оценка и
прогнозирование состояния и
развития рынков, на которых оперирует
или будет оперировать фирма,
включая исследование
4. Формирование ассортиментной политики фирмы.
5. Разработка ценовой политики фирмы.
6.Участие в формировании
стратегии и тактики рыночного
поведения фирмы, включая
7. Сбыт продукции и услуг фирмы.
8. Коммуникации маркетинга.
9. Сервисное обслуживание.
Организация маркетинга на предприятии предполагает использование функций маркетинга при взаимодействии предприятия с рынком [11, c. 73].
Функции маркетинга –
совокупность видов деятельности, направленных
на обеспечение эффективной
Рис. 1.1. Функции маркетинга
Функции маркетинга представляют собой отдельные направления маркетинговой деятельности. От специфики деятельности фирмы зависит, какие функции маркетинга целесообразно применять, а какие – нет.
2. История развития маркетинга
2.1. История развития маркетинга за рубежом
Большинство учёных определяют маркетинг как вид деятельности человека, которая направлена на удовлетворение возникающих нужд и потребностей с помощью обмена. И хотя отношения обмена возникли практически одновременно с возникновением человечества, становление маркетинга как отдельной науки стало происходить только после «великой депрессии», царившей на западе в 1923-1933 годах. Есть и другие мнения на этот счёт.
Питер Друккер считал, что родиной маркетинга стала Япония. В 1690 году в Токио поселился основатель в будущем знаменитого рода Мицуи, и открыл первый универсальный магазин. В этом магазине господин Мицуи проводил торговую политику, которая опережала своё время примерно на 250 лет. Впервые в истории торговли хозяин магазина ориентировался на своих покупателей, закупая только то, что было востребовано, предоставляя систему гарантий за качество товара, постоянно расширяя ассортимент товара.