Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:47, доклад
На основе рекомендаций Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жайнеро, 1992 г.), определяющих принципы согласованной политики устойчивого развития мирового сообщества и сохранения экосистемы Земли, в России разработаны основополагающие документы, в том числе утвержденная Указом Президента РФ «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Все эти документы нацелены на сбалансированное решение задач социально-экономического развития на перспективу и сохранения
благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей населения.
На основе рекомендаций Конференции ООН по окружающей среде
и развитию (Рио-де-Жайнеро, 1992 г.), определяющих принципы
согласованной политики устойчивого развития мирового сообщества и
сохранения экосистемы Земли, в России разработаны основополагающие
документы, в том числе утвержденная Указом Президента РФ «Концепция
перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
Все эти документы нацелены на сбалансированное решение задач
социально-экономического развития на перспективу и сохранения
благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного
потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей населения.
Для достижения этих целей принято более 30 федеральных законов
и 41 федеральная целевая программа (ФЦП), основными из которых для
Владимирской области являются ФЦП «Возрождение Волги» и ФЦП
«Питьевая вода».
В развитие федерального законодательства во Владимирской
области вступили в силу 218 новых нормативных
правовых актов по вопросам природопользования и охраны окружающей
среды, разработано 8 областных целевых экологических программ.
Благодаря принимаемым мерам, несмотря на рост объемов
промышленного производства и старение основных природоохранных
фондов, удалось сохранить позитивные тенденции стабилизации
состояния окружающей среды.
Проблемой промышленных предприятий Владимирской области, да
и всей России в целом являются вопросы компенсационных платежей и
санкций за загрязнение окружающей среды и нерациональное
использование природных ресурсов. Тяжелейшее финансово-
экономическое положение абсолютного большинства предприятий
заставляет инженерную мысль работать не на вопросы снижения загрязнения окружающей среды, не на вопросы рационального
использования природных ресурсов, а на поиск путей ухода от
ответственности. Когда стоит вопрос о выживании: быть или не быть
заводу, комбинату, фабрике, то руководителям, обычно, бывает не до
экологии.
За годы реформ износились основные
природоохранные фонды, что природные ресурсы десятилетиями брались,
практически даром и это выработало определенную потребительскую
психологию наших людей.
Впереди грядут институциональные преобразования, затрагивающие
природоохранную деятельность, совершенствование природо-
охранительного законодательства, экономических инструментов, новых
механизмов принятия решений, обеспечивающих достижение
поставленных целей. А цель у всех одна: повышение эффективности
производства при минимальном ущербе для окружающей природной
среды.
Должна возрасти роль тесного взаимодействия природоохранных
организаций с другими органами исполнительной власти, предприятиями,
экологически ориентированными общественными организациями и
деловыми кругами. Нельзя допустить, чтобы отношения
«природопользователь - контролер» строились на принципе боязни одного
и недоверия другого. Здесь должны быть нормальные экономические
отношения.
Рациональное природопользование
1. Минерально-сырьевая база
Владимирская область в полной мере обеспечивает себя основными
общераспространенными природными ресурсами.
Минерально-сырьевая база имеет широкий ассортимент сырья для
производства строительных материалов: глин кирпичных, керамзитовых и
для цемента; песков строительных, силикатных, для стекольной и
металлургической промышленности; песчано-гравийных материалов;
карбонатных пород - извести, флюса и известковой муки.
Геохимическими исследованиями последних лет, проведенными по
федеральной и областной программам, на территории области выявлены
аномалии золота, никеля, бария, марганца, углеводородных и других
полезных ископаемых, являющихся нетрадиционными для Владимирской
области. В целом на разведку минерально-сырьевых ресурсов
области затрачено 9,2 млн руб. федеральных и областных средств.
Леса
Основным природным богатством области являются ее леса,
которые по своей продуктивности занимают одно из первых мест в
Российской Федерации. Расчетная лесосека области составляет 1 млн
616,7 тыс. м
3
, в том числе 719 тыс. по хвойному хозяйству. Более половины лесов на 45 участках лесного фонда с запасом
древесины 815 тыс. м
3
передано в аренду лесопользователям
Выход из создавшегося положения видится в реструктуризации
лесопромышленного комплекса в соответствии с основными
направлениями его развития на 2000 - 2005 г. Проектом программы
действий администрации Владимирской области в социально-
экономической сфере предусмотрены мероприятия по освоению
лиственной, в том числе низкосортной древесины, имеющие как
нормативное, так и прикладное значение. В последние годы произошли сильные пожары которые охватили тысячи гектаров лесных насаждений в Гусь- Хрустальном районе, Меленковском районе, и др. (июль- август 2010 г.), что привело к большой потере в экологическом равновесии растительного и животного мира, потери строительного материала и древесины, а так же оттравление атмосферы угарным газом и вредными веществами горения.
Экологические проблемы
1. Отходы.
Наиболее значимой для области проблемой в вопросах
экологической безопасности продолжает оставаться загрязнение
окружающей среды и в первую очередь промышленными и бытовыми
отходами. в области зарегистрировано более 260 свалок
из них несанкционированных - 187. Санитарное и экологическое состояние санкционированных свалок
вызывает серьезную озабоченность. Предприятия ЖКХ, эксплуатирующие
свалки, имеют разрешения на размещение отходов и лицензии на
осуществление деятельности по обращению с отходами, тем не менее
состояние данных объектов, их обустройство, технология эксплуатации не
соответствуют требуемым природоохранным нормам.
Ежегодные мероприятия по санитарной очистке хотя и
способствуют улучшению внешнего облика городов и поселков, но не
способны кардинально решить проблему отходов. Несанкционированные
свалки остаются неизменными нашими спутниками, располагаясь в
оврагах, отработанных карьерах, лесах и на обочинах дорог.
Лишь в Кольчугинском административном округе дела обстоят
более-менее благоприятно. В остальных - эта проблема остается на
первом плане, и особенно в городах Владимире, Коврове, Муроме,
Собинском, Петушинском, Ковровском и некоторых других районах из-за
отсутствия специализированных предприятий по обезвреживанию,
переработке и захоронению отходов. Построить такие предприятия в
каждом районе проблематично как в экологическом, так и в финансовом
плане.
Очистка стоков
Не мене важной остается задача очистки промышленных и
хозяйственно-бытовых стоков. Пришли в негодность и работают не в
проектных параметрах очистные сооружения в городах Камешково,
Покров, Петушки, Лакинск, Собинка, Вязники и в некоторых других
населенных пунктах.
В результате 97 % стоков, что составляет 190 млн м
3
, отводятся в
водные объекты неочищенными или недостаточно очищенными.
Несмотря на снижение сбросов загрязняющих веществ,
обусловленное в основном предшествующим спадом производства,
экологическая обстановка на водных объектах области по-прежнему
остается напряженной.
Качество воды большинства водотоков не отвечает нормативным
требованиям. По данным гидрохимического мониторинга около 1/3 из
числа контролируемых створов имеют воду 5 - 7-го классов качества по
семибалльной шкале индекса загрязнения вод, характеризуясь как грязная,
очень грязная и чрезвычайно грязная.
Отрицательно сказалась передача сельских очистных сооружений на
баланс организаций жилищно-коммунального хозяйства, где большинство
из них находятся в аварийном состоянии. В населенных пунктах области
из-за несовершенства технологии очистки, низкого уровня эксплуатации, 13
неудовлетворительного состояния очистных сооружений и недогрузки их
по гидравлике (а в ряде случаев перегрузке) не обеспечиваются проектные
показатели очистки сточных вод.
С участием областного финансирования намечено продолжение
реконструкции очистных сооружений биологической очистки в городах
Коврове, Кольчугине, Лакинске, Меленках в общем объеме порядка 7 - 8 млн руб.
Одновременно прорабатывается вопрос проведения пуско-
наладочных работ на сельских очистных сооружениях силами городских
водопроводно-канализационных предприятий с последующей передачей
им этих сооружений в оперативное управление.
К сожалению, темпы восстановительных работ явно недостаточны, а
проблема сельских очистных сооружений стала иметь чрезвычайный
характер и требует незамедлительного решения, которое невозможно без
совместных усилий областных и местных органов исполнительной власти,
природоохранных структур, эксплуатирующих организаций и
финансирования из всех возможных источников.
Питьевое водоснабжение
Оценка состояния водных объектов - источников питьевого
водоснабжения показывает, что ситуация с обеспечением населения
качественной питьевой водой постоянно ухудшается. Практически ни
один из городов и районов области не обеспечивается в течение года
питьевой водой, качество которой отвечало бы санитарно-гигиеническим
требованиям по физико-химическим, органолептическим и
микробиологическим показателям. Более половины городских и
поселковых водопроводных сетей имеют физический износ от 50 до 100%
и находятся в аварийном состоянии.
Решение задач по улучшению качества питьевой воды,
восстановлению, реконструкции и строительству систем водоснабжения,
укреплению
производственно-
водопроводно-канализационного хозяйства, охране и улучшению
состояния водных объектов призвана осуществить принятая
Законодательным собранием Владимирской области в 1999 г.
региональная программа "Обеспечение населения Владимирской области
питьевой водой с 1999 по 2010 годы" с общим объемом финансирования
более 1,7 млрд руб.
Организация исполнения и контроль за реализацией программы
возложены на региональную комиссию. Однако из-за отсутствия
финансовой поддержки бюджетов всех уровней программа практически не14
реализуется, к этому ведет также отсутствие проектно-сметной
документации по объектам, включенным в программу.
Законо- и нормотворческая деятельность
Решение задач улучшения состояния окружающей природной среды
должно осуществляться путем совершенствования действующих,
разработки и внедрения новых механизмов экологической политики
(включая нормативную правовую базу, экономическую и финансовую
системы, государственные экологические мониторинг и контроль,
экологическую экспертизу), а также проведением научных исследований в
целях более глубокого понимания экологических проблем и поиска путей
их решения, формирования общественного экологического сознания.