Изучение схемы размещения торгового оборудования в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 21:22, реферат

Описание работы

Различаются следующие виды планировки торгового зала:
1. Линейная планировка (решетка) характерна для продовольственных магазинов с режимом самообслуживания и представляет собой параллельные линии торгового оборудования. Линейная планировка может быть четырех видов: продольная, поперечная, диагональная и смешенная (рис. 4.1). Это не лучший вариант с эстетической точки зрения, но подходит для магазинов, где покупатели планируют совершить много необходимых покупок и знают, где расположены основные продукты собственной "корзины" и где можно отыскать нечто необычное, чтобы побаловать себя. Исходя из этого, частые изменения расположения групп товаров в "решетке" представляются довольно рискованной затеей.

Файлы: 1 файл

6 Изучение схемы размещения торгового оборудования в магазине.docx

— 36.31 Кб (Скачать файл)

6 Изучение схемы размещения торгового оборудования в магазине.

 

Планировка  торговых площадей это первое что  должно учитываться при формировании структуры магазина. Это так называемый каркас всей системы эффективного продвижения  товара.

Различаются следующие виды планировки торгового  зала: 
1. Линейная планировка (решетка) характерна для продовольственных магазинов с режимом самообслуживания и представляет собой параллельные линии торгового оборудования. Линейная планировка может быть четырех видов: продольная, поперечная, диагональная и смешенная (рис. 4.1). Это не лучший вариант с эстетической точки зрения, но подходит для магазинов, где покупатели планируют совершить много необходимых покупок и знают, где расположены основные продукты собственной "корзины" и где можно отыскать нечто необычное, чтобы побаловать себя. Исходя из этого, частые изменения расположения групп товаров в "решетке" представляются довольно рискованной затеей.

Рис. 6.1.-Планировка торговых площадей. Тип "решетка".

 

Линейная  планировка торгового зала позволяет  четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия  для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала. В условиях линейной планировки покупатели наиболее эффективно воспринимают информацию о товарах. Изменением длины линии регулируется сосредоточение покупателей на различных участках торгового зала. Также к преимуществам линейной планировки следует отнести более эффективное использование площади торгового зала. Здесь прямоугольной конфигурации шириной 7-12 м целесообразно применять линейную расстановку с продольным размещением оборудования. В магазинах, ширина торгового зала в которых превышает 24 м, более эффективной оказывается смешанная расстановка оборудования. Причем комбинация линейного продольного и поперечного размещения требует учета многих факторов и определенного искусства. Рекомендуется использовать длину линий островных горок не более 20 м, поскольку большая их длина приведет к избыточному увеличению в магазине потоков покупателей и, тем самым затруднит их движение в торговом зале. При размещении торгового оборудования следует учитывать расположение имеющихся в помещении колонн, с тем, чтобы они находились в пределах линий и не мешали движению покупателей. 

Решетка экономична, так как оптимально использует торговую площадь. Но проблема состоит  в том, что она не привлекает посетителей, не всегда обеспечивает их прохождение  по всему магазину. Наверно, вы часто  замечали, что в центральных проходах в магазинах самообслуживания меньше покупателей. Связано это с тем, что человек предпочитает двигаться  по периметру. Сирил Н. Паркинсон  так объясняет это явление: "Неприязнь  к центру помещенья уходит к первобытным  временам. Входя в чужую пещеру, троглодит не знал, будут ли ему  рады, поэтому он был готов прижаться  спиной к стенам, а руками действовать. В центре же пещеры он был слишком  уязвим". Более половины современных  покупателей действуют точно  также - обходят магазин по периметру  и не заходят во внутренние ряды. Большинство покупателей правши, поэтому шаг правой ноги немного  больше, чем левой. Соединив две эти  особенности, мы получим объяснение, почему люди движутся в магазине против часовой стрелки.

Рис.6.2- Направление движения покупателей.

Обход по периметру - более простой, не требующий  размышления маршрут. А для того, чтобы зайти внутрь рядов, должна быть причина. Если что-то привлечет  внимание - повернет, а нет - так нет. Для того чтобы покупатель гарантированно прошел весь магазин, используется планировка в виде петли.

2. "Трек" - петля (синоним - боксовая планировка). Торговое оборудование размещено таким образом, что образует петлю, по которой покупатель двигается и тем самым вынужден обойти все отделы и посмотреть все предлагаемые товары (рис. 4.2). Боксовая планировка используется, как правило, в крупных, например, универсальных магазинах, где часто торговля ведется через прилавок. В таком случае торговый зал разбит на отделы, секции, павильоны, которые изолированы друг от друга. 

Тип боксовой планировки (трек, петля) обычно представляет собой центральный проход, к которому ведут несколько входов в маленькие  секции, которые похожи на отдельные  бутики. Разновидностью петли является и произвольная планировка.

Проблема  петли: если покупатель захочет повернуть  назад, (что-то забыл или просто хочет  посмотреть более внимательно), ему  придется двигаться навстречу общему потоку, против часовой стрелки. Если народу много, он может предпочесть  этого не делать. Правда, как известно, сразу найти все товары и не возвращаться хотят 90% покупателей. Но между желаниями и реальностью  порой существует разница. Если вы не позаботились о привлечении внимания к товарам, приготовьтесь к редкому встречному потоку незадачливых сыщиков и - полноводной реке покупателей, ушедших из магазина без нужных покупок.

Эту проблему можно решить так:

· не заставлять возвращаться - эффективно использовать указатели,

внутримагазинную  рекламу и информацию;

· не допускать  мысли о том, что возвращение  может быть сопряжено с проблемами

- обеспечить  достаточное пространство для  прохода и использовать

многосторонние  указатели, видные из любого места зала.

3. Выставочная планировка. Первая ассоциация, которую вызывает слово "выставочная" - это магазин-демозал, торгующий по образцам. Однако данный тип планировки часто встречается и в небольших магазинах, осуществляющих обслуживание через прилавок. Торговое оборудование (стеллажи, стойки, шкафы, прилавки) просто размещается вдоль стен. "Периметр выставки" может дополняться островным расположением оборудования, подобно тому, как расположены скульптуры в художественной галерее. В роли островов выступают отдельно стоящие торговые конструкции и крупногабаритные товары, размещенные прямо на полу. Традиционно использование выставочной планировки в магазинах светильников, предметов интерьера, ведь многие товары там на самом деле представляют собой произведение искусства! Многие товары предлагают осмотр с разных сторон для получения полного впечатления об их свойствах. 

И, например, на диване вам захочется, и посидеть, а торшер - включить. Специализированное оборудование (насосы, компрессоры) и  электроинструмент просто необходимо обойти со всех сторон: проверить, как  расположены места соединения и  крепления. В основных застекленных конструкциях прекрасно смотрится  посуда, которую навряд-ли попросите  продавца дать вам в руки. В магазинах (отделах) обуви и головных уборов место в центре часто отводится для примерки.

4. Смешанная планировка позволяет уйти от однообразия и подчеркнуть различия отделов в крупных магазинах. Устав от строевого шага вдоль рядов, покупатель с удовольствием отдохнет у прилавка или в уютном бутике. При использовании комбинаций планировки (часть оборудования расположена продольно, часть поперечно и диагонально) очень важно позаботиться об указателях и знаках, чтобы совершение покупок не обернулось для покупателя кошмаром в лабиринте. 

Залезая внутрь лабиринта, он должен представить  себе картину, как будет двигаться  дальше. А вы только представьте, какое  количество информации покупатель должен держать в голове! Ведь надо, во-первых, не забыть купить все, зачем пришел, во-вторых, принимать множество решений  о выборе марки, в-третьих, переваривать новые сообщения о товарах  и скидках. Не забудьте и про суммирование цен и сопоставление объема покупок  с содержимым кошелька. Так что, если покупатель будет еще и думать о том, как ему двигаться, неудивительно, что он склонится в пользу электронных  магазинов. 
Данный вид планировки мы можем встретить в торговом доме "На Немиге".

5. Произвольная планировка. К "петле" ее относят потому, что при расположении оборудования обязательно учитывается направление движения покупателей.

Произвольная  планировка является самой дорогой, используется в небольших магазинах, а также в бутиках в рамках крупных торговых центрах. Здесь  царит расслабленная атмосфера, что способствует поощрению покупателя к покупке. Роль стимула, подгоняющего покупателя ходить по магазину, исполняют  продавцы. 
Направления движения покупателей ничем не ограничены, люди могут свободно переходить с одного участка зала на другой, подходить к стеллажам, прилавкам, витринам, осматривать товар в любой последовательности. Большинству покупателей нравится именно свободная планировка, так как они предпочитают чувствовать себя в магазине непринужденно.

Сегодня работники торговли понимают важность этого мероприятия, как планировка магазина и используют разные приемы, чтобы заставить покупателя походить по магазину и обратить его внимание на представленные товары. 

В магазине Веста №142 применяется линейная планировка (Приложение Г), которая  характерна для магазинов с самообслуживанием. Направление движения покупателей  осуществляется против часовой стрелки, охватывая основные полки с товаром, тем самым позволяя покупателю пройтись по периметру всего магазина. Я  считаю что это наиболее оптимальная  планировка для такого типа магазина из-за большого ассортимента товара. Данная планировка выгодна тем, что она  ускоряет темпы обслуживания покупателей  и не столь затратная как торговля через прилавок. Торговля через прилавок представлена лишь в нескольких отделах  магазина, где режим самообслуживания не возможен и не практичен, например в колбасном отделе, где осуществляется предпродажная обработка колбасы  и мясных изделий.  В линейной планировке также есть и свои минусы. Один из самых основных минусов в  том, что существует огромная вероятность  того, что покупатель пройдет мимо сомой решетки и обойдет магазин  лишь по периметру. В магазине Веста  №142 сделаны специальные стенды с рекламой, для привлечения внимания покупателей. Второй минус решетки  это большое количество краж, из-за режима самообслуживания. Для этого  существуют специальные контролеры которые пытаются предотвратить  кражу. К сожалению в Весте  № 142 не стоит специального видео-оборудования. Так же там нет специальных  магнитных рамок для контроля за выносом дорогостоящих алкогольных  напитков и прочих продуктов обозначенной специальной магнитной лентой.


Информация о работе Изучение схемы размещения торгового оборудования в магазине